Физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности является необходимым условием в воспитании подрастающего поколения, и в свою очередь, это не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России [1]. Занятия физической культурой и спортом – это способ воспитания молодого поколения, путем формирования нравственно-волевых качеств, к которым относится: целеустремленность, упорство, настойчивость, находчивость, организованность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных трудностей и препятствий. В ходе занятий, учащимся крайне необходимо достижение осознанной дисциплины, четкого выполнения правил и обязательств.
Образовательный процесс в современных школах всё больше и больше характеризуется увеличением объёма знаний за счёт притока новой информации. Для успешного освоения образовательных программ, усвоения учебного материала в надлежащем объёме от учащихся требуется достаточно высокое проявление интеллектуальных, творческих и волевых усилий [2; 3]. Современный школьник должен уметь принимать решения, нести за них ответственность, обладать активностью, целеустремлённостью, уметь преодолевать внутренние и внешние барьеры, мешающие достижению поставленной цели. Настойчивость, упорство, решительность и выдержка являются важнейшими составляющими волевой сферы для успешной учебной деятельности и развития ребёнка. Исследователями доказано, что физическая культура играет важную роль в формировании нравственно-волевых качеств. В работах по теории и методике физического воспитания детей школьного возраста отмечается, что активные занятия разнообразными физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми способствуют формированию у детей жизненно важных физических и волевых качеств [4]. Актуальность проблемы обусловлена тем, что у части выпускников средних школ оказываются слабо сформированными такие важные личностные качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм. [5].
Физическая культура всегда помогала людям приобретать нравственное воспитание и развивать это воспитание в подрастающем поколении. Она всегда стояла и будет стоять у истоков нравственности.
Одной из целейспорта является столкновение, противостояние, преодоление страха. Главным во всех этих видах спорта, по мнению большинства, является именно физическая подготовка, однако, наличие нравственно-волевых качеств играет не меньшую роль. Эти качества помогают достойно принять поражение, и не сдаваться после этого, а учесть свои ошибки и дальше идти к поставленной цели [6].
Нравственно-волевые качества лежат в основе почти всех действий человека. Развитие нравственно-волевых качеств учащихся может успешно проходить на занятиях по физическому воспитанию. Потому что сама физическая активность создает для нее почти все возможные условия. Честность, вежливость, уважение, трудолюбие, взаимопомощь, целеустремленность, настойчивость, смелость, самостоятельность, выдержка – все эти качества наглядно отражаются как при занятиях физическими упражнениями, так и в игровых ситуациях [7].
Как отмечает В.Н. Петрова можно выделить следующие задачи в воспитании нравственно-волевых качеств старших дошкольников:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Привычку играть трудиться, заниматься окружающим сообща.
3. Стремление радовать окружающих хорошими поступками.
4. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
5. Научить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
6. Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
7. Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т.д.
8. Воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков.
9. Воспитать умение отстаивать свои поступки и поступки других людей; развить стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для различные речевые средства [8].
Одним из наиболее эффективных способов формирования нравственно-волевых качеств является использование физической культуры. К такому выводу можно прийти в связи с проблемами, наблюдаемыми у подрастающего поколения: низкое физическое развитие подростков; отсутствие интереса к регулярным занятиям спортом; отсутствие физической и психологической устойчивости у юношей; отсутствие культа здорового образа жизни [5].
Основными средствами физического воспитания в формировании нравственной, моральной и духовной культуры школьника всегда явились: элементы физических упражнений, которые обеспечивают школьнику дисциплину; природная среда; теоретическая подготовка; гигиеническая обеспеченность (места занятий, инвентарь, оборудование, одежда); специально-подготовительные упражнения (развивающие, подводящие); строевые упражнения (перестроения); эстафетный бег (специальные беговые упражнения в парах, по несколько человек).
К основным методам формирования нравственно-волевых качеств школьника в процессе физического воспитания относят: строго регламентированный метод упражнений; визуальное воздействия (зрительной наглядности); вербального воздействия (объяснение, рассказ, беседа, разбор, оценка, поощрение); использование технических средств (видео); целостного педагогического процесса: методы формирования сознания (работа с книгой, метод примера), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучения, демонстрации, создание воспитывающих ситуаций) [4].
Таким образом, воспитание нравственно-волевых качеств у подрастающего поколения необходимо осуществлять за счёт обогащения нравственного опыта детей путем организации коллективной жизни, побуждающей их сотрудничать с другими детьми, считаться не только со своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих. Мощный оздоровительный потенциал физической культуры и спорта дает возможность в формировании нравственно-волевых качеств подростков и гармонично развитой личности.
Список литературы:
1. Бикьянова Ф. Р. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в жизни студентов. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-i-fizkulturno-ozdorovitelnaya-deyatelnost-v-zhizni-studentov/viewer (дата обращения: 08.12.2022).
2. Даргевичене Л. И., Леонова Е. В. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2015. 41-44 с.
3. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры. М.: Советский спорт, 2005. 256 с.
4. Гусейнов А. Г. Педагогические условия развития физических и нравственно-волевых качеств у юных спортсменов: автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.01. Махачкала, 2008. 31 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / Л.И. Божович. М.: 1995. 352 с.
6. Балдина О. В. Воспитание нравственных качеств школьников в процессе занятий физической культурой и спортом. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-nravstvennyh-kachestv-shkolnikov-v-protsesse-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom (дата обращения: 08.12.2022).
7. Виноградова, Н. Д. Морально-волевые качества личности / Н. Д. Виноградова. – М.: Академия, 2001. 165 с.
8. Петрова В. Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов.: М, Мозаика-Синтез, 2007. 143 с.