ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ОБЛАСТИ СЭД - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ОБЛАСТИ СЭД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы импортозамещения поднимались государственными компаниями ещё в конце XX века - начале XXI, однако активные действия начались только после кризиса 2014 года и введения санкций против государственного сектора экономики Российской Федерации [1]. Курс рубля стал ещё одним стимулятором для перехода на отечественное ПО, ведь приобретение российских программ обходилось предприятиям намного дешевле покупки лицензированного зарубежного ПО.

В 2016 году вступил в силу федеральный закон №188 о создании единого реестра российского программного обеспечения, который был создан в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки [1].

Сейчас, в условиях появления всё новых и новых пакетов санкций в адрес Российской Федерации и ухода иностранных предприятий с нашего рынка, в повестке дня всё чаще можно заметить слово «импортозамещение». Государство инвестирует средства и использует все имеющиеся у них ресурсы и рычаги давления, для способствования скорейшему переходу на российское ПО.

«За прошедшие 7 лет в стране было успешно реализовано более 1,5 тысяч проектов по созданию аналогичных программных решений, которые ранее поставлялись из-за рубежа. Все это время ИТ-отрасли уделялось особое внимание, в результате чего объем отечественных решений на рынке увеличился в 5 раз», сообщают российские аналитики [2].

Владимир Путин так же заявил, что теперь каждое предприятие будет нести персональную ответственность за процессы импортозамещения. В связи с этим, процесс перехода к новым системам стал более активным. А Правительство согласно постановлению №550 обязалось субсидировать проекты по разработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий [3].

Вместе с этим, рынок СЭД и ЕСМ-систем активнее остальных развивается в сфере импортозамещения. Данный факт связан с тем, что отечественным разработчикам проще адаптироваться к принципам работы с документами на территории РФ, за счёт чего скорость введения в эксплуатацию систем созданных на базе российских компонентов намного выше в соотношении с иностранными. А государственный сектор, является первым на очереди по внедрению подобных решений, ведь по большей части именно на него и ориентирована политика импортозамещения, в чём можно наглядно удостовериться, взглянув на рисунок 1 [4].

Рис. 1 Отраслевое распределение проектов внедрения СЭД/ЕСМ-систем (за период наблюдений с 2005 по декабрь 2020 года) [4]

Хотя программа импортозамещения и является прогрессивной и показывает положительную динамику, нельзя не упомянуть минусы, без которых не обходится реализация ни одного проекта. Внедрение новых технологий, разработанных отечественными специалистами происходит с задержкой, в связи с ограниченным финансированием, нехваткой ресурсов для приобретения и использования нового программного обеспечения у компаний, а также в некоторых, частных случаях складываются такие ситуации, при которых производства вводят в эксплуатацию новые программы не состоящие в реестре отечественного ПО, что соответственно исключает возможность быстрого перехода на ещё более новую систему, соответствующую всем требованиям, так как данное событие непременно приведёт как к материальным так и к организационным трудностям.

Также переход на импортозамещающее ПО сложен тем, что множеству работников единовременно достаточно сложно перестроиться на новый лад и заменить привычную программу для работы на совершенно новую. В это время внимание стоит уделить службе поддержки и позаботиться о её непрерывном взаимодействии с персоналом, для того чтобы переход не стал временным коллапсом для рабочего процесса.

Директорский состав по работе с партнерами компании ЭОС, в свою очередь считает, что одной из проблем перехода является неподготовленность драйвером и невозможность импортирования некоторых необходимых программ в Linux-среду. «Есть в ИТ-инфраструктуре вещи, которые не дают это сделать здесь и сейчас» [5].

Если ознакомиться с выступлениями различных специалистов, работающих в сфере ИТ, СЭД в частности, то можно заметить, что точной цифры, дающей нам понимание о соотношении количества государственных органов, работающих на отечественном ПО и на иностранном, нет. Таким образом, по мнению аналитиков, число варьируется от 50% до 90%.

Отсутствие единых стандартов – вот ещё одна причина по которой процесс импортозамещения нельзя произвести в короткие сроки. Ссылаясь на издание «SearchInform», можно заявить, что отечественные решения есть, они совершенствуются, но из-за постоянно меняющихся условий, с точки нормативно-правовой базы, разработчикам прикладного ПО приходится довольно тяжело [5].

Хотя нормативно-правовая база в области импортазамещения ПО и не является обширной, невозможно оставить без внимания федеральный закон №188 разработанный Минкомсвязи и подписанный Президентом России Владимиром Путиным 29 июня 2015 года о создании единого реестра российского программного обеспечения. Данный закон вступил в силу 1 января 2016 года и до сих пор имеет правовую силу, ежегодно пополняя список. Что демонстрируется на рисунке 2 [6].

Рис. 2 Лидеры по поставке собственных ИТ-решений из реестра отечественного ПО по выручке за 2021 год (в млн. руб.) [6]

В данный момент единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных включает в себя 15093 ПО от 4956 правообладателей [1].

Крупнейшие поставщики сторонних ИТ-решений из реестра отечественного ПО по выручке за 2021 год представлены на рисунке 2 [6].

Рис. 3 Лидеры по поставке сторонних ИТ-решений из реестра отечественного ПО по выручке за 2021 год (в млн. руб.) [6]

Процесс импортозамещения благоприятно влияет на экономику нашей страны. СЭД как основополагающая составляющая процесса работы многих компаний и государственных органов, так же подвержена реструктуризации. Как сказал когда-то Фридрих Ницше «Что не убивает нас, делает нас сильнее» и эта строчка из его учений о сверхчеловеке как нельзя лучше описывает сложившуюся ситуацию на отечественном рынке СЭД. Хотя в системе импортозамещения и существуют проблемы, которые касаются как правовой базы, так и финансовых, временных ресурсов, процесс уже запущен и российские компании не намерены сдаваться. В настоящее время государство, как и сами компании, прикладывает большие усилия для того, чтобы рынок отечественного ПО пополнялся всё большим числом качественных проектов, которые можно было бы ввести в эксплуатацию в ближайшие сроки. Что непременно сказывается на показателях доходности отечественных производителей, количестве программ и количестве правообладателей, занесённых в реестр отечественного ПО. Все эти события дают нам понять, что рынок активно развивается и в скором времени СЭД произведённые на территории нашей страны смогут выйти за пределы рынка Российской Федерации и возможно даже составить конкуренцию таким флагманам как Microsoft, Documentum, Hummingbird.

Литература

1. Реестр программного обеспечения // URL: https://reestr.digital.gov.ru/ (дата обращения 03.11.2022)

2. Драйверы ИТ-импортозамещения в России [Интернет-источник] // URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 04.11.2022)

3. Постановление Правительства РФ от 3 мая 2019 г. N 550 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Российскому фонду развития информационных технологий на поддержку проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий" // URL: https://base.garant.ru/72240584/?ysclid=la4a6t1gug51579268 (дата обращения 04.11.2022)

4. СЭД в России: отраслевая специфика [Интернет-источник] // URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 03.11.2022)

5. Как ИТ-компании оценивают импортонезависимость ПО в федеральных и региональных органах власти [Интернет-источник] // URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 04.11.2022)

6. Крупнейшие поставщики ИТ-решений из реестра отечественного программного обеспечения [Интернет-источник] // URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 05.11.2022)

Просмотров работы: 9