ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВОДЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВОДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Игра – один из видов деятельности людей. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны. Что первая, что вторая позволяют значительно упростить процесс приобретения навыков. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, смелость, проявляется активность, настойчивость, инициатива и самостоятельность. Также в игре воспитываются чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.

Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Побуждающим мотивом игровой деятельности является соревнование между отдельными участниками и целыми коллективами. Взаимоотношения и поведение играющих регулируются правилами и судейством. Подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств [2]. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующем, как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Игровой метод – широко применяется на начальном этапе обучения плаванию. В игровом методе всегда есть сюжетное содержание. Для него характерны: 1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры; 2) вариативное применение полученных умений и навыков в связи с изменяющимися условиями игры; 3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях; 4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств. Игра повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания [4].

Таким образом, цель данной работы является изучение подвижных игр на воде как средства обучения и преподавания плаванию.

Для выполнения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

1)рассмотреть целесообразность и возможность применения подвижных игр на воде;

2)показать различные виды и комплексы подвижных игр на воде;

3)исследовать методический материал для проведения подвижных игр.

Целесообразность и возможность применения той или иной игры

Игра может быть интересной лишь в том случае, если она содержит двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения. Если игра проводится впервые или же содержит, хотя и несложные, но незнакомые упражнения (движения), она должна предварительно проводиться на суше. Подвижные игры на воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений; изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми -- непременно в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Но повторяю: это одно и то же движение или, например, элемент техники.

Очень важный момент в подготовке и проведении игр - назначение капитанов команд. Здесь не всегда оправданно волевое решение педагога. Хотя, с другой стороны, если спросить детей: «Кто будет капитаном?», -- почти все они закричат: «Я!». Оправдывает себя, судя по опыту работы с дошкольниками, конкурс «на капитана», участники которого должны проявить смелость, ловкость, сообразительность, быстроту мышления, организаторские способности. Выбранных капитанов нужно ознакомить с их обязанностями.

Продолжительность каждой игры определяется: типом урока, задачами урока в целом и каждой его части в отдельности; уровнем подготовленности занимающихся; условиями проведения игры.

Виды и комплексы подвижных игр на воде

Существует следующая классификация подвижных игр на воде:

Командные игры − участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.

Некомандные − участники не делятся на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи.

Сюжетные игры − основаны на определенной тематике: например, «Сердитая рыбка», «Рыбаки и рыбки» и т. д.

Бессюжетные − основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме [3]: «Кто первый?», «Кто дальше?», «Кто дольше?» и т. д.

По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:

для ознакомления со свойствами воды;

для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники;

для ознакомления с элементами прикладного плавания;

для развития физических качеств;

для эмоционального воздействия;

для повышение физической подготовленности занимающихся

Приведем несколько примеров подвижных игр на воде [1]:

«Море волнуется»

Задачи игры: освоение с водой, ознакомление с плотностью и сопротивлением воды.

Описание игры: играющие становятся в шеренгу по одному у бортика. По сигналу «Море волнуется» дети расходятся в любом направлении, выполняя произвольные гребковые движения руками, помогающие передвижению по дну в воде.

Правила игры: по команде «На море тихо» играющие стараются быстро занять первоначальное положение.

«Кто выше?»

Задачи игры: освоение с водой, ознакомление со специфическими свойствами воды, овладение умением принимать наиболее обтекаемое положение тела.

Описание игры: дети становятся лицом к педагогу. По его команде все приседают, а затем выпрыгивают как можно выше из воды, оттолкнувшись ногами от дна, а руками – от воды.

Правила игры: после каждого прыжка объявляется победитель.

Методические указания: следует объяснить причину успеха победителей (умение напрягать мышцы тела и вытягиваться, принимая наиболее обтекаемое положение тела).

«Водолазы»

Задачи игры: совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде.

Описание игры: игроки («водолазы») достают со дна тонущие игрушки, листочки. Игра может быть и командной. Выигрывает команда, игроки которой собрали все предметы раньше, чем другая команда.

Методические указания: число брошенных на дно предметов должно соответствовать количеству «водолазов».

«Поезд в тоннель»

Задачи игры: совершенствование навыков ныряния, открывания глаз в воде, ориентирования под водой.

Описание игры: участники игры выстраиваются в колонну по одному («поезд»). Двое игроков стоят лицом друг к другу, держась за руки над водой («тоннель»). Чтобы «поезд» прошел в «тоннель», играющие поочередно подныривают. Вариант – «поезд» может пройти через обруч, который держит педагог. Можно усложнить задачу, разместив два или три «тоннеля» на некотором расстоянии друг от друга.

Методические указания: во время ныряния нужно обязательно открывать глаза и выполнять произвольные гребковые движения руками и ногами.

«Крокодилы на охоте»

Задачи игры: освоение горизонтального положения, движений ногами, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Может быть командной и некомандной. Из положения упора лежа играющие передвигаются на руках по дну, выполняя при этом заданные (или по желанию) движения ногами. Побеждает тот, кто раньше других доберется до «добычи».

Методические указания. Глубина воды — не более 40—50 см. Разрешается (и даже поощряется) передвижение с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед).

Подвижные игры как метод обучения и преподавания плаванию

Для проведения подвижных игр в воспитательных и образовательных целях следует придерживаться следующих рекомендаций. При подборе игр, необходимо учитывать, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы. Сложность игры подбирается в соответствии со следующими параметрами: уровень плавательной подготовленности, физическое развитие детей. Любая игра выступает средством познания окружающего мира. Необходимо, чтобы игра предусматривала активную роль всех занимающихся. Игра является средством эмоционального воздействия. В процессе обучения плаванию игра выступает средством регулирования физической и психической нагрузки. С помощью игры, повторение ранее изученных упражнений и элементов техники не кажется утомительным. При проведении игры участники должны получать достаточную физическую нагрузку. В ходе проведения игры необходимо обеспечивать постоянный контроль руководителем. Деление на команды, назначение водящих и т.п. должны осуществляться в соответствии с физическими возможностями всех детей. В ходе проведения игр, возможны внесения корректировок в правила, для поддержания интереса. Игры должны проводиться систематически, постепенно усложняться, принимая во внимание возраст и подготовленность детей.

Использование игр занимает особое место в обучении плаванию, особенно в младшем возрасте. Учитывая психологические, физиологические и социальные особенности развития ребенка 4-7 лет, Применение игр с различной направленностью ускоряет развитие двигательных умений и навыков, содействует более быстрой адаптации организма к воде.

Продуктивному проведению игр способствует непосредственное участие помощников и инструкторов. Необходимо, чтобы в такой роли побывал каждый ребенок: это формирует сознательное отношение к игре и активность детей.

Заключение

После ознакомления с источниками и публицистической и научной литературы по теме, анализа полученной информации и систематизации полученных фактов, можно обобщить следующие данные:

- первоочередной целью подвижных игр на воде является закрепление навыков полученных при выполнении упражнений;

- многообразие видов и комплексов подвижных игр на воде позволяет использовать их в выработке большинства необходимых навыков плавания у обучающихся;

- подвижные игры на воде являются одним из основных методов в обучении плаванию, однако пристальное внимание нужно отнести к подбору игры и контролю её участников.

Список литературы:

Васильев В. С. Обучение маленьких детей плаванию [Текст]. - Москва : Физкультура и спорт, 1961. - 70 с.

Горбачева, О. А. Подвижные игры : учебно-методическое пособие / О. А. Горбачева. - Орел : МАБИВ, 2018. - 99 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1514356 (дата обращения: 28.11.2022). – Режим доступа: по подписке.

Левин Г. Плавание для малышей [Текст] : [Сокр. пер. с нем.]. - Москва : Физкультура и спорт, 1974. - 96 с.

Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений : учебно-методическое пособие / М. Г. Непочатых [и др.] ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов", Каф. физ. воспитания. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов, 2009. - 69 с.

Просмотров работы: 120