Введение
В настоящее время в России число детей с умственными и физическими ограничениями постоянно возрастает. На сегодняшний день число слабослышащих людей в стране более 13 млн. человек, из них свыше 1 млн. — дети, которые страдают нарушениями слуха. Специфика познавательных процессов детей с нарушением слуха оставляет отпечаток на формирования двигательной функции, овладение двигательными способностями, развитие двигательных навыков и двигательной памяти. У глухих детей более всего уязвима мелкая моторика и четко отслеживается нарушение и снижение координационных возможностей. Потеря слуха значительно влияет на координацию движения, а также на проявление силы, выносливости и быстроты. Нарушения органов слуха у детей влияют на создание полноценной основы для формирования восприятия окружающего мира посредством чувствительности. Нарушение слуха, как основной дефект, может вызвать цепочку следствий, которые позже становятся причинами множеств новых нарушений состояния здоровья, а также являются сопутствующими.
Плавание является одним из наиболее действенных методов коррекции физических способностей слабослышащих детей. Обучение плаванию способствует улучшению психического и физического здоровья, совершенствованию эмоционального состояния ребенка, улучшению личностных качеств. Занятия плаванием совершенствуют самодисциплину, собранность и трудолюбие, а также формируют командные навыки. Выполнение различного рода движений в воде способствует улучшению деятельности нервной системы, помогает развитию стимулировать развитие дыхательных и других мышц. Эффективность обучения плаванию зависит прежде всего от знаний общетеоретических закономерностей ребенка с нарушением слуха, чтобы руководствоваться ими в работе с детьми с ограничением слуха [1].
Целью данной работы является изучение особенностей оздоровительного и лечебного плавания для детей с ОВЗ по слуху.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть методы для обучения плаванию детей с нарушениями органов слуха
проанализировать рекомендации для преподавателей плавания детей с ОВЗ по слуху
исследовать положительных эффект плавания на детей с ОВЗ по слуху.
Многообразие нарушений развития слабослышащего ребенка не является результатом только ограниченного доступа звуковых раздражителей. Здесь как прямое следствие возникают только нарушения в развитии речи. Речь выступает в качестве средства связи человека с окружающим миром. Нарушение этой связи приводит к снижению получаемой информации, что сказывается на развитии всех когнитивных процессов и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
Разновидности методов для обучения плаванию детей с нарушениями органов слуха
Во время физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которые имеют нарушения слуха и речи, стоить обратить особое внимание на раскрытие своеобразия обучающегося, а также на создание для него комфортных индивидуальных условий для занятий.
Существует несколько разновидностей методов для обучения плаванию детей с нарушениями органов слуха [4]:
1. Наглядные методы. К ним относятся показ упражнений и техники плавания преподавателем, объяснение материала из различных учебных пособий, а также активно используется жестикуляция. Наглядное восприятие помогает понять обучающимся с ОВЗ по слуху сущность движений, что способствует быстрому и правильному освоению материала.
2. Практические методы. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений.
3. Словесные методы. В обучении плаванию детей с ограниченными возможностями по слуху использование словесной речи имеет огромное значение. Во время занятий в бассейне необходимо предлагать назвать упражнения, позволяющие решать конкретные задачи усеваемого занятия. Кроме того, словесность во время занятий плаванием обеспечивает освоение слабослышащими учащимися названий используемого в процессе занятий плаванием учебного инвентаря.
Рекомендации для преподавателей плавания детей с ОВЗ по слуху
Детям с ОВЗ по слуху необходимо уделять особое внимание при занятиях в бассейне, а соответственно нужно придерживаться некоторым правилам и рекомендациям.
Рекомендации для преподавателей плавания детей с ОВЗ по слуху [3]:
1. Обучение плаванию слабослышащих школьников целесообразно начинать с 3-го класса, подготовительный этап к занятиям в воде — с 1—2-го класса, так как нарушение слуха и связанного с ним внимания создают организационные сложности на занятиях в бассейне.
2. На подготовительном этапе обучения необходимо развивать отстающие физические качества: координацию движений, силу мышц (особенно пояса верхних конечностей), гибкость, выносливость. Учить детей произвольно расслаблять мышцы и чередовать напряжение с расслаблением.
3. Для повышения плотности урока целесообразно использовать следующие методические приемы: построение по определенному сигналу, использование различных ориентиров при перестроении: применение эстафет с препятствиями различной сложности; использование упражнений с частым переключением внимания; оценивание качества выполнения упражнений и поощрение; проговаривание некоторых заданий хором и др.
4. Особую роль для слабослышащих в условиях водной среды приобретает специальная система жестов, которая отрабатывается заранее. В воде в качестве дополнительных ориентиров применяются подвижные плавательные средства; условные сигналы и дактильная речь способствуют оперативной взаимосвязи с группой. Когда дети находятся в воде, преподаватель отдает только лаконичные команды. Объяснения, обсуждение и замечания проводятся на суше.
5. На занятиях следует регулярно использовать упражнения для развития пространственной ориентации и сенсорно-перцетивной сферы (на пример: передвижения в воде с изменением направления, скольжения с вращениями и др.), которые выполняются в определенной последовательности с постепенным усложнением заданий и условий их выполнения.
6. Для повышения эмоциональности занятий, создания заинтересованности и положительной мотивации используются подвижные игры в воде, в которых решаются также и коррекционные задачи.
Положительные эффекты плавания на детей с ОВЗ по слуху
На первых занятиях игры способствуют преодолению чувства неуверенности и страха, более быстрой адаптации к воде и овладению всеми подготовительными к плаванию действиями [2]. Игры подбираются в соответствии с поставленной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Важно, чтобы в игре участвовали все дети, находящиеся в воде. Педагог должен выбрать удобное место для руководства игрой, позволяющее постоянно наблюдать за играющими и в любой момент прийти им на помощь. Все новые задания объясняются на суше, когда внимание детей сосредоточено на объяснении.
Занятие плаванием положительно влияет на всех людей, но на детей с ОВЗ по слуху плавание оказывает особенный эффект. Занятия в бассейне значительно развивают зрительный и кинетический контроль движений. Занятия плаванием обеспечивают компенсаторное развитие разнообразных качеств движений глухих детей. Регулярные занятия плаванием способствуют овладению сложными движениями и достижению хороших спортивных результатов.
Плавание не просто прекрасный, полезный отдых, но и совершенно необходимый навык. Оно закаливает человека, способствует усилению дыхания, предохраняет от простудных заболеваний, укрепляет нервную систему и рекомендуется как лечебное средство.
Заключение
После ознакомления с источниками и публицистической и научной литературы по теме, анализа полученной информации и систематизации полученных фактов, я могу обобщить следующие данные:
- методика преподавания плавания для детей с ОВЗ по слуху пытается задействовать как можно больше путей восприятия информации, в том числе и звуковой (слуховой, речевой)
- рекомендации для проведения занятий для детей с ОВЗ по слуху в своей основе можно разделить на три группы: обращенные на безопасность проведения занятий; обращенные на повышения эффективности занятий; а также обращенные на развитие чувственного восприятия.
- особенный эффект оздоровительного плавания для детей с ОВЗ по слуху в основном рассматривается как развитие органов чувственного восприятия
Список литературы:
Викулов, А. Д. Плавание : Учеб. пособие для студентов вузов, осуществляющих образоват. деятельность по специальности 022300 "Физ. культура и спорт" / А.Д. Викулов. - М. : ВЛАДОС-Пресс, 2003 (ГУП Чехов. полигр. комб.). - 367 с.
Ларина, О. В. Адаптивное плавание как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Ларина // Гуманизация образовательного пространства : Сборник научных статей по материалам Международного Форума, Саратов, 27–28 февраля 2020 года. – Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2020. – С. 270-276.
Маряничева Е.Г., Борщ С.И., Погребной А.И., Мясищев С.А. Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих студентов в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-plavaniyu-gluhih-i-slaboslyshaschih-studentov-v-ramkah-distsipliny-fizicheskaya-kultura-i-sport.
Фетисов, А. М. Методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Фетисов Александр Михайлович; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2010. - 199 с.