Актуальной задачей современного ремонтного производства является осуществление практических мер по повышению надежности и долговечности машин, оборудования и приборов. Надежность и долговечность деталей во многом определяются состоянием их поверхностного слоя. Известно, что в подавляющем большинстве детали выходят из строя не в результате поломок, а в результате износа лишь тонкого поверхностного слоя. Поэтому требования, предъявляемые к основному материалу детали и к ее поверхностному слою, должны быть различны.
Обеспечение равнопрочности и износостойкости восстановленных деталей является важнейшей задачей в техническом перевооружении сельскохозяйственного ремонтного производства [1, 2, 3, 4]. Решение ее позволит сократить номенклатуру и объем запасных частей, значительно повысить ресурс машин после капитального ремонта. Особенно актуальна эта проблема для деталей типа «вал» с малыми величинами износа, занимающих особое место в ремонтном производстве. Восстановление их известными способами ограничивается ресурсозатратно и энергоемко.
Одно из направлений в решении этой проблемы является разработка новых технологических процессов нанесения тонкослойных высокопрочных покрытий на основе металлических порошков, порошков - сплавов и тугоплавких соединений [1, 5]. К числу прогрессивных методов создания поверхностного слоя с заданными физико-химическими свойствами относятся электроискровое легирование и упрочнение деталей ферропорошками в магнитном поле. Эти два метода имеют много общего в физической природе происходящих явлений, но имеют и ряд специфических особенностей, отличающих их друг от друга. Они практически не требуют специальной подготовки поверхности перед упрочнением; оборудование для их реализации малогабаритно и просто в обслуживании; созданный поверхностный слой имеет высокую прочность сцепления с основным материалом детали, обладает высокой прочностью и износостойкостью.
Процесс упрочнения деталей ферропорошками в магнитном поле легко механизируется и автоматизируется. Изготовление ферромагнитного порошка требуемого химического состава в большинстве случаев более экономично, чем изготовление жесткого электрода для электроискрового легирования. В настоящее время имеется значительный опыт по разработке и практическому использованию этого способа при упрочнении деталей машин. Получаемые покрытия с небольшим припуском на механическую обработку и высокой прочностью сцепления при низкотемпературном воздействии на основу определяют его особую перспективность.
Дальнейшее развитие этого направления позволит создать энергоэффективные способы восстановления деталей в рамках выполнения программы формирования технологического суверенитета развития отечественных сельскохозяйственных производств.
ЛИТЕРАТУРА
Для решения этой задачи необходима оптимизация основных параметров формирования качественного слоя: согласованность во времени количества подводимой электрической энергии с подачей материала в рабочую зону; применение метода рационального легирования; создание условий, наиболее Дорожкин Н.Н. // Упрочнение и восстановление деталей машин металлическими порошками. - Минск, 2015.
Кряжков В.М. Баранов Ю.Н.. Буйлов К.Н. и др. // Восстановление деталей сельскохозяйственной техники механизированной наплавкой с применением упрочняющей технологии. -М: ГОСНПТИ. 2012. - 208 с.
Кряжков В.М / Научные основы восстановления работоспособности сопряжений деталей сельскохозяйственных тракторов с применением металлопокрытий и упрочняющей технологии - М. 2019.
Коновалов Е.Г., Шулев Г.С., Чемисов Б.П. // Исследование процесса генерации поверхностей в магнитном поле ферромагнитными порошками. - Доклады Ан БССР. 1970. т. 14. № 4.
Беззубцева, В.С. Волков. Энергоэффективные электротехнологии и электрооборудование агроинженерного сервиса, природопользования, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции: практикум для обучающихся по направлению 35.04.06 Агроинженерия, профиль «Электротехнологии и электрооборудование». – СПБ: СПбГАУ, 2022. – 154 с.