В современное время возникает тенденция совершенствования планирования спортивных циклов, но к сожалению некоторые виды спорта не уделяют этому достаточного внимания, и возникают большие проблемы в организации учебно-тренировочного процесса. Рассмотрим этот аспект в таком виде спорта, как хоккей на траве.
Данный вид спорта является одним из молодых и мало известных видов спорта, особенно в России. В европейских странах этот вид спорта стоит наравне с футболом или хоккеем. К сожалению, в России наблюдается низкий процент компетентных специалистов в хоккее на траве, что приводит к уменьшению желания тренироваться и продолжать спортивную деятельность у спортсменов, так как малое внимание уделяется распределению нагрузок, фиксированию и отслеживанию функционального состояния спортсмена в разные этапы подготовки. Зачастую большинство тренеров используют старые методики и технологии в процессе планирования тренировки, и не повышают уровень знаний в профессиональной деятельности о спортивной подготовке спортсменов. В связи с повышением требований в данном виде спорта, можно сделать вывод, что необходимо уделять больше внимания планированию тренировочного процесса. В данной статье на примере планирования базового мезоцикла рассматривается важность планирования каждого цикла в период занятий.
Мезоцикл – это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей. Внешними признаками мезоцикла являются: 1) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются; 2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями [1].
В базовых мезоциклах планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов [2].
Таблица – Планирование базового мезоцикла в учебно-тренировочной группе 5 года обучения
Микроцикл (7 дней) |
Цель |
Задачи |
Содержание |
Втягивающий |
Подведение организма к последующим высоким нагрузкам в начале сезона |
Подготовка функциональных систем организма к предстоящим нагрузкам. Развитие двигательных качеств, технико-тактического мастерства. Укрепление морально-волевого состояния игроков. |
Упражнения на ОФП: Круговые тренировки, направленные на развитие силы нижних и верхних конечностей, продолжительность 30-40 мин, ЧСС 130-140 уд./мин во время выполнения упражнений. Кроссы на выносливость (5-6 км), темп средний ЧСС 150-160 уд./мин. Спортивные игры (футбол, гандбол, ручной мяч) ЧСС 130-140 уд./мин. Упражнение на развитие координации ЧСС 130-140 уд./мин. Эстафеты на развитие быстроты ЧСС 150 уд./мин. |
Базовый |
Совершенствование физических качеств (ловкости, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, быстроты) |
Тренировка специальных физических качеств, техники и тактики игры. Повышение психологической подготовленности и морального состояния игроков с учетом индивидуальных особенностей. Адаптация к тренировочной работе большой и максимальной интенсивности. |
Упражнения для совершенствования быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, укрепления опорно-двигательного аппарата. ЧСС 130-140 уд./мин Подготовительные упражнения для развития специальных качеств и способностей, облегчающих овладение техникой игры и тактическими действиями. ЧСС 130-140 уд./мин Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями. ЧСС 130-140 уд./мин Упражнения на развитие индивидуальной технической подготовленности ( дриблинги, пасы в парах на месте, пасы в движении, ведение мяча различными способами обводки защитника) |
Базовый |
Совершенствование технико-тактических качеств и поддерживание физической работоспособности на тренировке |
Усовершенствовать технику и тактику игры в условиях высокой интенсивности; наигрывание комбинаций в нападении и защите, в стандартных положениях. |
Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями. Подготовительные игры к хоккею (удержание мяча в квадрате, удержание мяча на пол поля, игровая часть на пол поля по 5 минут отдых 1 минута высокий темп и быстрое принятие решений) ЧСС 130-150 уд./мин. Упражнения на совершенствование техники в парах, в тройке( на месте, в движении, с атакой на ворота) ЧСС 110-130. Упражнения на совершенствование тактики команды (для нападающих, для защитников, для всей команды в обороне, для всей команде в нападении) ЧСС 130-150 уд./мин. |
Восстановительный |
Обеспечение восстановления организма спортсменов |
Совершенствование индивидуальных технико-тактических качеств. Постепенное снижение нагрузки для обеспечения оптимальных условий для восстановления организма спортсмена. |
Восстановительные кроссы (4-6км) ЧСС 110-130 уд./мин, темп медленный. Низко интенсивные комплексы ОФП (на силу, на развитие связок, на гибкость) ЧСС 110-130 уд./мин. Совершенствование технических индивидуальных приемов (удары, броски, забросы, приемы мяча, передачи пасов) ЧСС 120-140 уд./мин |
В заключении отметим, что на основе представленной таблицы планирования базового мезоцикла у девушек, занимающихся хоккеем на траве можно сделать вывод, о значимости внедрения новых методик и технологий, о важности повышения профессиональной квалификации тренеров, внимательного отслеживания результатов спортсменов в каждом цикле и дозирования нагрузки в тренировочном процессе. Очевидно, грамотно построенное планирование любого мезоцикла, в том числе и базового, позволяет повысить уровень подготовленности и мастерства девушек, занимающихся хоккеем на траве.
Список литературы
1. Иванченко Е. И. Основы планирования спортивной подготовки : учебное пособие / Е. И. Иванченко. – Минск : БГУФК, 2019. – 59 с. ISBN 978-985-569-386-5.
2. Перепелица А. А. Техническая подготовка высококвалифицированных хоккеистов на траве в контексте модельно-целевого подхода / А. А. Перепелица. – Текст : электронный : электронная библиотека. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskaya-podgotovka-vysokokvalifitsirovannyh-hokkeistov-na-trave-v-kontekste-modelno-tselevogo-podhoda?ysclid=lbfctbkero910873646. (01.12.2022).
3. Шишков И. Ю. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «хоккей на траве» (этап начальной подготовки) : методическое пособие / И. Ю. Шишков. – Москва : ФГБУ ФЦПСР, 2021. – 97 с.