Современный Афганистан и «Афганский вопрос» в спектре интересов Российской Федерации - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Современный Афганистан и «Афганский вопрос» в спектре интересов Российской Федерации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Кольцевой перекресток древнего мира», «страна ночи», «кладбище империй», «жемчужина жемчужин», «азиатская Швейцария» – это лишь малая часть бесконечного множества метафор и богатства эпитетов, которых удостаивалась в разные эпохи страна, известная нам сегодня как Афганистан, дословно – «земля афганцев». К Афганистану во все времена питали интерес великие державы ввиду важности геополитического расположения данного государства и геоэкономической. Исторически данные территории являлись неким транзитом Лазуритового и Шелкового путей, и по сей день Афганистан являет собой перекресток важных экономических путей. Россия не оставалась в стороне в битвах за влияние в Афганистане, таким образом данное государство долгое время оставалось в зоне российских преференций.

Первые дипломатические контакты между Россией и Афганистаном начали выстраиваться в период Большой игры в конце XIX века, когда геополитические взоры Российской империи обращаются в сторону Средней и Центральной Азии. Обращаясь к истории русско-афганских дипломатических отношений, следует отметить, что именно независимый Афганистан взял на себя роль некоего флагмана, признавшего большевистскую власть в РСФСР в 1919 году и установившего дипломатические отношения на официальном уровне с новым российским государством. Территории же Афганистана в условиях англо-русского соперничества приобретают статус буферной зоны, которая постепенно завладевает вниманием Британской короны, стремящейся защитить свою Индийскую жемчужину от российской экспансии. С середины ХХ века место Великобритании занимают США, которые надолго заняли свои позиции в Большой игре, пролонгировав свое присутствие в ней вплоть до современности. Афганистан, в свою очередь, желая оставаться свободным от влияния извне и стремясь сохранить свою независимость и государственный суверенитет, временами умело пользовался возможностью балансировать между двумя сторонами. Однако не удалось избежать отрицательных и деструктивных результатов извечной борьбы великих держав: для Афганистана ими стали турбулентное внутриполитическое положение государства, отсутствие стабильной экономики, повергнув страну в регресс и стагнацию. [1, c. 265]

На современном этапе перед нами предстает Афганистан, где наблюдаемые нами реалии сулят начало Новой Большой Игры, где одним из множества политических акторов продолжает выступать российская сторона. С момента вывода американских войск 31 августа 2021 года и приходом к власти режима «Талибан»1 для Афганистана наступила новая веха, ознаменованная необходимостью легитимации власти, политических перемен и международной поддержки. Одной из сторон, которая сохранила высокие позиции на афганском политическом поприще явилась Российская Федерация, имеющая внушительный положительный опыт в отношениях с Афганистаном. Действительно, несмотря на сложную внутриполитическую и международную ситуацию в афганском государстве, Россия продолжает налаживать контакты с непризнанной властью Кабула. Во многом данный фактор определен сферой российских интересов в Афганистане: во-первых, экономический фактор, заключающийся в изобилии нетопливной ресурсной составляющей, способной тягаться с такими гигантами, как Саудовская Аравия и Кувейтом, и согласии на беспошлинные поставки с/х продукции. С другой стороны, Афганистан – это фактически бесконечный рынок сбыта, нуждающийся в нефтегазовых ресурсах, которыми располагает российское государство. Договоренности, достигнутые в 2022 году в экономической сфере между Россией и Кабулом равноправны и взаимовыгодны – западные информационные источники окрестили их «самой крупной международной сделкой». [5] Сенсацией и почти скандалом стало появление талибской делегации в Санкт-Петербурге на 25-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), однако это в очередной раз доказывает избранный Россией сотруднический вектор в русско-афганских отношениях. Таким образом, в мире с царящей в нем глобализацией, где борьба за рынки сбыта может быть сравнима с политической, Афганистан в сущности не теряет своей актуальности.

Во-вторых, в рамках политики безопасности Центрально-азиатского региона Афганский вопрос, заключающийся в его нестабильном внутри и внешнеполитическом положении, является одним из главенствующих. Проблема экстремизма и терроризма дамокловым мечом висит над данным регионом и играет роль ключевой угрозы, так как современные реалии знаменуются реисламизацией с процветающими идеями исламского фундаментализма. Приход к власти талибов коррелирует с напряжением в соседних Афганистану среднеазиатских государствах, которые являются частью постсоветского пространства. Фактор некоторой опасности продолжает иметь место быть, однако движение «Талибан»* в своем стремлении к международному признанию доказывают обратное: часто звучат заявления, что талибы начала XXI века и талибы сегодня кардинально различны и пути их не имеют ничего общего. Мы наблюдаем, как их слова воплощаются в реальность: действительность такова, что талибами уже удалость установить сотруднические связи с Узбекистаном и Туркменистаном. [4] Это сводит опасения в сфере безопасности к необходимому минимуму, что мотивирует к конструктивному русско-афганскому диалогу. Цель России в центрально-азиатском регионе состоит в обеспечении его безопасности с сохранением преимущества аспекта влияния на среднеазиатские страны. Тем самым в круг российских задач входит неизбежный диалоговый формат с Афганистаном, чтобы поддерживать систему безопасности на должном уровне, и поддержание единоличного авторитета России на постсоветском пространстве. В рамках данной направленности создаются и инициируются Россией специальные комиссии, форумы ШОС и активно ведется работа «Расширенной тройки».

Таким образом, Россия и Афганистан находят пути для поддержания продуктивного двустороннего диалога. И хотя «Талибан»* не получил долгожданного признания Россией, мы можем наблюдать, что оно отнюдь не является препятствием для сотрудничества в сфере экономики и системы безопасности. Противоречивость и дуальность взаимоотношений двух государств является безукоризненным итогом, формирующимся в течение многих десятилетий: в своем стремлении «усидеть на двух стульях» Кабул не изменяет себе и по сей день. Критике данный факт не поддается, мы его вынуждены лишь учитывать. России в свою очередь удается вести достаточно гибкую политику, которая остается устойчивой и релевантной у отношении действительности. На современном этапе Афганистан находится в преференциальном статусе для российских внешнеполитических связей на центрально-азиатской арене. Открытые угрозы, существующие по сей день, должны быть учтены, ввиду проведения доброжелательных и дальновидных дипломатических отношений, а уроки прошлого изучены и применены на практике с целью достижения положительных результатов. Всё ещё сложно назвать Афганистан прямым постоянным экономическим или политическим партнером России, однако существующие факторы притяжения и тяготения двух сторон друг другу весьма очевидны.

Стабильный Афганистан – это не только безопасность рубежей, это и про залог поддержки в восточном исламском мире. Перспективы развития интеграционных процессов, всесторонней поддержки по восстановлению экономической, социальной сфер данной страны, могут предотвратить первичные проблемы гуманитарного характера, уделить внимание подготовке кадров из числа её граждан – это самый реальный путь возвращения данного государства на рельсы положительного развития. Следовательно, усиление влияния на афганском направлении в будущем может сыграть ключевую роль в решении вопросов геополитического характера.

Список литературы:

Карпович, О. Г. Афганистан по-прежнему притягивает / О. Г. Карпович, А. М. Мустафабейли // Вопросы региональной экономики. – 2021. – № 4(49). – С. 264-271

Кортунов А. Решение проблемы Афганистана: необходимые условия и международные последствия // Российский совет по международным делам – М., 2021. – 48 с.

Саранцева А.А. Общественные лидеры и религиозные взгляды движения «Талибан» // Электронный научный журнал «Архонт», № 4 (19), 2020

Стенограмма первой пресс-конференции талибов в Кабуле [Электронный ресурс] URL: https://zen.yandex.ru/media/knewskg/stenogramma-pervoi-presskonferencii-talibov-v-kabule-611c8218dcd7e741085238d1 (дата обращения 2.12.2022)

Cубботин И. Россия и Афганистан ставят эксперимент по прорыву изоляции//Независимая газета [Электронный ресурс] URL: https://www.ng.ru/world/2022-09-28/1_8551_afganistan.html (дата обращения 25.11.2022)

1 Решением Верховного суда от 2003 года движение «Талибан» признано в России террористическим и запрещено

Просмотров работы: 236