ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в мире наметилась тенденция, связанная с внедрением в учебно-образовательный процесс различного рода информационной продукции, средств и технологий. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) [3] и среднего общего образования (ФГОС СОО) [4] перед учителем стоит задача повышения качества обучения с использованием современных образовательных технологий. Процесс выбора таких средств обучения достаточно трудоёмкий и поэтому учитель должен свободно ориентироваться в современных образовательных продуктах [1].

Основным источником мультимедиа ресурсов для большинства учителей и обучающихся становится всемирная компьютерная сеть Интернет. Большинство наиболее качественных мультимедиа-ресурсов, использование которых повысило бы эффективность основного общего среднего образования каталогизировано на образовательных Интернет-порталах.

С учётом современных проблем в области образования и недостаточного количества доступных онлайн-платформ для осуществления полноценного процесса обучения в школе в дистанционном формате, нами выполнен обзор основных современных мультимедийных ресурсов и образовательных интернет–порталов для средней общеобразовательной школы, которые могут быть использованы в процессе дистанционного обучения современным учителем математики: электронная образовательная платформа XXI века: Якласс (https://www.yaklass.ru); система адаптированного интерактивного образования: Учи.ру (https://uchi.ru); образовательный портал при подготовке к экзаменам: Решу ЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru); онлайн школа для учеников 3-11 классов: Фоксфорд (https://foxford.ru); Российская электронная школа (РЭШ) (https://resh.edu.ru). Каждый из представленных ресурсов имеет свои достоинства и недостатки, специфику и форму работы, но общим факторов их объединяющим, является то, что данные ресурсы дают некоторую возможность осуществлять процесс обучения в школе в дистанционном формате, а также являются тренажёрами для подготовки в сдаче единого государственного экзамена выпускниками школ.

Учитывая специфику процесса обучения математике в школе следует отметить, что неотъемлемой составляющей успешного процесса обучения, в том числе в условиях дистанционного обучения является умение современного учителя работать с интерактивными средами, сервисами Web 2.0, интерактивными досками, онлайн-тренажёрами, графическими редакторами, планшетами и другим современным программным обеспечением.

В настоящее время одним из основных средств организации компьютерной поддержки обучения математике в школе являются интерактивные среды, которые представляют собой программное обеспечение, позволяющее выполнять математические модели на компьютере [2]. В России наиболее известными интерактивными средами являются «Живая математика», «Живая геометрия», «Математический конструктор», «GeoGebra», «Открытая математика» и другие.

Остановимся более подробно на свободно распространяемом продукте «Живая математика». Это простая в использовании, но в то же время с большими возможностями виртуальная среда для уроков математики, которая предоставляет ученикам и учителю широкие возможности для динамического представления математической информации. Учебно-методический комплект состоит из самой программы «Живая математика», методического пособия и альбомов готовых динамических чертежей, разделённых на две группы: «Теоремы и задачи школьного курса», «Дополнительные материалы». Первая группа содержит альбом «Введение в компьютеризированный курс планиметрии», содержащий более 40 уроков по темам: «Начальные геометрические сведения», «Треугольники», «Четырёхугольники», «Площади», «Подобие», «Окружность».

В отличие от чертежа, построенного на бумаге с помощью карандаша и линейки, чертёж выполненный в виртуальной среде «Живая математика» можно тиражировать, деформировать, перемещать и видоизменять. Элементы чертежа легко измерить компьютерными средствами, а результаты этих измерений допускают дальнейшую компьютерную обработку. Программу можно использовать практически при любых видах учебной деятельности, в том числе, при выполнении домашних работ, творческих проектов и т. д. Виртуальная среда помогает педагогу повысить разнообразие форм работы обучающихся, значительно увеличить долю активной творческой работы в их учебной деятельности. Например, на уроках стереометрии в программе можно построить сечения многогранников. Алгоритм построения не вызывает затруднений, для наглядности можно использовать выделение различными цветами элементов чертежа, а также вести алгоритм построения. После завершения построения, можно выполнить демонстрацию работы. В процессе работы с виртуальной средой «Живая математика» у обучающихся формируется пространственное воображение, абстрактное и логическое мышление, что соответствует требованиям ФГОС, предъявляемым к обучающимся.

В рамках исследовательской работы нами был проведён опрос среди учителей математики городского округа Шуя Ивановской области, на предмет использованияцифровых технологий в процесс обучения математике в школе. Объём выборки составил более 50 человек, что подтверждает её репрезентативность. Изучены и исследованы разные возрастные группы педагогов: от начинающего учителя до заслуженных работников разных уровней образования в России. По результатам опроса выявлены наиболее востребованные и значимые цифровые ресурсы, которые педагоги используют в своей профессиональной деятельности для организации дистанционного или смешанного обучения:

электронная образовательная платформа XXI века: Якласс (https://www.yaklass.ru) востребована у 66% респондентов;

системой адаптированного интерактивного образования: Учи.ру (https://uchi.ru) пользуются 85% респондентов;

Российская электронная школа (РЭШ) (https://resh.edu.ru) вызывает интерес у 78% респондентов.

Разработка интерактивных заданий также является приоритетным направлением для полноценного образовательного процесса школы, а наиболее интересными и востребованными являются следующие интерактивные среды и Сервисы Web 2.0:

Интерактивная среда GeoGebra пользуется популярностью у 42% респондентов; «Живая математика» у 34% респондентов, «Открытая математика» у 15% респондентов, и другие среды используют 9% респондентов.

Онлайн сервисы для создания интерактивных заданий Learningapps, Kahoot и др. использую 51% респондентов, из них 43% достаточно часто, а 8% иногда.

Таким образом, можно сказать, что наблюдается востребованность цифровых технологий в школе, при обучении математике, что говорит о высоком уровне профессиональной подготовки современного учителя. Каждый учитель стремится повысить свою квалификацию участвуя в конкурсах, вебинарах, обучаясь на курсах повышения квалификации и совершенствует свои навыки при работе в школе с обучающимися.

Список литературы:

Белов С.В. Использование интерактивных онлайн платформ в процессе обучения математике / С.В. Белов, И.В. Белова // Состояние и перспективы развития ИТ-образования : Всероссийская научно-практическая конференция : сб. докл. и науч. ст. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. – С. 210-217.

Белов С. В. Приём визуализации при изучении математики в школе и вузе / С.В. Белов, И.В. Белова // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых : XI Международная научная конференция : сб. ст. – Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2018. – С. 17-19.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [электронный ресурс] : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 // КонсультантПлюс. – Режим доступа:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=167403397606835642047463728&cacheid=84F5D2919E673CB43311DB0DA30777C7&mode=splus&base=LAW&n=193504&rnd=0.8196172087733216#2b45aoy5xhz

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [электронный ресурс] : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 // КонсультантПлюс. – Режим доступа:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=167403397606835642047463728&cacheid=FD423AA1A4385DDD898CDCF6A31AD30A&mode=splus&base=LAW&n=221120&rnd=0.8196172087733216#2mza54kwud0

Просмотров работы: 231