ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ

Ефимова В.А. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Германия – одна из самых исторически значимых стран Европы. За многие годы существования страна подарила миру множество гениальных мыслителей и творцов. Немецкие ученые, философы, музыканты, архитекторы пользовались и пользуются сегодня заслуженным мировым авторитетом. Недаром уже многие века жаждущая знаний европейская молодежь стремиться получить образование в Германии, предпочитая ее серьезную педантичность спокойствию родных мест.

Первые учебные заведения возникли в Германии, как и во многих европейских странах, примерно в VII веке, что было связано с распространением христианства. В монастырях создавались монастырские школы, где, помимо чтения латинской Библии, изучались «семь свободных искусств» – тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). В городах открывались соборные школы, в которых учащиеся получали более широкое образование и углубленное изучение «семи гуманитарных наук». [1]

Дети низших слоев населения получали основы знаний в церковно-приходских школах, аристократы, феодалы давали своим детям рыцарское воспитание: до 7 лет дети воспитывались дома, затем их отправляли ко двору сюзерена, где до 14-летнего возраста они были пажами, прислуживали хозяйке дома. За это время они должны были овладеть «семью рыцарскими добродетелями»: умением охотиться, ездить верхом, фехтовать, стрелять из лука, слагать и петь стихи в честь дамы сердца, выработать в себе такие черты характера, как храбрость, настойчивость, верность сюзерену. Значительное место в таком воспитании отводилось религии, а также овладению придворным этикетом.

В период расцвета средневековья, с развитием ремесел и торговли, объединением ремесленников и торговцев в цехи и гильдии, появлялись цеховые и гильдейские школы, относительно независимые от церкви. В таких школах обучали чтению, письму и счету. В XIII – XIV вв. в Германии появились первые университеты - Гейдельбергский, Кельнский, Эрфуртский.

Наряду с этими общими чертами обучения и воспитания молодого поколения в европейских странах, Германия имела свои особенности, связанные, прежде всего, с противостоянием двух конфессий – католицизма и протестантизма, а также с сложившимися образовательными традициями в различных немецких государствах, которых до воссоединения Германии в 1871 г. насчитывалось около 300. [1]

История школы в Германии восходит к средневековью. Школа объединила древние традиции научного образования с более поздними формами светского образования с разнообразной профессиональной подготовкой. Развитие школы происходило параллельно с попытками европейских стран раннего Нового времени использовать учебные заведения для укрепления собственной государственности.

Особенность немецкой истории образования связана прежде всего с ролью научного образования, которая определялось в большей степени европейской, а не германской традицией. [3]

В настоящее время существует 6 уровней немецкой системы образования.

Самый первый называется «элементарный уровень» (Elementarstufe).
В его рамках все дети в возрасте
от трёх до шести лет могут посещать детские сады (Kindergarten) или дневные ясли (Kindertagesstatte). Это необязательный пункт немецкой системы образования, поэтому в большинстве случаев за посещение учреждений этого уровня родителям приходится платить. Цены даже в пределах одного города могут сильно отличаться. Равно как и режимы работы. [1]

Из детского сада дети в возрасте от пяти до семи лет переходят на уровень «первичного образования» (Primarstufe). Здесь начинает действовать закон, предписывающий всем детям посещать школу, поэтому все государственные образовательные учреждения этого уровня бесплатны. В пять лет дети могут пойти в первый класс, только если родители и школа не против. В шесть лет должны идти все, но если есть задержки в развитии или другие проблемы со здоровьем, то можно остаться дома ещё на год. 

Этот уровень в немецкой образовательной системе является единственным из обязательных, в котором все дети обучаются совместно. Происходит это в начальной школе (Grundschule).
Почти во всех землях дети учатся на этом уровне 6 лет, и только в двух (Берлин и Бранденбург) совместное обучение продолжается 4 года. После окончания начальной школы при переходе на следующую ступень образования их пути должны разойтись. [1]

Среднее образование в Германии разделено на два уровня. Первый (Sekundarstufe I) начинается с реального училища (Realschule), средней школы (Hauptschule) или гимназии (Gymnasium). В зависимости от желания родителей, а также согласно рекомендации учителей начальной школы, дети попадают в одно из этих образовательных учреждений. Во многих землях рекомендации начальной школы являются определяющими. Цель Hauptschule дать детям максимум практических знаний для подготовки их к низкоквалифицированной профессии. 

«Реальная школа» обучает детей до 10-ого класса. Основная цель обучения – получение среднего образования (Mittlere Reife). В некоторых землях существует возможность, при условии получения хороших оценок, продолжить обучение, но для основной массы учеников на этом школа заканчивается, и они отправляются искать место для получения профессии. 

Гимназия даёт максимум знаний для подготовки ученика к абитуру, а значит и к перспективе получения высшего образования. После 10-ого класса гимназии ученики получают возможность перейти на следующую ступень образования. Это уже Sekundarstufe II – второй уровень среднего образования. После двух или трёх лет абитура, в зависимости от земли и конкретной гимназии, ученик получает возможность поступить в высшее учебное заведение. [1]

На пятый уровень образовательной системы Германии (Hochschule) могут попасть только те, кто смог получить абитур или профессиональный абитур. Немецкое высшее образование можно получить в университетах (Universitat), технических высших школах (Technische Hochschule), университетах прикладных наук (Fachhochschule) и так далее. Все они сейчас перекраиваются под общеевропейскую болонскую систему, которая подразумевает 4 года обучения различным практическим навыком до бакалавра, а затем, при желании, ещё два года теоретических изысканий по двум направлениям с получением звания магистра.

Шестая ступень немецкой системы образования Weiterbildung –дальнейшее обучение. Сюда относится второе высшее, получение докторских степеней, а также тысячи различных профессиональных курсов в народных школах (Volkshochschule). В итоге при такой системе для получения высшего образования немцам нужно проучиться 13 лет в школе и гимназии, а затем ещё 4 или 6 в ВУЗе. [1]

Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной государственной школы. Из всех учащихся в нем подавляющее большинство посещает занятия в профессионально-техническом училище низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе длятся 3 года по 6 – 8 часов в неделю. Учебная программа в этих школах узкопрофессиональная, студенты получают в основном знания, связанные с их специальностью.

Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей»: домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др.. со сроком обучения 1 – 4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания. [1]

Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.

Вводится дуалистическая система с двойной ответственностью образовательных учреждений и фирм за профессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональные училища основывались на сочетании теоретического и практического обучения). [1]

Система высшего образования Германии включает более 250 вузов. Ее основу составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях) и специализированные (профессиональные) вузы (113 в старых землях и пока только 15 в новых). Наряду с ними существуют педагогические, теологические вузы, высшие школы управления, искусств. Германские вузы являются преимущественно государственными; лишь в последние годы было создано несколько частных университетов. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала. [1]

Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев), а после нее – сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем. [1]

В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные работы в нашем понимании отсутствуют. [2]

При вузах создаются демонстрационные и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях. Значительный интерес к вузовским разработкам проявляют представители не только мелкого бизнеса, но и крупных компаний. [2]

Развивается сотрудничество вузов с некоммерческими бесприбыльными научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного использования материально-технической базы и т. д. [1]

Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая – как кредит (школьникам же средства выплачиваются исключительно в виде дотаций, однако для получения права на подобную стипендию они должны представить документы, свидетельствующие о том, что родители не в состоянии их содержать). [1]

Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их перегруженность: количество студентов превышает число финансируемых учебных мест. Несмотря на демографический спад, с 1975 г. контингенты студентов неуклонно растут, что вызвано желанием все большего числа молодежи получить качественное образование. [3]

Значительные перемены предстоят в высшем образовании в новых землях. Как и во всем народном хозяйстве бывшей ГДР, в вузах существовало значительное число плановых показателей, одним из которых было число студентов, которое не менялось с середины 70-х гг. [3]

Основной принцип немецкого образования — «единство исследовательской и научной деятельности». Он действует со времен реформатора высшей школы Вильгельма фон Гумбольдта. Перед студентами всегда открыты большие возможности проведения проектных работ в рамках научно-исследовательской деятельности. Университеты поддерживают тесные связи с национальными и международными научно-исследовательскими институтами. В связи с этим продолжительность обучения в немецких учебных заведениях дольше, чем в других странах. [2]

Еще одна особенность – для изучения определенных дисциплин группы не формируются заранее, присутствие на лекциях часто не обязательно. В то же время студент должен проявлять ответственность и самостоятельно управлять процессом обучения, формируя из предоставляемых ему дисциплин ту программу, которая ему необходима. Университет дает план, а студент должен самостоятельно следовать ему. Девиз — «учись учиться». [2]

Для немецкого образования также характерна практика междисциплинарных соглашений о сотрудничестве с международными корпорациями и зарубежными научными учреждениями, что, в свою очередь дает возможность немецким выпускникам работать по всему миру.

Немецкое образование отличают сильные программы повышения профессиональной квалификации. Половину всех программ финансируют частные компании, много возможностей предлагают промышленные и торговые палаты, предпринимательские союзы и учебные центры. Ещё в 2002 году в Германии вступил в силу закон о поощрении повышения квалификации, и на эти цели и Федерация, и земли выделили около 45 миллионов евро. По статистике из десяти немецких граждан четверо повышают свою квалификацию. Во многих немецких университетах существуют краткосрочные программы обучения — от двух до четырех семестров, и ввиду своей краткости и концентрированности, представляют большой интерес для иностранных студентов, уже получивших первое образование в собственной стране. [2]

Таким образом, Германия славится своими традициями профессионального образования, уходящими корнями в средневековье, тем самым становится залогом успешной самореализации человека в обществе и ориентиром и примером для подражания. Германия создает учащимся наилучшие предпосылки для успешного профессионального будущего благодаря сочетанию теории и практики. В соответствии с принципом, который впервые выдвинул Вильгельм фон Гумбольдт, учеба и научная работа в университетах взаимосвязаны. Учеба дает не профессию, а научную квалификацию и базовые знания для будущей работы.

Список используемой литературы:

1. Особенности структуры образовательной системы в Германииhttps://revolution.allbest.ru/pedagogics/00421473_0.html#text

2. Фадеева Г. Д. История развития образования: образование в Германии https://moluch.ru/archive/62/9544

3. Неборский Е.В. Развитие системы высшего образования Германии https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-vysshego-obrazovaniya-germanii

Просмотров работы: 383