Преимущества и недостатки использования интерактивной доски на уроках в общеобразовательной школе - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Преимущества и недостатки использования интерактивной доски на уроках в общеобразовательной школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важнейших направлений в развитии современного образования являетсяинформатизация. Информатизация в образовании – это область научно-практической деятельности людей, направленная на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации,обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образованиядлядостиженияпсихолого-педагогическихцелейобученияивоспитания.

С 2005 года в Российской Федерации реализуется национальный проект «Образование», главной цельюкоторогоявляетсяинформатизацияобразовательногопространстваобразовательных учреждений.Обязательнымэлементом информатизации является снабжение школэлектронной вычислительной техникой, которая позволяет использовать информационно-коммуникационные технологии обучения. И, разумеется, учителя и обучающиеся школ должны научиться работать с современными и перспективными средствами ИКТ.

В свою очередь, средства ИКТ – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, атакже современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, передаче, использованию информации,возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей, в том числе и глобальных[1]. ОднимизтакихсредствИКТявляетсяинтерактивнаядоска.

Интерактивная доска– это мультимедийное средство, которое объединило в себе два различных инструмента: проектор и обычную маркерную доску. И прежде чем делать какие-либо по поводу эффективности этого средства ИКТ в обучении школьников, нужно рассмотреть все его положительные и отрицательные стороны.

В своем исследовании Ю.М. Горвиц обоснованно доказывает, что интерактивные доски предоставляют учителю и ученикам уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности [2]. В своей работе С.А. Токарев отмечает, что преподаватель по-разному может разделить материал благодаря различным возможностям доски: перемещение объектов, работа с цветом – все это больше привлекает учащихся и сосредотачивает их внимание на материале, выданном на занятии [3].

По мнению Д.Ю. Усенкова с помощью интерактивной доски можно создавать всевозможные интерактивные тренажеры и учебные игры для школьников. Так же он отмечает, что это в разы повышает мотивацию учеников к учебной деятельности [4]. На основании проведенного статистического исследования С.П. Новиков установил, что это мультимедийное средство благоприятно влияет на динамику учебно-познавательного процесса в основной школе [5].

В публикациях А.А. Загуменной [6], Д.А. Заковряжина [7], О.А. Вирича [8], О.В. Демьяновой [9] и Е.Н. Дроновой [10]содержится описание опыта работы с интерактивной доской и характеристика всевозможных положительных аспектов данной работы. Они описывают только положительный результат работы с этим мультимедийным средством. Но так ли это? Для того чтобы сделать обоснованные выводы, нельзя опираться только на позитивные оценки педагогов.

Поэтому с учетом изученного мнения специалистов, собственного учебного опыта по освоению возможностей интерактивной доски в рамках дисциплины «Электронная школа 21 века», накопленного педагогического опыта по применению мультимедийных технологий в образовательном процессе школы выделим преимущества и недостатки использования интерактивной доски на уроках в общеобразовательной школе в сравнении с традиционной меловой доской.

Начнем с положительных сторон применения интерактивной доски на уроках в общеобразовательной школе. Во-первых, интерактивная доска существенно повышает уровень информационной компетенции учителей. Так же во многие программные обеспечения к интерактивным доскам встроена библиотека ресурсов. Поэтому у учителей появляется возможность использовать множество различных образовательных ресурсов и наглядных материалов. Еще у учителей появляется возможность управлять любой компьютерной демонстрацией прямо на доске. А именно, переключать слайды презентации, демонстрировать картинки, аудио и видео материалы, а также делать заметки непосредственно на доске поверх демонстрируемого материала.

С другой стороны, интерактивная доска позволяет повысить мотивацию школьников на уроках в школе. Ведь работа у обычной доски не ассоциировалась у многих из них с чем-то положительным. Ведь учителя чаще всего вызывают учеников к доске для того, чтобы решать какие-либо задачи направленные на контроль знаний. А интерактивная доска – это достаточно новое средство ИКТ, поэтому школьникам интересно с ним взаимодействовать и они с большим желанием выполнят различные задания и тянутся к новым знаниям.

Ну и наконец, следует отметить, что ресурс обычной меловой доски достаточно ограничен. Учитель пишет на ней различные примеры и задания, стирает, снова пишет, вследствие чего образуется большое количество белых разводов и грязи. Так же на обычной доске довольно проблематично писать, когда она сырая. А на уроке порой банально нет времени ждать, когда доска высохнет. А на интерактивной доске, можно писать, не беспокоясь об этом, ведь есть ластик, которым можно стереть лишний текст. Так же если на доске была написана какая-либо важная информация, которую школьники просто не успели записать к себе в тетради, то всегда можно вернуться на предыдущую страницу и посмотреть, что там было написано.

Также необходимо рассмотреть отрицательные стороны использования интерактивной доски на уроках в общеобразовательном учреждении. Во-первых, самый главный недостаток – это достаточно высокая цена. Поэтому не каждая школа может позволить себе оборудовать классы интерактивными досками. Так же многие учителя еще не в полной мере овладели всеми возможностями интерактивных досок, поэтому используют их чаще всего в качестве проектора для показа презентаций. Здесь же можно отметить, что технология достаточно новая и учителям потребуется еще много времени для того, чтобы полностью освоить все алгоритмы работы с этим мультимедийным средством.

Еще нельзя не отметить, что при длительной работе с интерактивной доской у учащихся может начать портиться зрение. Ведь даже после десятиминутной работы учеников с доской, у них начинают уставать глаза, а урок длится в среднем 40 минут. Но эту проблему вполне можно решить при помощи включения в урок нескольких физкультминуток, которые будут направлены на снятие напряжения с глаз детей.

Таким образом, было обнаружено больше положительных сторон использования интерактивной доски на уроках в школе, нежели минусов. Поэтому, можно сделать вывод, что использование этого мультимедийного средства ИКТ на уроках в общеобразовательной школе очень эффективно. Грамотное использование интерактивной доски позволяет сделать урок более насыщенным и продуктивным. Однако для полного раскрытия всех возможностей доски многим учителям все еще не хватает высокого уровня ИКТ-компетентности.

Библиографический список.

Федеральныйзаконот27июля2006г.N149-ФЗ.

Горвиц Ю.М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков / Ю.М. Горвиц // Информатика иобразование. –2006.–№2–С. 123.

Токарев С.А. Интерактивная доска / С.А. Токарев, М.В. Таратунин, Н.Е. Отекина // Мир инноваций. – 2019. - №3. – С. 52-55.

УсенковД.Ю.ВозможностиинтерактивнойдоскиSMARTBoard/Д.Ю.Усенков//Информатикаиобразование. –2006.–№2.

НовиковС.П.Применениеновыхинформационныхтехнологийвобразовательномпроцессе/С.П. Новиков // Педагогика.–2003.–№9.–С.25-28.

Загуменная А.А. Использование интерактивной доски в обучении математике / А.А. Загуменная, Д. Е. Рахманов // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2020. - №12. – С. 262-263.

Заковряжин Д.А. Методические особенности использования интерактивной доски на уроках математики / Д.А. Заковряжин // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – 2010. - №3. – С. 7-12.

Вирич О.А. Использование интерактивной доски в обучении информатике / О.А. Вирич // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2012. - №5. – С. 16-18.

Демьянова О.В. Использование интерактивной доски в обучении / О.В. Демьянова // Педагогическое образование на Алтае. – 2011. - №1. – С. 46-49.

Дронова Е.Н. Достоинства и недостатки использования интерактивной доски в обучении / Е.Н. Дронова, Т.С. Жигалина // Педагогическое образование на Алтае. – 2017. - №1. – С. 39-42.

Просмотров работы: 168