БЕРНАР ПАЛИССИ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОЙ КЕРАМИКИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

БЕРНАР ПАЛИССИ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОЙ КЕРАМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творчество Бернара Палисси (1510–1588) привлекает к себе все большее внимание. Замечательный керамист, геолог, садовый архитектор, писатель, мыслитель - он выдерживает сравнение с крупнейшими мастерами Возрождения.

Франция XXVI века – времена правления Франциска I, с именем которого связаны очень важные изменения во французской культуре. Франция в того времени была достаточно закрытой стороной, с аскетичным восприятием жизни, что отражалось в быту, и в первой очереди - в искусстве. Франциск I со своей армией идет в Италию, завоевывать территории, и когда армия приходит в Италию, они видят совершенно необыкновенную живопись, скульптуру, которую не знали во Франции, они видят керамику, мебель и многое другое. Завоеватели были очень впечатлены всей роскошью, чего не было во Франции. Когда возвращается Франциск I, он приглашает сразу очень много художников в разных сферах, как живописцев, так и мастеров, и открывает страну в первую очередь для торговых связей [1, с.58].

Родился Бернар Палисси около 1510 года на юге Франции, в небольшой деревушкеСэнт-Ави близ маленького городка Бирон. В ранней молодости он много путешествовал по Пиренеям, Арденнам и берегам Рейна. Еще мальчиком попав в стекольную мастерскую в качестве подмастерья, очень преуспел в умении работать со стеклом. В те времена, по завершении обучения, было обычной практикой среди всех подмастерье, что, закончив свое образование, они начинали странствовать от мастерской к мастерской (как паломники) и когда они заходили в мастерскую, то узнавали о наличии там заказов. Если в данной мастерской был заказ, то они его выполняли, а если не было, - то они шли дальше. Так, Палисси обошел всю Францию, Нидерланды, Германию, делая заказы.

Известно, что Беонард Палисси в 30 лет остался в городе Сенте, создав там маленькую мастерскую, и в ней занимался росписью по стеклу. Стекло меньше стало интересовать публику, во Франции узнали про итальянскую майолику (цветную) и в этот момент, когда узнали, что есть такая красивая керамика, появилась мода на итальянскую майолику, а стекло уже перестало интересовать народ. Из-за этого мастерская Палисси пришла в упадок, сам Бернерд был мощной фигурой, что характерно для эпохи Возрождения, он знал всегда, что добьется успеха, что сделает открытие, и он достаточно рано стал писать о себе книгу, и очень многое стало известно из его книги.

Так, он там описывает один сосуд, который поразил своей белизной. Многое ученые предполагают, что это был, скорее всего, китайский фарфор или может быть персидская керамика. Фарфоровый белый цвет всегда привлекал внимание людей. В Китае он был открыт, но в Европе он был неизвестен. Когда в Европу завозили фарфор - он всегда притягивал к себе внимание. Бернард Палисси, однажды увидев такую удивительную вазу, у него возникла идея создать глазурь белую которую ещё никто не знал. Однако, в фарфоре белое - это изначальная масса, а в керамике белого цвета не было, а самая распространенная глина была зеленая. Глазурь представляет собой глину, которую покрывали порошком (т.е. глазурь - это стекло, которое размельчают до состояния пудры, затем туда добавляются окиси металлов). Бренард Палисси, решил создать вот такую глазурь - белую. Он ничего не знал, он был стекольщик, но он решил, что все сможет преодолеть. В своем трактате, где он описывал свою жизнь, он писал, что, когда у него возникла мысль создать глазурь, он стал искать разные материалы, камушки – все, что могло пригодится, потом это толочь и смешивать в разных пропорциях [3].

Бернард искал в целом - из чего же делают эту глазурь? И, однажды, согласно его воспоминаниям, среди четырехсот черепков, от неудачных опытов, у него один черепок обжегся и этот черепок был чисто белый. И в этот момент он понял, что достиг то чего хотел, к тому времени прошло 15 лет его опытов. 15 лет голоданий его семьи, за это время умерло 6 детей от недоедания.

Он задумал создать партию сосудов, для этого ему нужно было научиться гончарному искусству, потому что он был не гончар и он потратил на это 8 месяцев, чтобы научиться гончарить на станке. После того, как он сделал изделие, покрывал белой глазурью (порошком), который в печи потом должен был расплавиться, и партию отправляет в печь. После того, как его изделия пробыли в печи 6 дней, открыв печь он был в шоке, потому что глазурь не спеклась, из-за того что не хватило температуры. Но он не отчаивался и раз однажды черепок появился белый, то значит он добьется своего и он уже почти у цели. Бернард решил не останавливаться на белой глазури, а изобрести цветные глазури, таких, каких ранее не было.

И удивительно то, что он изобрел мраморную глазурь. Секрет мраморной глазури утрачен, Паллиси унес его с собой. Мраморная глазурь - прозрачная, в отличие от итальянской майолике - где цвета глухие. Таким образом, Бернард Палисси сделал открытие прозрачной глазури [5].

А вот что придумал Палисси: он изобрел так называемые сельские глины. Бернард взял оловянное блюдо, он приклеил венецианским клеем растения, ракушки, бабочек, после этого он сделал дырочки в блюде приложил змею и через это дырочки привязал, а потом еще и рака. После этого, он взял гипс, залил это блюдо с настоящими рептилиями, у него получился отпечаток, а уже этот отпечаток он залил жидкой глиной, вода испарилась - получился точный слепок, и этот слепок он покрыл своими удивительными глазурями.

Они чем удивительны, у него ощущение что мы смотрим сквозь воду, если посмотреть на это блюдо в близи оно поражает, потому что он хорошо делал слепки, чешуйки если он изображает лягушку, то видна чешуя у лягушки, если змея, то у неё другая чешуя. И вот это ощущение природы он очень ценил. Он говорил, что наш учитель - это природа. Он все время делал на этом акцент, у него композиция всегда напоминает кусочек природы. Приходящих гостей в дом всегда нужно чем-то развлечь - во многих странах это было обычной практикой, но проявления развлечений различались.

Например, на Руси в цветной гжели были интересные формы носик- ручка с небольшим отверстием и еще одно маленькое отверстие. Это называлось шутихами, их использовали по разному, в этом кувшине имелось две небольшие емкости для жидкости, и когда вы в гостях и на столе стоит такой сосуд, и когда человек хватается за ручку такого сосуда (а он тяжелый, потому что это керамика и там налито примерно 3 литра жидкости), и если гость хочет удержать этот сосуд - он произвольно наклоняет его на себя, наклонив чтобы удержать его в руке, и в этот момент из этого маленького носика начинает течь вода, гость обливается и всем весело, все это задумано для того, чтобы развлечь публику.

И вот такие сосуды, как у Бернарда Палисси сельские глины, они были крайне популярны, для интереса блюдо, где изображены Калисто и Зевс, ведь раньше знали очень хорошо мифологию и рассматривали эти изделия, потому что было интересно (например, маска - символ обмана). Вообще все эти изображения, которые брал Палисси, они были копиями с известных полотен, это была практика в Италии и других странах. Раньше не было понятия «плагиат», наоборот: если вас копируют это здорово, поэтому часто брали красивые произведения, которые впечатляли, и их копировали, перекладывая в дерево, металл, керамику [4].

Также Бернарда Палисси занимался обустройством садов. В ту эпоху появились сады с такими регулярными дорожками, где были скульптуры, и в этих садах должно было быть нечто, что развлекало бы публику.

К примеру, это могли быть гроты, это такие небольшие пещеры у которой имелся узкий вход. В это время началась мода на искусственные гроты, даже рассказывали, что в первые гроты в парках представляли собой обычную насыпь камней в виде небольшой пещеры, при входе в которую можно было отметить, что там ничего особого и не было. В них был такой момент развлечения, заходя в грот со своей компанией, у которого узкий вход, заходя туда по одному или двое, и ничего не видите в этой пещере, там камни своды и все. И хозяин незаметно подходит к стеночке и нажимает на рычаг и вдруг начинается дождь в этой пещере, все устремляются к входу, он узкий и все сразу выйти не могут, и тут начинается веселье: кто-то кого-то толкнул, ущипнул, записочку передал…

Потом начали делать более сложные, даже со сталактитами, бывали гроты в которых были архитектурные какие-то части, и Бернарда Палисси тоже пригласили делать гроты. Его сельские глины не просто так появились, он в свое время читал своего современника и его произведение Сон Полифема. И Полифем в этом произведении шел, шел и зашел в скалу, а все стены были вырублены в виде змей, ящериц, прочитав это, Палисси и это у него так трансформировалось, что он начал делать эти сельские глины.

Когда его приглашают делать грот, это же была просто мечта, это иллюстрация к этому произведению. Заходя в грот в темноту и видя все это человеку казалось, что весь грот кишит рептилиями, ведь люди были восприимчивые и не были к этому готовы. И один грот был удивительно потрясал людей, выглядел он так, заходя в грот где ничего не было, кроме одной скульптуры, и выглядела она так, в одной руке она держала свиток, а на нем было что-то написано, в другой руке у неё была чаша.

Когда люди заходили смотрели на красивую скульптуру, но поражались какое заинтересованное лицо было у скульптуры, раньше восприятие человека было более близкое, чем неживое, всегда кто-то из пришедших не выдерживал и подходил к скульптуре чтобы заглянуть, что же там написано на свитке. В этот момент чаша с водой переворачивалась и вода выливалась на голову человеку, и это приводило всех в восторг, вот такой был прием у Бернарда Палисси. Такой грот очень сильно впечатлял и некого не оставлял равнодушным вот этим выражение лица в скульптуре.

Бернард Палисси помимо опытов с керамикой, также занимался наукой. Так, однажды в Париже были развешаны афиши. На этих афишах говорилось что Бернард Палисси, изобретатель сельских глин, дает лекции. На цикл его лекций приходили достаточно много людей - до 30 человек на одну лекцию, для XVI века - это колоссальное количество народа. Палисси писал в своей книге, что приходили придворные, которые могли заплатить, и пытались над ним надсмехаться, но его взгляды и то, как он излагал свой материал, всех поражал что потом все приходили, чтобы послушать.

Мощные умы того времени врачи, ученые приходили и с удовольствием слушали то, что им рассказывал Бернард Палисси. Сегодня в Париже стоит памятник, посвященный Палисси, у которого в руках сельские глины. И уже в XX веке появляются разные работы, которые похожи на работы Палисси со своими сельскими глинами. Они немного другие, но всегда напоминают о первооткрывателе.

Но будучи протестантом-гугенотом, придавал своим художественным и научным занятиям религиозно-утопический оттенок, мечтая о создании идеальной страны в виде подземного «сада-убежища», где «истинные христиане» могли бы укрыться от преследований. Получил известность лишь после смерти. Сам Палисси к концу жизни все чаще подвергался гонениям. Сперва высокие покровители спасали его, но в 1588 он был второй раз взят под стражу.

Умер Палисси в Бастилии в Париже в 1590 году. Его изделия впоследствии активно копировались, в особенности в XVII в., а также в XIX в., когда в керамике возникла целая школа «палиссистов».

Ведущие идеи французского керамиста эпохи Ренессанса связаны с научными знаниями Бернарда Палисси.

Прикладное мастерство несет в себе часть большого искусства, предназначенного для возбуждения эмоциональных и интеллектуальных взаимодействийпублику. Так и в трудах Палисси общество искало нечто необычное, бесконечно далекое от полной утилитарности, способное развлечь их и вызвать эмоции.

Майолику Палисси можно найти в музеях и частных коллекциях по всему миру сегодня, но вот проблема: немногие из существующих произведений несут подпись оригинального художника. Зато узнается стиль майолики, созданный художником.

Сегодня работами Палисси восторгаются, они - проявление Возрождения. Он вылепил серию любопытных, деревенских керамических блюд. Эти глянцевые, скульптурные сосуды и тарелки покрыты глазурью с яркими драгоценными тонами и ползают по ним различные виды животных, которые Палисси изучал и которые удивительно похожи на живых существ.

Очаровательные и эксцентричные тарелки хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира, таких как Музей Виктории и Альберта (V & A) в Лондоне и Гетти в Лос-Анджелесе.

Список использованных источников:

 Андреев, М.Л. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения / М.Л. Андреев, Р.И. Хлодовский; Отв. ред. А. Д. Михайлов; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1988. – 293 с.

Большая советская энциклопедия Текст / гл. ред. О. Ю. Шмидт. - Москва: Советская энциклопедия, 1926-1947.

Русская майолика [Электронный ресурс]/ Бернар Палисси – керамист французского Возрождения. -  Режим доступа:  https://www.russian-mayolica.ru/our-story/hudozhniki-keramisty/bernard-palissy/ (дата обращения 5.12.2022)

   Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]/ Бернар Палисси. -  Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Палисси,_Бернар, (дата обращения 25.11.2022)

«Сельские глины» в Эрмитаже [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:  https://cicerone2007.livejournal.com/57340.html (дата обращения 2.12.2022)

Просмотров работы: 44