Роль нервной системы в жизни человека колоссальна. Центральная нервная система (ЦНС) согласует и связывает различные органы человека. Вся психологическая деятельность человека протекает за счёт ЦНС. И ни одно физическое упражнение не происходит без участия нервной системы. Физические упражнения в то же время по-разному влияют на ЦНС. При выполнении упражнений человек достигает большой точности, координации и быстроты движений. Усиливаются нервные процессы в коре головного мозга. Также за счёт тренировок ЦНС становится более пластичной, то есть способна пр ис по са бл ив ат ьс я к но вы м ви да м и те мп ам ра бо ты.
Си ст ем ат ич ес ки е уп ра жн ен ия фа кт ич ес ки сп ос об ст ву ют ра зв ит ию ко нк ре тн ых ви до в пс их ич ес ко й де ят ел ьн ос ти, ко то ры е ва жн ы дл я ре ше ни я пр об лем, во зн ик аю щи х ка к в уч еб но й жи зни, та к и в по вс ед не вн ом об ще ни и с ро ве сн ик ами. Фи зк ул ьт ур а не об хо ди ма ка жд ом у ре бё нк у – ос об ен но в во зр ас те пя ти-ше ст и лет. В эт от пе ри од ре бё но к ак ти вн о го то ви тс я к по ст уп ле ни ю в шк олу, и ро ди те ли до лж ны уч ес ть, чт о ма лы ш до лж ен бы ть го то в к шк ол е не то ль ко ин те лл ек ту ал ьно, но и фи зи че ск и [1]. Дв иг ат ел ьн ая ак ти вн ос ть - не то ль ко ос об ен но ст ь вы со ко ор га ни зо ва нн ой жи во й ма те рии, но и в на иб ол ее об ще й фо рме-фо рм е дв иж ен ия ма те ри и - не об хо ди мо е ус ло ви е са мо й жи зни. Со вр ем ен на я сп ор ти вн ая тр ен ир ов ка, на пр ав ле нн ая на до ст иж ен ие вы со ки х ре зу ль та тов, тр еб уе т от сп ор тс ме на бо ль шо го, а ин ог да пр ед ел ьн ог о на пр яж ен ия вс ех фи зи ол ог ич ес ки х во зм ож но ст ей. Вы со ка я ст еп ен ь фи зи че ск их и не рв но-эм оц ио на ль ны х на гр уз ок ха ра кт ер на и дл я ря да от ра сл ей пр ои зв од ст ве нн ой де ят ел ьн ос ти че ло ве ка. Во вр ем я мы ше чн ой ра бо ты ак ти ви зи ру ют ся не то ль ко са м ис по лн ит ел ьн ый (не рв но-мы ше чн ый) ап па рат, но и по ме ха ни зм у мо то рно-ви сц ер ал ьн ых ре фл ек со в (т.е. ре фл ек со в с мы шц на вн ут ре нн ие ор га ны), не рв на я и гу мо ра ль на я ре гу ля ции. По эт ом у сн иж ен ие дв иг ат ел ьн ой ак ти вн ос ти ух уд ша ет со ст оя ни е ор га ни зм а в це лом. Ст ра да ют и не рв но- мы ше чн ая си ст ема, и фу нк ци и вн ут ре нн их ор га но в [2]. Фи зк ул ьт ура, дв иж ен ие ей во бл аго, та к ка к ра вн ом ер но ра зв ив аю т мы шцы, ук ре пл яю т св яз ки, ко ст ну ю си ст ему. Фи зи че ск и тр ен ир ов ан ны й че ло ве к ме нь ше по дв ер же н тр ав мам, ко то ры е ст ол ь оп ас ны дл я ЦНС. К то му же на за ня ти я сп ор то м ор га ни зм "от кл ик не тся" "мы ше чн ой ра до ст ью" и вы бр ос ом эн до рф ин ов. Эт о пр ир од но е ле ка рс тв о от ст ре сса, ко то ро е вы де ля ет го ло вн ой мо зг, бл аг от во рн о вл ия ет на со ст оя ни е ве ге та ти вн ой не рв но й си ст ем ы [3].
Пр и за ня ти ях ги мн ас ти кой, аэ ро би кой, по дв иж ны ми иг ра ми че ло ве к по лу ча ет по ло жи те ль ны е эм оц ии: жи зн ер ад ос тн ос ть, бо др ос ть, ко то ры е по вы ша ют ак ти вн ос ть го ло вн ог о мо зга. Из эт ог о сл ед ует, чт о фи зи че ск ие уп ра жн ен ия ок аз ыв аю т бо ль шо е вн им ан ие на пс их ик у че ло ве ка. Но, в то же вр емя, от ри ца те ль ны е эм оц ии ос ла бе ва ют ор га ни зм. Та ки ми эм оц ия ми яв ля ют ся ст рах, от ча ян ие, за ви ст ь и т. д. По сл ед ст ви я ст ре сс а ил и не вр оз а по мо га ют ли кв ид ир ов ат ь фи зи че ск ие уп ра жн ен ия. Эт а ли кв ид ац ия пр ои сх од ит за сч ёт пе ре кл юч ен ия эм оц ио на ль но го во зб уж де ни я на дв иг ат ел ьн ые де йс тв ия: пр ог ул ка, пр об еж ка, по ез дк а на ве ло си пе де. Эт и де йс тв ия сн иж аю т ур ов ен ь эм оц ио на ль но го на пр яж ен ия и сн иж аю т вл ия ни е ст ре сс а на ор га ни зм. Ча ст о во вр ем я ко нт ро ль ны х за да ни й и пр ик ид ок ис по ль зу ет ся со ре вн ов ат ел ьн ый ме тод. Дл я сп ор тс ме нов, у ко то ры х сл аб ая не рв на я си ст ема, та ко й ме то д мо же т яв ит ьс я фа кт ор ом, со зд аю щи м не рв но е на пр яж ен ие. Но дл я сп ор тс ме но в с си ль но й не рв но й си ст ем ой да нн ый ме то д яв ля ет ся до по лн ит ел ьн ой ст им ул яц ие й ор га ни зма. В пр оц ес се об ще фи зи че ск ой по дг от ов ки не об хо ди мо ис по ль зо ва ни е сп ец иа ль ны х фи зи че ск их ср ед ств, сл уж ащ их дл я ра зв ит ия ЦН С и по вы ше ни я об ще й вы но сл ив ос ти. Ос об ен но ва жн о эт о дл я ст уд ен тов-фу тб ол ис тов, ба ск ет бо ли ст ов, за ни ма ющ их ся в сп ор ти вн ых се кц ия х и не им ею щи х сп ор ти вн ог о ра зр яда. Тр ен ир ов оч ны е уп ра жн ен ия не об хо ди мо ра сс ма тр ив ат ь с уч ёт ом ин ди ви ду ал ьн ых ос об ен но ст ей не рв но й си ст ем ы и пс их оэ мо ци он ал ьн ог о фо на, ко то ры й со пр ов ож да ет со ре вн ов ат ел ьн ую де ят ел ьн ос ть. В то же вр ем я дл я ли ц с оп ре де лё нн ой те нд ен ци ей в процессах нервной системы должны подбираться определённые виды спорта, способствующие укреплению и развитию ЦНС. В заключение можно сказать, что спортивные упражнения оказывают положительное влияние на организм за счёт напряжения различных групп мышц, развития моторики, координации движений и т. д.. Огромное значение имеет то, что во время физических тренировок происходит эмоциональный подъём, что, в свою очередь, ведёт к укреплению и развитию нервной системы и организма в целом.
Используемая литература.
Польза физической культуры для общего развития ребёнка / Амиралиева Е.А., Бахмат В.И., Шлемова М.В., Чернышева И.В. // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 (часть 2). - C. 72.
Быков И.В., Гансбургский А.Н., Горичева В.Д. и др. Гигиена физической культуры и спорта учебник / под. ред. В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - СПб.: СпецЛист, 2010. - 192 с.
Павлов С.Е. Спортивная медицина. Здоровье и физическая культура. Сочи-2011» /Материалы II-й Всерос. научно-практической конференции, 16-18 июня 2011 года / Сочи, 2011. - 248 с.
Колеснев А.С., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Мустафина Д.А., Мусина С.В. ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»