ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время программы школьного обучения затрагивают все сферы жизнедеятельности человека в современном мире. Школа подготавливает детей к взрослой жизни: столкновению с реалиями современного мира. Одной из таких реалий является экономическая сторона современности, затрагивающая, без исключений, жизнь каждого человека.

На сегодняшний день в России существуют сложные экономические отношения. Дети, начиная с младшего школьного возраста, невольно начинают приобщаться к экономической сфере общества, становятся участниками товарно-денежных отношений: зачастую родители просят ребенка самостоятельно купить что-то в магазине, дети могут самостоятельно совершают покупки на таких интернет-торговых площадках как Озон, Wildberries, AliExpress и др.

В медиапространстве, Интернете, реальной жизни ребенок встречается с рекламой. Маркетологи не скрывают, что главной целевой аудиторией становятся дети, которые должны попросить родителей купить товар в привлекательной упаковке, размещенный в магазине в непосредственном доступе для ребенка. Некоторые семьи выделяют ребенку карманные деньги и разрешают ему самому потратить их. Также многие банки России начали выпускать специальные денежные карты, которыми дети могут под контролем родителей распоряжаться. Все это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте могут возникать финансовые цели (игрушка, гаджет, компьютер и др.), на которые необходимо откладывать деньги или копить.

Дети, тратя деньги, не понимают их значимость. Возникает проблема отношения младших школьников к деньгам.

Начиная с сентября 2022 года, в школах России вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образований. Особенностями нового Стандарта являются следующее:

прописаны обязательные требования к предметным результатам (т.е. обозначен минимум знаний, которым ученик должен овладеть);

прописан перечень и последовательность предметных и межпредметных умений по каждой дисциплине и конкретных действий по развитию этих умений в рамках урочной и внеурочной деятельности;

важным нововведением является установка на модульное обучение;

делается акцент на применение знаний в реальной жизни[1].

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обращает внимание на проблему формирования у детей основ финансовой грамотности, кроме того, прослеживается преемственность начального и основного уровней в этом направлении.

В исследованиях Международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся PISA (Programme for International Student Assessment) финансовая грамотность понимается как совокупность знаний и понятий, связанных с финансами, а также навыков и умений, необходимых для принятия наиболее рациональных решений в разнообразных финансовых случаях. Все это должно способствовать участию в экономической жизни общества, улучшению финансового положения личности и общества в целом [2, с.38].

Стоит отметить, что в ФГОС НОО обозначены новые акценты в планируемых предметных результатах по учебным предметам «Окружающий мир» и «Математика». При изучении окружающего мира у школьников должны формироваться знания о правилах безопасного поведения при использовании денег, неразглашения личной информации о финансах и др. На уроках математики у детей должны использоваться математические знания при решении повседневных математических задач (покупка/продажа), задания могут быть связаны и со сферой личных и семейных финансов.

Все это дает основание говорить о том, что начиная с начальной школы, важно научить ребенка правильно распоряжаться денежными средствами, соизмерять свои желания с реальными потребностями семьи, понимать ценность денег, начать формировать полезных финансовых привычек, научить безопасному использованию банковскими картами и т.д. То есть, можно говорить о возрастании роли формирования основ финансовой грамотности как способе приобщения младших школьников к современным экономическим реалиям современности. И главной задачей школы будет являться сформирование и обобщение уже имеющиеся знания детей о деньгах, рациональном их использовании, накоплении и др.

В рамках реализации ФГОС НОО (2021г.), можно ориентироваться на Национальный институт качества образования, который разработал комплекс «Мате:плюс», предназначенный для тренировки и автоматизации вычислительных навыков обучающихся. В данном комплексе представлены различные пособия с разными заданиями, в которых можно найти элементы финансовой грамотности (https://niko.institute).

Кроме разнообразных пособий, существует довольно много онлайн-ресурсов, сайтов, посвященных теме финансовой грамотности.Так, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выделил центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». Здесь педагоги могут найти полезные материалы для своей работы, записаться на курсы, поучаствовать в семинарах и многое другое (https://fmc.hse.ru/). Разработаны приложения для обучения азам финансово грамотного проведения учеников младших классов («Финзнайка 6+»), позволяющие детям, играть с пользой на своих гаджетах: решать ребусы, кроссворды и тесты, соревноваться с друзьями и зарабатывать очки финансовой грамотности. Платформа Финтестирование (https://финтест.вашифинансы.рф/) позволяет пройти разного уровня сложности и образования тесты по финансовой грамотности, даёт советы по итогам тестирования.

Центральный Банк России с 1 по 18 декабря проводил Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности (https://cbr.ru/about_br/activity/01_15122022/). В нем приняли участие обучающиеся 4 класса Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №9 городского округа Шуи. Помимо личного зачета, некоторые дети заинтересовались в прохождении семейного зачета со своими родителями, бабушками и дедушками. После прохождения тестирования, участникам предлагалось проанализировать свои неправильные ответы в целях устранения пробелов в знаниях. Дети показали хорошие результаты по вопросам финансовой грамотности и получили сертификаты. Самым интересным, по словам детей, было задание, связанное с покупкой игры и принятием верных решений в различных ситуациях.

Таким образом, важность и необходимость включения элементов финансовой грамотности в школьные предметы и внеурочную деятельность обучающихся не подлежит сомнению. Грамотно выстроенная учебно- воспитательная система формирования финансовой грамотности научит школьников правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, в которых необходимо финансово грамотное поведение: поход в магазин, оплата проезда, покупка билетов, расчет личного бюджета и т.д. Это возможно осуществить через интеграцию существующих методических разработок, сайтов специального назначения в целостную образовательную систему школы.

Литература

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Текст]: утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерацииот 31 мая 2021 г. № 286/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2021г.

Ковалева Г. Финансовая грамотность российских учащихся/ Г. Ковалева // Математика – 2015. - №3 – С. 38–40.

Сенченков Н. П. К вопросу о трактовке понятия «финансовая грамотность» / Н. П. Сенченков, А. Н. Цыганкова // Вестник Череповецкого государственного университета, 2021. -№3 - С. 211–219.

Кухар С. А. Формирование финансовой грамотности у младших школьников в условиях дополнительного образования / С. А. Кухар // Психологические и педагогические науки, 2019. - №1 – С.254 – 255.

Просмотров работы: 20