На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения риска развития синдрома эмоционального выгорания специалистов по социальной работе. Ведь социальный работник не только взаимодействует с клиентами, что уже является причиной для появления стрессового состояния, но также решает и находит пути решения проблемы. Данное взаимодействие может быть эмоционально тяжелым для всех участников. Наиболее ярко выражаются эмоциональное напряжение у специалистов реабилитационных центров, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья. Кроме общения с детьми-инвалидами, работникам требуется установить контакт с родителями, родственниками. Сотрудниками учреждения, где находится ребенок. Многие работодатели настроены на снижение риска появления синдрома эмоционального выгорания. Данный процесс сказывается на самочувствии работников, на эффективности и результативности их трудовой деятельности.
Для выяснения причины возникновения синдрома эмоционального выгорания, необходимо выяснить что оно из себя представляет. Как определяет Щавелева М.В. синдромом эмоционального выгорания является ответная реакция организма на длительное время, воздействие стресса средней интенсивности в процессе профессиональной деятельности. Основополагающей причиной развития этого синдрома считается психическое переутомление [6].
Рассмотрим ещё одно понятие синдрома эмоционального выгорания. Бабич О.И. рассматривает данный процесс как изменения психического состояния, которые могут быть наблюдаемы как внутренне, так и внешне. К внешним изменениям можно отнести изменения в поведении, изменения в вербальных и невербальных отношениях, изменения в отношении к человеку, окружающему миру. Внутренними являются изменения, происходящие в мотивационно-волевой, ценностно-смысловой и эмоциональной сферах. В переживаниях личностного благополучия и качества жизни [1, с. 122].
Синдром эмоционального выгорания очень схож с негативными состояниями, но всё же представляет собой самостоятельный феномен личностных дисфункций. Эти дисфункции приводят к переживаниям, огорчениям специалиста реабилитационного центра, что во многом сказывается на его работоспособности.
Таким образом, можем сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания является защитной реакцией организма на постоянное воздействие стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности. Данный процесс сопровождается тревожной напряженностью и сопротивлением организма на нарастающий стресс.
Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания могут быть самыми разнообразными и затрагивать как внутреннее состояние специалиста, так и окружающий мир человека. Наиболее явной причиной эмоционального выгорания является специфика работы специалистов реабилитационного центра с детьми с ОВЗ. Она заключается в том, что вся деятельность и программыреабилитации или абилитации, направленные на развитие навыков и умений ребенка, могут быть бесполезными, так как многие заболевание имеют свойство стагнации и деградации. Исходя из этого специалисты прикладывают огромные усилия в обучении, воспитании и развитии своих клиентов.
К внешним причинам возникновения синдрома эмоционального выгорания можно отнести: однообразие профессиональной деятельности, чрезмерная загруженность на рабочем месте, неудовлетворение финансовым положением, взаимодействие с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья и их семьями.
К внутренним причинам возникновения синдрома эмоционального выгорания относят: хронические заболевания, недосыпы, неправильное питание, отсутствие прогулок на свежем воздухе, отсутствие хобби и отдыха.
Одной из главных причин возникновения синдрома эмоционального выгорания у специалистов реабилитационного центра является взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнок-инвалид- это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Выделяется три степени ограничений жизнедеятельности: легкая, средняя и выраженная. Степень оценивается относительно нормальных функций, которые соответствуют конкретному возрасту. При определенном диагнозе могут присваиваться несколько степеней. В зависимости от степени ограничений жизнедеятельности специалисты, работающие с детьми-инвалидами, составляют программу реабилитации [4, С. 150-155].
Инвалидность для детей распределяется по виду расстройств функций в организме. Они встречаются в:
Психо-эмоциональной сфере
Органах чувств
Движении
Работе внутренних органов
Физических дефектах
Рассмотрев определение и категории детей-инвалидов, можно сказать, что работа оказывает огромное влияние на психо-эмоциональное состояние специалистов, на результативность их деятельности. Очень важно в данный момент использовать ресурсы для восполнения энергии.
Чтобы определится с мероприятиями по профилактике эмоционального выгорания специалистов реабилитационного центра, определим симптомы данного состояния.
Симптомы эмоционального выгорания подразделяются на три группы: психофизические, социально- психологические, поведенческие.
Психофизические симптомы характеризуются чувством постоянной усталости, ощущением эмоционального и физического истощения. Частыми беспричинными головными болями, постоянными расстройствами желудочно-кишечного тракта, полной или частичной бессоницы, заметным снижением внутренней и внешней сенсорной чувствительности.
Социально-психологические симптомы включают в себя повышенную раздражительность на незначительные события, постоянное переживание негативных эмоций, чувство чрезмерной ответственности и гиперконтроля.
Заметное увеличение или сокращение рабочего режима, трудности с принятием решением, чувство бесполезности, дистанцирование от коллег и сотрудников организации- данные симптомы относятся к поведенческим.
Существует множество мероприятий, направленных на профилактику эмоционального выгорания. Их можно отнести к мероприятиям, затрагивающим окружающую среду и мероприятия, направленные на расслабление самого специалиста.
Рассмотрим комплекс мероприятий, которые можно проводить учреждения для профилактики эмоционального выгорания специалистов реабилитационного центра.
Психологический тренинг, включающий различные виды терапии. Особой популярностью пользуется арт-терапия, вокало-терапия, игровая терапия- данные виды терапии помогают создать положительную атмосферу между руководством и подчинёнными, способствовать расслаблению работников, развить способности самовыражения и самопознания личности.
Развитие компетентности по вопросам профилактики и коррекции эмоционального выгорания.
Зачастую для того, чтобы решить проблему необходимо обратиться к её причине. Многие руководители не могут распознать её. Для этого необходимо проводить совещания, переговоры, где каждая сторона сможет высказать своё мнение и предложить решения для создавшейся проблемы.
Развитие мотивации к трудовой деятельности специалистов реабилитационного центра. Мотивация играет огромную роль в деятельности работника, наполняет её определённым смыслом. Мотивация может быть двух видов: материальная- получение премии. Также мотивация может быть нематериальной: представляет похвалу, награждение грамотой или похвальным листом.
Корпоративная культура. Радостный настрой для работника может задать определённая традиция в организации, создание праздничной атмосферы в коллективе.
Внутренние мероприятия по профилактике эмоционального выгорания не менее важны для работника.
Хобби, интересы, не связанные с профессиональной деятельностью. Это могут быть танцы, йога, прогулка по лесу- всё то, что наполняет радостью человека и помогает расслабиться, уйти от рутинных действий.
Чтение художественной литературы отвлекает от мыслей, которые сопровождают специалиста на работе. Позволяют погрузиться в другой мир, мир фантазий и воображения.
Смена обстановки. Данный вид деятельности помогает разгрузиться специалистам, отбросить все нерешённые планы.
Методы психической саморегуляции. Полезным методом саморегуляции служат дыхательные практики. Они благотворно влияют на организм, повышают уровень стрессоустойчивости, являются профилактикой простудных заболеваний, помогают избавиться от усталости и бессонницы. Дыхание-важный процесс в организме, запускающий многие стимуляции.
Рефлексия в конце дня помогает оставить все и без лишних мыслей и навязчивых идей подготовиться ко сну. Данный метод полезен тем, что позволяет сконцентрировать свое внимание и собственные мысли вовнутрь, оценивая свои поступки, решения в течении рабочего дня.
Массаж также благотворно сказываетсянапсихо-эмоциональном состоянии работника. Польза данного процесса выражается в улучшении кровообращения в организме, выработке гармонов радости, что поднимает настрой человека, снятии мышечного напряжения, уменьшении спазмов, снятии хронической усталости. Как можно заметить, в современном мире очень большое количество методов и форм снятия напряжения, снятия хронической усталости. Для специалиста нужно лишь выбрать наиболее подходящий для себя.
Таким образом, можно сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания не является чем-то неизбежным для специалистов реабилитационного центра, работающих с детьми и подростками ограниченными возможностями здоровья. Необходимо предпринимать шаги по профилактике возникновения СЭВ, которые могут предотвратить, ослабить или исключить последствия данного процесса.
Список использованной литературы
Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И.Бабич// Волгоград. : Учитель, 2017 г. – 122 с.
Бибикова, Н. В. 2.3. Роль супервизии в профилактике профессионального выгорания специалистов социальной работы / Н. В. Бибикова, Л. И. Еремина // Социальная работа в современном российском обществе : коллективная монография. – Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2020. – С. 96-107.
Бойко В.В. Синдром «Эмоционального выгорания» в профессиональном общении/ В.В. Бойко//СПб.: Питер, 2009 г.- 278 с.
Гунзунова, Б. А. Концептуальная модель системы саморегуляции эмоциональных состояний в профессиональной педагогической деятельности /Б. А. Гунзунова// Москва. : Мир науки, культуры, образования, – 2012. – №4(35). – С.150–155.
Фетискин, Н. П. Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)/ Н.П.Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов// М.: Психология, 2002 г. - C.360-362
Щавелева М.В. Вопросы организации и информатизации здравоохранения/ М.В. Щавелева// М. : 2009 г.- №3 С.73-77