Проблемы социализации воспитанников детского дома стояли перед обществом всегда. В условиях нынешнего времени одной из наиболее приоритетных национальных проблем остаётся интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в социум. Особую актуальность в контексте данной проблемы приобретает вопрос о социальном сопровождении воспитанников детского дома в процессе социализации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе высокого риска по характеристикам психических расстройств, нарушений самосознания, трудностей адаптации и негативных тенденций в поведении. Поэтому необходимо правильно организовывать социальное сопровождение воспитанников детского дома в процессе социализации в зависимости от возрастных и физических особенностей таких детей.
На начало 2021 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 406128 человек. Почти 365 тысяч из них находились на воспитании в замещающих семьях. Численность сирот в государственном банке данных в среднем по России уменьшилась за 2020 год на 6,6%. Мы можем наблюдать сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, но проблема социального сопровождения воспитанников детского дома в процессе социализации остаётся острой.
Рассмотрим сущность и содержание следующих понятий:
Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы…» [1].
Социальное сопровождение – это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развитие естественных способностей человека, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем в социально-психологической, социально-педагогической, социально-трудовой и других сферах [2, с.76].
В терминологическом словаре современного педагога социализация рассматривается как процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества [5].
Согласнотерминологическому словарю-справочнику по психолого-педагогическим дисциплинам социализация – это качественные и количественные изменения системы ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимые для достижения успеха в определенном обществе (социуме) и достигаемые в процессе собственной деятельности [2].
Особенности социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения обусловлены рядом факторов:
специфика их психического развития;
условия организации жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа;
обеднение и изменение характера влияния источников социализации [6].
Рассмотрим проблемы социального сопровождения воспитанников детского дома, встречающиеся в процессе социализации (табл.1) [4]:
Таблица 1
Проблемы социального сопровождения воспитанников детского дома в процессе социализации
Проблема |
Характеристика проблемы |
Эмоционально-личностные деформации |
Деструктивное влияние социальной ситуации, усиленной материнской, коммуникативной, эмоциональной и сенсорной депривацией на общее развитие ребёнка является одной из существенных причин социальной дезадаптации воспитанников интернатных учреждений. Специфический социально-психологический облик ребёнка, жизнь которого протекает вне семьи, обусловлен сочетанием ограниченных социальных влияний с неблагополучным биологическим фактором развития. |
«Закрытость» пространства детских домов |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений. Воспитанникам детского дома свойственно однообразие и унификация стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений. |
Межличностные отношения |
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей существуют трудности в установлении межличностных отношений с воспитателями, педагогами, сверстниками, что отражается в характеристике этих отношений как «плохих» и «скорее плохих». Потребности в любви, признании, уважении свойственные любому человеку, у воспитанника детского дома фрустрированы и чаще реализуются через физическую силу, агрессию, другие асоциальные формы поведения, отсюда «особые» отношения к «чужим», от которых детдомовцы не ожидают ничего «хорошего» и чаще всего стремятся извлечь хотя бы выгоду. |
Негативное отношение к детям из детских домов |
Данная проблема есть обратная от предыдущей. Еще одним последствием социализации в детском доме является негативное отношение к детям из детских домов, которое рассматривается социологами и социальными работниками как навешивание ярлыка, когда в обществе восприятие человека происходит через призму того, что он находился и воспитывался в детском доме. Кроме того, такое отношение ребенок встречает не только по выходе из детского дома, он растет и воспитывается в такой атмосфере |
Профессиональная ориентация воспитанников детского дома |
Ещё один важный аспект социализации – профессиональная ориентация подростка-сироты или оставшегося без попечения родителей и подготовленность его к выбору профессии и труду. Необходимо отметить, что замкнутый тип функционирования детских учреждений не даёт полной возможности для дальнейшего развития профессиональных предпочтений. Об этом свидетельствуют самооценки профессиональных перспектив воспитанников в детских учреждениях в сравнении с обычными детьми. В частности, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее популярными являются специальности автомеханика, автослесаря, повара, водителя транспортных средств, парикмахера, швеи-мотористки и т.п. Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют обязательного высшего образования. |
Неприспособленность к самостоятельной жизни |
Длительное проживание в детском учреждении и специфика первичной социализции и социализации в процессе проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков и требуют специальных социально-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Воспитанников детского дома, к сожалению, не приучают к труду, самообслуживанию, готовности заботиться о себе, они знают, что их накормят и оденут – государство взяло на себя такие обязательства. |
Можно выделить проблемные черты, которые характерны воспитанникам детского дома (рис. 1):
Агрессия по отношению к внешнему миру
Инфантилизм
Характерные черты
Трудности в общении
Иждивенчество
Неуверенность в себе
Рис.1. Характерные черты воспитанников детского дома
Для успешного социального сопровождения воспитанников детского дома в процессе социализации, а также для развития необходимых навыков, ценностных установок, самоопределению, самостоятельности, специалистам необходимо разрабатывать и реализовывать социальные программы.
При социальном сопровождении воспитанников детских домов в процессе социализации специалистам необходимо следовать условиям:
вовлечение в активную деятельность, которая даёт социальный опыт и может стать для ребёнка социальными образцами;
включение воспитанников в новые группы для прорабатывания этапов адаптации;
моделирование различных социальных ситуаций и событий, поиск решения и возможного пути выхода из трудной жизненной ситуации;
формирование доверительных, дружественных отношений между старшими (педагогами, воспитателями, психологами) и детьми;
практические занятия, дающие возможность перевести намерения, цели и желания в практические действия;
работа над повышением личной самооценки ребенка, путем создания ситуаций успеха, мотивации детей к труду, учёбе и т.д.
Исходя из вышеперечисленных условий, усилия специалистов детского дома должны быть направлены на:
формирование у детей способности к осознанному выбору, самостоятельному принятию решения и ответственности за него, овладение структурной деятельностью;
индивидуальную профориентационную подготовку (тестирование, презентация конкретных подходящих и интересующих именно его профессиональных направлений, сопоставление желаний со своими возможностями, формирование навыков постановки и достижения целей, оценивание результатов своей деятельности, формирование представлений о будущей профессии, воспитание трудолюбия и развития работоспособности);
формирование доверительных отношений между взрослыми и детьми, чтобы ощущался эмоциональный комфорт, не было напряженности и тревожности, было взаимоуважение;
правовую грамотность воспитанников;
создание широких возможностей для творчества и иной деятельности, способствующей максимально реализовывать й потенциал каждого ребёнка;
развитие социальной и личностной мобильности, умения оценивать жизненную ситуацию и принимать адекватные решения;
проведение индивидуальных и групповых мастер-классов, практических занятий по овладению навыками домашнего хозяйства, умениями самостоятельно вести быт (приготовление пищи, уборка, ремонт одежды, оплата за коммунальные услуги и т.д.).
Для вхождения воспитанника детского дома в общество необходимо решать проблемы социального сопровождения специалиста, которое будет обеспечивать овладение ребёнком комплекса социальных ролей, норм, правил и ценностных установок, а также всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому развитию.
Социальное сопровождение воспитанников детского дома в процессе социализации будет эффективно в том случае, если оно будет проводиться непрерывно, последовательно, с учетом возрастных, психических, физических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Список источников:
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 04.12.2022)
Баринова Т.М., Гарипова И.О., Каранова В.В., и др. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам. [Электронный ресурс]. 2011. URL: Layout 1 (hunterpress.ru)
Коряковцева О. А. Социально-педагогическое сопровождение семей с детьми: учеб. пособие для вузов / О. А. Коряковцева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 225 с.
Настенкова, А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность / А. И. Настенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/48/5852/ (Дата обращения: 06.12.2022)
Терминологический словарь современного педагога [электронный ресурс]. URL: slovar.pdf (ucoz.ru) (Дата обращения 05.12.2022)
Шульга Т. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска: учеб.пособие для вузов / Т. И. Шульга. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2022. – 208 с.