Современные подходы применения классических инструментов стратегического планирования на предприятии - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Современные подходы применения классических инструментов стратегического планирования на предприятии

Солодова А.М. 1, Иванова О.А. 2
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
2Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова по направлению «Цифровой бизнес»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важность изучения проблем стратегического планирования заключается в нестабильности условий работы российских организаций. Неготовность руководителей к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений приводит к разрыву хозяйственных связей, невыполнению договорных обязательств, взаимным неплатежам, снижению инвестиционной активности и т. д.

Самый распространенный вид планирования – стратегический. Разработка бизнес-стратегии означает постановку более глобальной цели. Стратегия заключается в максимальном снижении затрат по основным параметрам деятельности (персонал, сырье, ресурсы и т.д.).

Стратегическое планирование преследует следующие цели:

1. Создание и перспектива бизнес-модели относительно своей сферы деятельности, своей миссии, своего развития.

2. Фиксация задач генерального директора или директора на весь период его деятельности в соответствии с заключенным договором. [1]

В соответствии с намеченными целями выделяют важнейшие задачи этого вида планирования:

- анализ процесса роста деятельности компании с самого начала, а также соблюдение намеченных стратегических планов;

- оценка внешней и внутренней эволюции компании на сегодняшний день;

- корректировка миссии и видения компании в сфере своей деятельности;

- ставить общие цели развития; анализ основной проблемы управления бизнесом и разработка метода устранения;

- разработка бизнес-концепции; искать возможности и пути их реализации для перевода бизнеса в рабочую сферу;

- создание и распространение инициативных действий по реализации стратегического плана;

- уточнение отдельных нюансов и положений в сферах деятельности компании, зависящих от стратегического планирования: инвестиции, финансы, маркетинг и др. [9]

Изучением стратегического планирования занимались отечественные и зарубежные авторы, такие как Арефьева Н.Т., Алексеева Н.И., Гончарова О.Ю., Капацинский М., Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А., Луховская О.К., Смирнова М.М., Кочеткова Т.С., Шмелева А.Н., Филатова С.Е., Тетерин Ю.А., Фомина Н.В., Хакстейбл Э., Рыжикова Т.В. и другие.

Организация комплексного стратегического планирования в компании осуществляется в несколько этапов. При необходимости каждый из них может быть самостоятельным бизнес-процессом. [2]

Шаг 1. Определение миссии компании. Установление стратегической миссии имеет важное значение для осуществления внутренней и внешней деятельности компании.

Во внутренней деятельности четко определенная роль помогает коллективу чувствовать единство, придерживаться культуры поведения.

Во внешней деятельности четко сформулированная миссия помогает создать уникальный имидж компании на рынке, только собственный имидж говорит о роли компании в экономической и социальной сферах, а также о том, как она должна восприниматься клиентами.

Шаг 2. Формулировка целей и задач функционирования организации. Установленные цели не только показывают состояние, которого достигнет компания после их достижения, но и должны мотивировать сотрудников на их достижение.

Шаг 3. Анализ и оценка внешней среды. При анализе внешней деятельности и среды учитываются две составляющие: макросреда и микросреда.

Шаг 4. Анализ и оценка внутренней структуры компании. Шаг 5. Разработка и анализ стратегических альтернатив. Альтернативы разрабатываются для определения способов достижения целей и задач, определенных в миссии организации.

Шаг 6. Выбор стратегии. Для выбора наиболее эффективной стратегии необходимо опираться на четко структурированную и слаженную систему деятельности компании. Выбор стратегии должен быть четким и однозначным. Это означает, что вам следует выбрать одно направление, наиболее подходящее для деятельности данной компании. Этапы создания стратегии и форма ее донесения до коллектива являются обобщенными и могут меняться в зависимости от деятельности компании [3].

Шаг 7. Реализация стратегии. Внедрение осуществляется посредством комплекса действий: разрабатываются различные программы и процедуры, из которых составляются планы на долгосрочные и краткосрочные периоды.

Шаг 8. Оценка выбранной (реализуемой) стратегии. Реализация стратегии оценивается. Обратная связь помогает контролировать этот процесс и при необходимости вносить изменения [4]

На основе представленных этапов выделяют следующие методы стратегического планирования на предприятии в зависимости от момента времени их применения.

Метод 1. SWOT-анализ. Метод 2. «Дерево целей». Метод 3. МатрицаБКГ (Boston Consulting Group). Метод 4. Матрица McKinsey. Метод 5. Матрица Ансоффа представляет собой матрицу товар-рынок. Метод 6. Сценарное планирование.

Развитие текстильной промышленности в городе Иваново идет достаточно быстрыми темпами. Это приводит к необходимости постоянного укрепления конкурентных преимуществ швейных предприятий и их положения на рынке [4]. Наиболее эффективным в этом случае является правильно спланированное стратегическое управление организацией. Зачастую стратегии развития разрабатывают в основном крупные компании, тогда как средний бизнес ограничивается долгосрочным планированием. Это приводит к тому, что условия окружающей среды оказывают сильное влияние на швейную промышленность и приводят ее к убыточной деятельности.

При этом функционирование организации связано с движением денежных средств и направлено на получение максимальной отдачи от этой деятельности. Разработка и внедрение системы стратегического планирования является важнейшей задачей менеджмента, который пытается достичь цели с наименьшим использованием ресурсов [5]. Однако детальным практическим разработкам всегда предшествует рассмотрение теоретических аспектов. Поэтому необходимо сформировать представление о стратегическом планировании, раскрыть его назначение и определить основные принципы и методы реализации. Именно поэтому так актуальна тема стратегического планирования, которой сегодня посвящено множество публикаций.

В рамках нашего исследования представим примеры разработки некоторых элементов стратегического менеджмента.

Например, миссию для текстильного предприятия можно сформулировать так: «Наше предприятие призвано удовлетворять постоянно растущие потребности в домашнем текстиле, добиваясь для этого высокого качества продукции, которую мы производим, при конкурентоспособных ценах и широком диапазоне выбора, не только на Ивановском рынке, но и по территории Ивановской области».

Цель компании: снизить затраты компании на 19-20% в течение трех лет за счет улучшения системы логистики.

Стратегический менеджмент предполагает анализ ресурсного потенциала предприятия – это экономический потенциал предприятия, то есть средства производства, запасы, источники ресурсов, которые имеются или могут быть мобилизованы (приведены в действие, использованы для достижения целей предприятия [6]. Для этого необходимо воспользоваться отчетом о финансовых результатах (прибылях и убытках).

Таблица 1

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Наименование показателя

Значение показателей

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

год

год

год

год

год

год

год

Товарооборот

             

Себестоимость продукции и прочие коммерческие расходы

             

Валовая прибыль

             

Прочие доходы

             

Прочие расходы

             

Прибыль до налогообложения

             

Текущий налог по УСН

             

Чистая прибыль

             

Одним из важных инструментов стратегического планирования является SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие компании. SWOT-анализ необходим для оценки сильных и слабых сторон компании, выявления перспектив развития и внешних угроз.

Что такое SWOT:

S - Strongs (сильные стороны) - внутренние характеристики компании. Факторы, обеспечивающие стабильное положение и конкурентное преимущество на рынке. Переменные, благодаря которым увеличивается товарооборот, которые вы будете улучшать, укреплять, укреплять,

W - Слабые стороны (weaknesses) - Внутренние особенности компании. Слабые стороны компании. На что обратить внимание и устранить или изменить. Точки, которые могут привести к падению продаж и потере конкурентоспособности,

O - Opportunities (возможности) - это рыночные события в состоянии, на которые компания не имеет прямого влияния, но может каким-то образом оказать положительное влияние на ее развитие,

T - Threats (угрозы) - Внешний фактор. Неблагоприятные внешние события, не зависящие от компании, которые могут привести к проблемам для бизнеса.

Представим пример SWOT-анализа одной из текстильных компаний, ключающий положительные и отрицательные факторы как внутри компании (на которые можно повлиять), так и во внешнем мире (на которые нельзя повлиять в компании).

Таблица 2.

Матрица SWOT – анализа текстильной компании

 

Возможности швейного предприятия

Угрозы швейного предприятия

Сильные стороны швейного предприятия

1. Известность и репутация на рынке текстильной продукции.

2. Полный цикл производства от закупки сырья до сбыта.

3. Персонал отдела продаж владеет полной информацией о товаре, о составе тканей, постоянно повышает квалификацию.

4. Широкий выбор ассортимента текстильной продукции в одном территориальном месте.

1. Несвоевременная поставка запасных частей на оборудование.

2. Конкуренты обладают более современным оборудованием для выпуска того же ассортимента.

3. Несвоевременное формирование заявки клиента по срокам.

4. Нехватка молодых и специализированных сотрудников.

Слабые стороны швейного предприятия

1. Компания находится на рынке текстильной продукции достаточно давно и готова к выпуску нового ассортимента продукции.

2. При своевременном обеспечении сырьем, рабочей силой, необходимыми комплектующими, экономика может повлиять на нас позитивным образом.

3. Географическая диверсификация рынков сбыта.

4. Мы можем проводить масштабные маркетинговые исследования, проводить фокус – группы.

1. Из-за отсутствия жесткой конкуренции наш размер доли на рынке не уменьшается.

2. Необходимость приобретения нового оборудования принесет нам большие финансовые затраты.

3. Стоимость наших товаров увеличивается из-за роста инфляции и затрат на внедрение новых технологий.

4. Надежность партнера зависит от договорных обязательств с его стороны.

На основании матрицы SWOT – анализа можно разработать направления оптимизации данной компании, которые будут отражены в SWOT – анализе (таблица 3). В данном случае используется метод экспертного опроса.

Таблица 3

SWOT – анализ для ООО «ТРАДИЦИЯ»

Экспертная оценка (ЭО)

Удельный вес (УВ)

Итог (ЭО*УВ)

Возможн.

ЭО

УВ

Итог

Угрозы

ЭО

УВ

Итог

1

7

6

42

1

6

7

42

2

5

7

35

2

6

6

36

3

6

5

30

3

7

8

56

4

9

8

72

4

9

5

45

Итог

-

26

179

Итог

-

26

179

Сильные стороны

Компания имеет известность и репутацию на рынке сбыта текстильной продукции, что дает возможность запустить производство новых видов текстильных изделий, то есть расширить ассортимент своей продукции.

Необходимо использовать нашу сильную сторону, а именно производство и сбыт различного рода текстильных изделий, для того чтобы снизить угрозу сокращения доли рынка из-за конкурентов, которые обладают более современным оборудованием.

1

4

6

24

2

6

5

30

3

8

5

40

4

5

3

15

Итог

-

19

109

Слабые стороны

Из-за отсутствия навыков и опыта у молодых сотрудников, может снизиться освоение новых видов производств с целью повышения его эффективности. Необходимо использовать возможность организации постоянных тренингов и обучения по повышению квалификации.

Можно снизить угрозу надежности партнера, которая зависит от договорных обязательств с его стороны, если откажемся от слабой стороны несвоевременного формирования заявки клиента по срокам. Таким образом если заявка будет сформирована в срок, то наша надежность сделки с партнером повыситься.

1

4

6

24

2

3

5

15

3

7

7

49

4

9

8

72

Итог

-

26

160

В итоге SWOT – анализа должны быть предложены пути решения проблем компании и оптимизации производства для дальнейшего развития. Благодаря этим рекомендациям компания сможет удержать позицию на рынке и быть достаточно конкурентоспособной для этого. Кроме того, по результатам анализа можно определить стратегию развития, действующую в организации на данный момент времени – стратегия диверсификации производства. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что предприятию необходимо уделять особое внимание поставщикам сырья, при необходимости менять их, грамотно организовывать рекламную кампанию и по возможности модернизировать оборудование [7]. Но нельзя забывать и о своих сильных сторонах, их надо развивать и контролировать.

С помощью различных анализов внешней и внутренней среды разрабатывается стратегический план организации. Предложенная стратегия поможет компании развиваться дальше, а не сокращать производство, как это делает большинство организаций, оказавшись в сложной ситуации. Благодаря своим конкурентным преимуществам предприятие может укрепить свои позиции на рынке и определить возможности выхода со своим продуктом на новые рынки.

Список использованной литературы

Аблязова, Н.О., Егоршин, А.П. Управление социальным развитием организации: учебник. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 430 с.

Забелин, П.В., Моисеева, Н.К. Основы стратегического управления: учеб. пособие. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2012.

3. Проектный подход к разработке стратегии //Луховская О.К., Шишкова Е.С. В сборнике: Векторы регионального развития: успешные практики эффективного менеджмента. сборник материалов всероссийской национальной (с международным участием) научно-практической конференции. Севастопольский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Симферополь, 2020. С. 98-102.

4. Управление кластерным развитием текстильных регионов россии в условиях сохранения и воспроизводства культурного потенциала на потребительском рынке // Луховская О.К., Шарова Л.И., Гретченко А.И. Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2019. № 5 (383). С. 5-9.

5. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ //Кочеткова Т.С., Луховская О.К. Курск, 2019.

6. Стратегическая диагностика в торговле как инструмент формирования управленческих решений на потребительском рынке // Луховская О.К., Арефьева Н.Т. В сборнике: Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции. материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 162-174.

7. Стратегический анализ в гостиничном сервисе: маркетингово - экономический подход к оценке деловых ситуаций // Луховская О.К., Киреева М.М., Фомина Н.В. практикум / Иваново, 2013. Том Часть первая Инновационные технологии обучения

Просмотров работы: 36