Проведенные ранее многочисленные исследования трибололгических свойств полимернойкомпозиции полибутиленатерефталата показали, что в сухих условиях статический коэффициент трения составляет примерно 0,243, а кинетический – 0,049 [10].
Таким образом, изучение трибологических и противоизносных свойств полимерных композиций, которые способных заменить металлические детали является весьма актуальным. В связи с этим, в данном исследовании будут изучены трибологические свойства пары трения полибутилентерефталат – сталь в условиях сухого трения при различных скоростях скольжения и давлении.
В качестве объекта исследования выступала фторопластовая композиция с химическим составом политетрафторэтилен – 70%, стекловолокно – 30%, метод производства заготовки - прессование.
Трибологические характеристики исследовали на машине трения торцевого УМТ200. Исследования проводились при скоростях скольжения 0,3 м/с, 1м/с, 2 м/с и нормальном давлении 0,3 МПа, 2 МПа и 3 МПа. Перед проведение исследований стальной диск зачищали на шлифовальной бумаге и обезжиривали гексаном. Износ исследуемого материала определяли по потере массы образцов из фторопластовой композиции. Взвешивание образцов проводили до и после трибологических исследований на аналитических весах. Изменения линейных параметров образцов определяли с помощью штангенциркуля.
Анализ результатов трибологических испытаний показывает, что при увеличении скорости скольжения в паре трения полибутелентерефталат – сталь с 1 м/с до 2 м/с положительно сказывается на эволюции коэффициента трения значения которого, снижаются практически в 2 раза (рис. 1, 2).
Рис. 1. Зависимость коэффициента трения от времени в паре трения полибутелентерефталат – сталь при V – 1 м/с Р – 0,3 МПа
Рис. 2. Зависимость коэффициента трения от времени в паре трения полибутелентерефталат – сталь при V – 2 м/с Р – 0,3 МПа
Изучение влияние нормального давление в зоне трения при фрикционном взаимодействии пары полибутелентерефталат – сталь указывает на уменьшение коэффициента трения при увеличении давления (рис. 3, 4). Однако, износ, определяемый по уменьшению массы образца, увеличивается, таблица 1.
Рис. 3. Зависимость коэффициента трения от времени в паре трения полибутелентерефталат – сталь при V – 0,3 м/с Р – 1 МПа
Рис. 4. Зависимость коэффициента трения от времени в паре трения полибутелентерефталат – сталь при V – 0,3м/с Р – 3МПа
Таблица 1.
Весовые и линейные параметры образцов фторопластовой композиции
№ |
∆m, г |
d1×h1+ d2×h2 до трения, мм |
d1×h1+ d2×h2 после трения, мм |
Режим трения |
1 |
0,0015 |
17,9×20 |
18×20 |
V – 1м/с, P – 0,3МПа |
2 |
0,0019 |
17,9×20 |
18×20 |
V – 2 м/с, P – 0,3МПа |
3 |
0,0006 |
17,9×19,9 |
18×20 |
V – 0,3м/с, P – 1МПа |
4 |
0,0123 |
17,9×20,05 |
19,4×19,7 |
V – 0,3м/с, P – 3МПа |
Визуальный осмотр поверхности фрикционного взаимодействия пары фторопластовая композиция полибутелентерефталат – сталь показывает на значительные ее изменения, рис 5, так поверхность образца до трения достаточно ровная и имеет множество пор, рис. 5а. После трения при скорости скольжения 1 м/с и нормальной нагрузки 0,3 МПа поверхность образца становится более гладкая, что может свидетельствовать о снижении параметров шероховатости поверхности (рис. 5б).
Рис. 5. Поверхность фторопластовой композиции до трения (а) и после фрикционного взаимодействия при режимах: б – V=1 м/с, P=0,3 МПа;
в – V=2 м/с, P=0,3 МПа; г – V=0,3 м/с, P=1 МПа; д – V=0,3 м/с, P=3 МПа
При трении со скоростью скольжения 2 м/с и нормальной нагрузкой 0,3 МПа поверхность образца подвергается значительному изнашиванию (рис. 5в).
Увеличение при трении нормальной нагрузки в 10 раз приводит к значительному повышению температуры в зоне трения. При этом наблюдается плавление поверхности фрикционного взаимодействия образца и изменение его геометрических параметров (рис. 5д).
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Оптимальными условиями при трении полибутилентерефталата по стали при которых достигается наименьшее значение коэффициента трения являются скорость скольжения 2 м/с и давление 0,3 МПа.
2. Повышение давления в паре трения приводит к увеличению температуры в зоне трения и износу полибутелентарефталата.
Список литературы:
1. Treacy M.M.J., Ebesen T.W., Gibson J.M. Nanoparticles as reinforced agents // Nature (London). – 1996. – V. 381. – P. 678–680.
2. Крагельский И.В., Добычин М.Н., Комбалов В.С. Основы расчетов на трение и износ. – М.: Машиностроение, 1977. – 526 с.
3. Горячева И.Г. Механика фрикционного взаимодействия. – М.: Наука, 2001. – 478 с.
4. Zhang X. R. et al. The friction and wear properties of carbon nanotubes/graphite/carbon fabric reinforced phenolic polymer composites //Advanced Composite Materials. – 2015. – Т. 24. – №. sup1. – С. 147-159.
5. Okhlopkova A. A. et al. Nanoceramic and polytetrafluoroethylene polymer composites for mechanical seal application at low temperature //Bulletin of the Korean Chemical Society. – 2013. – Т. 34. – №. 5. – С. 1345-1348.
6. Venkatesan M., Palanikumar K., Rajendra Boopathy S. Comparison of the Wear Properties of Polymer Composites Having CNT With and Without Glass Fiber Reinforcement //Transactions of the Indian Institute of Metals. – 2015. – Т. 68. – №. 1. – С. 91-97.
7. Cheng D. et al. Friction and wear behavior of carbon fiber reinforced brake materials //Frontiers of Materials Science in China. – 2009. – Т. 3. – №. 1. – С. 56-60.
8. Jumahat A., Kasolang S., Bahari M. T. Wear properties of nanosilica filled epoxy polymers and FRP composites //Jurnal Tribologi. – 2015. – Т. 6. – С. 24-36.
9. Mu B. et al. preparation and friction properties of PBT/MMT composites //Polymer composites. – 2009. – Т. 30. – №. 5. – С. 619-628.
10. Dourado M. et al. Dry and lubricated friction properties of polybutylene terephthalate (PBT) against polyamide 12 (PA12). – 2017.