Методический подход к изучению темы "Вирусы" в школьном курсе биологии - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Методический подход к изучению темы "Вирусы" в школьном курсе биологии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение вирусов актуально в настоящее время, так как многие инфекционные заболевания связаны с ними. Вирусы поражают не только организм человека, но и другие формы жизни (бактерии, растения, животные) .

По статистике, вирусные заболевания составляют 85%. В настоящее время программа изучения биологии в школе демонстрирует недостаток отведенных часов для изучения заболеваний вирусной этиологии [2].

Вирусы – мельчайшие неклеточные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки (капсида). Они распространены повсеместно, имеют различную форму. Имеют размер от 15 до 350 нм. По образу жизни являются внутриклеточными паразитами, т.е. они размножаются только в клетках живых организмов. Представляют собой простейшую форму жизни и занимают пограничное положение между живой и неживой природой. Вне организма вирус существует в окружающей среде в виде вириона, который самостоятельно не способен к жизнедеятельности и размножению.

На сегодняшний день на изучение темы «Вирусы» отведено:

‒ 9 класс – 1 час учебного времени;

‒ 10 класс, базовый уровень – 1 час учебного времени, тема: «Вирусы – неклеточная форма жизни. Меры профилактики вирусных заболеваний»

- 10 класс, профильный уровень – 2 часа учебного времени, темы: «Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение вирусов. Размножение вирусов» (1 час);
«Болезнетворные вирусы, ВИЧ. Вирусы – факторы изменения генетической информации организмов» (1 час) [5].

Методика и изучение курса

1 этап. Введение

Цель: урегулировать взаимоотношения учащихся, заранее поговорив с ними о необходимости этичного поведения.

Для достижения поставленной цели нужно разместить плакат с написанными правилами сотрудничества. Так же нужно узнать у учащихся как они понимают все правила. При необходимости – объяснить их значение. Важно уточнить, что данные правила распространяются не только на учеников, но и на учителя.

Свод правил может включать следующие позиции:

Быть активным на занятии;

Уважительно относиться ко всем участникам образовательного процесса;

При возникновении разногласий не критиковать и не оскорблять оппонента;

Сотрудничать с членами группы. Помогать и поддерживать друг друга;

Внимательно слушать других;

Распределить цели и добросовестно выполнять свою.

Для наибольшей эффективности необходимо разместить плакат на видном месте в классе, чтобы в случае нарушения одного или нескольких правил учениками, учитель мог указать учащемуся на него [6].

2 этап. Мотивация

Цель: создание мотивации изучать материал программы.

Для улучшения процесса запоминания и развитию интереса у учащихся к теме «Вирусы», учитель предоставляет научные факты, заканчивающиеся проблемным вопросом и спрашивает мнение учеников. Например:

Известно много причин сходства белков у разных организмов. Какое объяснение этому факту вы могли бы предложить?

Существует несколько объяснений этому явлению:

1. Сходство структуры белков у организмов разных видов может быть обусловлено тем, что они близки по своему систематическому положению (возможно, у их общего предка были гены рассматриваемых белков);

2. Сходство белков может объясняться «конфискацией» хищником у жертвы ее белков и использованием их для выполнения своих функций (некоторые ресничные черви питаются кишечнополостными, стрекательные клетки которых не перевариваются, а входят в состав покровов хищника и выполняют свою функцию);

3. Некоторые белки являются универсальными и выполняют одни и те же функции у разных организмов (гистоны – входят в состав хромосомы, цитохром С – необходимы для дыхания бактерий и митохондрий эукариот и др.) [1].

Этап 3. Проведение мероприятий с применением разработок

Цель: в игровой форме систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Вирусы», повысить их интерес к рассматриваемой проблеме, активизировать познавательную деятельность школьников в отношении этой темы.

Примеры разработок:

Викторина «Правда или ложь».

Путём жеребьевки все ученики делятся на несколько команд, каждой из которых предлагаются утверждения, нужно определить: верные они или нет. Учащимся необходимо обосновать свои ответы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл [3].

Примеры заданий:

Вирусы занимают промежуточное положение между живой и неживой природой. Ответ: Правда.

Существуют определённые вирусы, поражающие бактерий. Ответ: Правда. Они называются бактериофагами.

2. В составе вирусов содержатся только РНК. Ответ: Ложь. т.к. существуют ДНК-содержащие вирусы (вирус гепатита С, вирус гриппа А, вирус бешенства и др.)

ВИЧ передается через средства личной гигиены: мыло, салфетки, полотенце. Ответ: Ложь. ВИЧ передается половым путем, при переливании крови, от ВИЧ положительной матери к ребенку при грудном вскармливании, при использовании нестерильного инструмента для татуировок и пирсинга.

Вирусы имеют клеточную стенку. Ответ: Ложь. у вирусов её заменяет белковая оболочка – капсид.

Вирусы способны размножаться только в клетках другого организма. Ответ: Правда.

Игра «Разгадай кроссворд».

В этой игре участвуют 2 команды школьников, каждая из которых получает одинаковый кроссворд. В течение определенного времени команды работают над разгадыванием кроссворда и затем представляют свою работу жюри. Жюри под руководством учителя определяет победителя [7].

Игра «Расшифруй ребус».

Предварительно учитель из числа учеников назначает жюри. В этой игре предлагаются ребусы, посвященные вирусам. Участниками игры являются школьники. Кто первый расшифрует ребус, поднимает руку и члены жюри выслушивают ответ: если ответ правильный, школьник получает 1 балл, если ответ неправильный, игра продолжается. Количество ребусов может быть любым [4].

Конкурс «Осторожно, инфекция!».

В игре участвуют 2 команды, каждая из которых получает задание: создать плакат, посвященный определенному вирусному заболеванию. В этом плакате необходимо отобразить: название заболевания, пути передачи инфекции, симптомы, лечение, меры профилактики. Победителя определяет жюри под руководством учителя биологии [3].

В результате проделанной работы учащиеся закрепили знания по теме «Вирусы», узнали об их значении в природе и жизни человека, а также научились работать в команде, развили способность анализировать информацию, делать правильные выводы и выдвигать гипотезы.

Таким образом, в процессе изучения темы «Вирусы», необходимо знакомить школьников с современными научными данными из области вирусологии, использовать принцип наглядности и научности при изучении темы.

Список использованных источников

1. Бекшаев И.А., Дьячкова Т.В., Ющенко Ю.А. Вирусы – инфекционные агенты живых клеток // Биология в школе. 2019. № 1. С. 3–14.

2. Биология. 5–9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под ред. И.Н. Пономарёвой: учебно-методич. пособие / И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова [и др.]. М.: Вентана-Граф, 2017.

3. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. 2-е изд. М.: Просвещение, 2021.

4. Биология. Рабочие программы. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2017.

5. Высоцкая Л.В., Рувинский А.О., Дымшиц Г.М. Биология. 10 класс. Углубленный уровень / под ред. акад. В.К. Шумского и проф. Г.М. Дымшица. М.: Просвещение, 2021.

6. Генералов И.И., Железняк Н.В., Окулич В.К. [и др.]. Медицинская вирусология / под ред. И.И. Генералова. Витебск: ВГМУ, 2017.

7. Литусов Н.В., Устюжанин А.В. Структура и репродукция вирусов. Иллюстрированное учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во УГМА, 2012.

Просмотров работы: 27