ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В МИРЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В МИРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье мы выявим и опишем факторы, оказавшие влияние на сестринское дело в мире вследствие пандемии COVID-19 по результатам теоретического анализа мнений в основном зарубежных авторов. Тема исследования носит исключительно важный характер, поскольку жизнь и здоровье пациентов сильно зависят от работы медицинских сестёр. Это объясняется их широкой зоной ответственности и разнообразными задачами, а также тем, что во время лечения медицинские сёстры непосредственно контактируют с больными, реализуют уход за ними и докладывают врачам о любых изменениях в состоянии пациентов.

Первое, что хочется затронуть – это влияние Coronavirus Disease-2019 на объём и особенности работы медицинских сестёр.

Медицинские сёстры отвечали за информационно-аналитическое обеспечение граждан. В их обязанности входил инструктаж граждан, обратившихся за медицинской помощью: они оповещали людей о необходимости соблюдать дистанцию, носить средства индивидуальной защиты, рекомендовали обрабатывать открытые места на теле кожным антисептическим средством и т. д.

При приёме граждан в условиях пандемии медицинские сёстры прежде всего уделяли внимание больным с хроническими заболеваниями по причине того, что те подвержены повышенным факторам риска. В случаях, когда это было необходимо, медицинские сёстры оказывали неотложную доврачебную помощь.

Особое внимание медицинским сёстрам нужно было уделять пациентам с клиническими признаками, схожими с симптомами коронавируса (затруднённое дыхание, повышение температуры тела, слабость и др.). В случае сомнительных результатов анализов медицинские сёстры направляли пациентов к лечащему врачу, и в целях предотвращения распространения острой вирусной инфекции вносили информацию о больных с подозрительной симптоматикой в специальную информационную базу, ставя на учёт [5].

Кроме того, медицинские сёстры должны были составлять график обзвона и осмотра тех пациентов, которые перенесли пневмонию на фоне COVID-19 и покинули стационар.

Для медицинских сестёр были составлены СОПы и инструкции о том, как обеспечить вакцинацию, а затем и ревакцинацию от коронавируса. В обязанности медицинских сестёр, согласно инструкциям и алгоритмам действий, входили следующие задачи: подготовка и оснащение прививочного кабинета, хранение и транспортировка вакцины, сама процедура инъекции, информирование о потенциальных поствакцинальных осложнениях и т. д. Медицинским сёстрам был известен порядок проведения мероприятий при вакцинации населения, который они соответственно обязаны были отслеживать [2].

Не все специалисты были готовы интенсивно работать в напряжённых условиях и брать на себя новые обязательства. Увеличившийся объём работы сопровождался острой нехваткой костюмов, перчаток, масок, респираторов, одноразовых халатов, очков, антисептиков и т. п. Таким образом, медицинские сёстры оказывались в ещё более опасных условиях для здоровья. Они подвергали риску собственную жизнь и жизнь своих близких.

Неподготовленные главврачи и их заместители не могли обеспечить своевременную помощь пациентам, которые не болели коронавирусом, а также не обладали достаточным снаряжением для защиты рядовых сотрудников своих лечебно-профилактических учреждений. Неграмотный менеджмент рабочего процесса, дефицит медицинских препаратов и средств индивидуальной защиты, страх медицинских сестёр перед незнакомым заболеванием и опасения по поводу собственного здоровья и здоровья их семей вкупе привели к достаточно массовому увольнению медицинского персонала среднего звена.

Те медицинские сёстры, которые не оставили службу окончательно, но всё же отказались работать с пациентами, заражёнными коронавирусом, переводились в отделения, не переходившие на карантинный режим. В то же время те медицинские сёстры, которые были согласны контактировать с ковидными больными, периодически заболевали коронавирусной инфекцией, брали больничные листы, уходили лечиться и две недели соблюдали изоляционный режим дома [12].

Итак, COVID-19, несмотря на регулярные ковидные выплаты и повышенную зарплату медработникам, спровоцировал дефицит рабочей силы в здравоохранении. Подытоживая, можно прийти к выводу, что причиной этому послужили тяжёлые условия работы, нехватка СИЗ, опасения медицинских сестёр за свою жизнь, частые заболевания сотрудников, требующие их длительного отсутствия на рабочем месте, а также плохая организация рабочего процесса заведующими поликлиник и других медицинских организаций.

Следующим важным пунктом исследования является изучение и анализ психологического состояния медицинских сестёр во время и после пандемии.

Врачи и медицинские сёстры, которые оставались работать в условиях эпидемии, испытывали тревогу, стресс, страдали от нарушения режима сна, депрессии. Всё это приводило к профессиональному выгоранию медицинских сотрудников. Неуверенность в корректности своих действий, сомнения, отсутствие чётких инструкций по профилактике и самозащите, постоянно редактируемые протоколы по лечению коронавируса – всё это вызывало у медработников ощущение беспомощности, чувства потерянности и злости [18].

Медицинские сёстры особенно пострадали от эпидемии, поскольку они всегда находятся рядом с пациентами, в эпицентре всех критических, неприятных и печальных событий. Речь идёт о ситуациях, когда медицинские сёстры оказываются свидетелями летального исхода пациентов или когда они, будучи и так в “подвешенном” состоянии, помогают другим справляться со стрессом. Любые медицинские манипуляции не обходятся без участия медицинских сестёр, что требует от них повышенных внимания и собранности.

COVID-19 негативно сказался на моральном и физическом состоянии медицинских сестёр, спровоцировал у многих медицинских сестёр развитие психологических расстройств. Такая реакция на эпидемию показала, что медицинским сёстрам важно уметь предупреждать в себе синдром эмоционального выгорания, справляться с паникой, страхом и иными негативными эмоциями. В образовательную программу сестринского дела нужно включать больше дисциплин, связанных с практической психологией, чтобы медицинские сёстры не только умели успокаивать и поддерживать пациентов, но и избегать развития собственных невротических расстройств.

Все вышеперечисленные последствия пандемии являются отрицательными для сестринского дела, но есть и положительный эффект от Coronavirus Disease-2019.

За время пандемии от людей требовалось минимизировать контакт с окружающими, по возможности не покидать место жительства. Вследствие этого факта медицинские работники были вынуждены принимать и консультировать пациентов дистанционно, вести уход и наблюдение за больными в удалённом формате. Так получила развитие и распространение телемедицина – стали шире использовать цифровые и телекоммуникационные технологии для оказания помощи пациентам.

Связь между пациентами и врачами осуществлялась через специальные сервисы и приложения. С их помощью пациенты могли пройти консультацию у лицензированных специалистов тремя разными способами: посредством видеоконференций, телефонных разговоров и общения в чате, т. е. посредством переписки.

Используя медицинские приложения, пациенты могли не только записаться на приём, но и внести в систему всю необходимую информацию о своём здоровье. Приложения позволяют выбрать подходящую по всем критериям клинику и записаться к конкретному врачу, что устраняет бремя регистрации пациентов. В приложениях может быть функция, позволяющая прикрепить рентгеновские снимки и иные изображения, что заменяет очный осмотр больного. Такие сервисы хранят в себе информацию о выписанных рецептах, лекарствах и полученных рекомендациях. Кроме того, некоторые приложения и сервисы способны напоминать больным о приёме медикаментов.

Телемедицина позволяет медицинским сёстрам проводить цифровой мониторинг пациентов, проверяя их состояние и жизненные показатели (ритм пульса, кровяное давление, уровень глюкозы и т. д.). Медицинские сёстры могут общаться с пациентом по видеосвязи для координации его ухода, а следить за жизненными показателями могут с помощью специального оборудования. Это оборудование представляет собой носимые комплекты.

Носимые комплекты – это набор медицинских устройств, которые используются для контроля течения заболевания. Такие портативные наборы могут состоять из тонометра, пульсометра, термометра, дерматоскопа, электрокардиографа и т. п. В более дорогостоящие наборы может быть интегрировано специальное программное обеспечение, позволяющее напрямую в режиме реального времени передавать информацию о состоянии больного в общую базу данных, доступ к которой имеют как врачи, так и медицинские сёстры. Эти наборы и устройства, снабжённые ПО, создают интернет медицинских вещей и людей, которые через беспроводную связь быстро обмениваются медицинскими данными.

Поскольку не все медицинские организации могут позволить себе покупку данного оборудования, используется и иной метод цифрового мониторинга. Медицинские сёстры обзванивают граждан, обратившихся за медпомощью, вручную фиксируют жизненные показатели со слов пациентов, ведут историю болезни. Медицинские сёстры обсуждают изменения в симптоматике и физическом состоянии больного с врачами, а после консультации оперативно меняют методы лечения и ухода. Также они контролируют действия больных, следят за тем, чтобы у пациентов были все необходимые условия и медикаменты для лечения. Благодаря частым обзвонам медицинские сёстры научились вести беседы с пациентами быстро и продуктивно, улучшили или приобрели навыки работы с телемедицинскими технологиями [15].

Телемедицина предназначена и для связи между медперсоналом. Она помогает врачам обмениваться данными о пациенте с коллегами, которые работают в другом населённом пункте или вообще в другой стране. Так врачи имеют возможность помогать друг другу в обслуживании и лечении пациентов, не тратя время на поездки и видеоконференции. Порталы с данными могут показать одному специалисту, что другой уже назначил для лечения пациента, что из действий принесло положительный результат, а что – отрицательный. Обмен данными позволяет пациентам избежать передозировки лекарствами или принятия опасной комбинации препаратов.

Тем не менее, электронное документирование истории болезней и детальное описание симптоматики сказались и негативно. Этот процесс увеличил бюрократические проволочки, усилил нагрузку на медицинских сестёр. Медицинские сёстры координируют очерёдность виртуальных визитов, отвечают за рассылку врачам и пациентам приглашений на видеоконференции. Они также предварительно собирают вопросы жителей для подготовки к видео-визиту [9].

Итак, мы проанализировали плюсы и минусы телемедицины для здравоохранения и сестринской практики. Во-первых, телемедицина способствует повышению общей производительности области здравоохранения за счёт телехосписа (поддержка пациентов на дому вместо госпитализации), телефонной и видео-конференц-связи, обмена физиологическими параметрами больных и т. д. Телемедицина особенно эффективна при любом расстройстве, которое не требует лабораторных исследований или физического осмотра. Доступные медицинские приложения экономят уходящие на дорогу время и деньги пациентов.

Во-вторых, работа медсестёр стала сложнее в другом плане – им пришлось больше времени уделять действиям, связанными с заполнением баз данных, обзвонами и организацией консультаций между врачами и пациентами.

Далее мы затронем очень важное наблюдение, касаемое значительного минуса в образовании медицинских сестёр, который выявил COVID-19. Как управленческий, так и сестринский персонал столкнулся с проблемой отсутствия компьютерной компетентности и технической грамотности [7]. Крайне важно внедрять в образовательные программы медицинских сестёр дисциплины, связанные с использованием различных цифровых ресурсов, обучать будущих профессионалов работе с компьютерными программами и базами данных.

В текущих реалиях медицинский персонал проводит скрининг и мониторинг пациентов с помощью современных технологических средств. Медицинские сёстры с помощью компьютерных технологий ведут дистанционное наблюдение за пациентами, следят за сердцебиением и давлением больных, их температурой тела, диагностируют ночное апноэ и т. д. Датчики, за счёт которых ведётся наблюдение за пациентами в стационаре, сильно экономят время медицинским сёстрам. В условиях эпидемии и карантинного режима это было особенно важно, поскольку медицинским сёстрам приходилось расставлять приоритеты и быстро выполнять задачи, оказывая своевременную помощь и надлежащий уход за больными.

Заметно упрощает работу медицинским сёстрам применение экзоскелетов. Они представляют собой носимое роботизированное устройство с суставами и конечностями, соответствующими тем, которые находятся в человеческом теле [10]. Активные экзоскелеты берут часть нагрузки на себя, участвуют в поднятии тяжестей, в толкании, подъёме конечностей, вращающем движении и др. Пассивные экзоскелеты состоят из комбинации пружин и амортизаторов, которые могут накапливать энергию от движения человека и повторно использовать её в случае, когда необходимо улучшить или скорректировать позу. Такие экзоскелеты особенно важны при транспортировке пациентов, поскольку защищают от повреждений скелет и суставы человека. «Внешние скелеты» могут уменьшить стресс и уровень выгорания среди медицинских сестёр, особенно тех, кто работает в реанимации, хирургии, участвует в уходе за пожилыми людьми или в другой области, где требуется поддержка мобильности пациентов несколько раз в день, а иногда и ночью [14].

Тот факт, что медицинским сёстрам предстоит чаще сталкиваться с компьютерными технологиями, роботизированной техникой, а также другими современными устройствами и приборами говорит о том, что необходимо внедрять в обучение медицинских сестёр практическое использование или хотя бы теоретическое ознакомление с такой непривычной техникой.

Благодаря пандемии коронавируса в практику медицинских сестёр стали чаще внедряться мобильные рабочие станции (тележки), на которых они перевозят лекарства и медицинское оборудование. Системы RTLS (Real-Тime Locating System) способствуют повышению эффективности работы в медицинских организациях, повышают уровень безопасности. Эти системы позволяют медицинским сёстрам получать сведения об укомплектованности аппаратами и препаратами по этажам или подразделениям. Системы RTLS помогают определить и отследить местоположение медицинских устройств и оборудования (капельниц, насосов, инвалидных колясок, аспираторов, шприцов и др.) [19]. Это помогает медицинским сёстрам быстро сориентироваться в случаях, когда пациенту нужна экстренная помощь. Данные системы сильно разгружают медицинских сестёр: с их помощью можно отслеживать, где находятся коллеги и пациенты; проверить, подвергалось ли оборудование инфицированию; вызвать на помощь медицинский персонал и т. д.

Итак, пандемия ускорила потенциальную нехватку рабочей силы среди медицинских сестёр, поскольку за время эпидемии многие сотрудники уволились или лишились рабочих мест за уклонения от административных требований. То есть раньше, до пандемии, были риски, связанные с миграцией медицинских сестёр, ищущих работу с более благоприятными и выгодными условиями труда, а также со старением населения, которое способствовало переходу медицинских сестёр из госпиталей, больниц и клиник в дома престарелых и частные дома. Теперь же массовые увольнения из-за коронавируса усугубили ситуацию. Стало очевидным, что нужно больше спонсировать отрасль сестринского дела, поощрять работу медицинских сестёр, стимулировать граждан к поступлению на сестринское дело [8].

Благодаря COVID-19 политики и правительства государств стали больше вовлечены в систему здравоохранения, обратили на неё большее внимание [17]. Речь не только о повышении зарплаты, закупке средств индивидуальной защиты и т. п. Речь также о финансовых вложениях в робототехнику. Роботы могут выполнять логистические и трудоёмкие физические задачи, с помощью датчиков измерять жизненно важные показатели пациентов. Дистанционно управляемые телероботы могут выполнять интерактивные обязанности опекуна. Роботизированные машины способны разносить и распределять лотки для еды, лекарства и лабораторные образцы по всей больнице, поднимать и перемещать пациентов.

Глобальное сотрудничество в области сестринского дела является очень важным пунктом международного сотрудничества в «постковидную» эпоху. Страны должны через специальные платформы и организации решать проблемы совместно. Необходимо повышать качество образования медицинских сестёр, расширять программы бакалавриата, создавать программы взаимного признания свидетельств об образовании, чтобы упростить сертификацию медицинских сестёр без академической степени, применять международные стандарты для оценивания и обучения среднего медперсонала, формировать всемирные и региональные группы экспертов в отрасли.

Кроме того, для решения проблемы дефицита кадров, нужно расширять возможности трудоустройства медицинских сестёр, разрабатывать методы по привлечению и удержанию медицинского персонала, создавая возможности для карьерного роста, предоставляя достойные условия труда, оказывая им поддержку. Стоит тщательнее подходить к вопросу по оплате труда медицинских сестёр, проводить контроль с целью выявления случаев задержки заработной платы, выплаты несоответствующей суммы и др. Необходимо внедрять системы, которые бы позволяли следить за соблюдением безопасных условий деятельности медицинских сестёр, уровнем их удовлетворения рабочими условиями.

Подытоживая всё вышесказанное, мы пришли к следующим выводам:

нужно модернизировать и реформировать учебную программу медицинских сестёр: необходимо знакомить их с новыми научными открытиями в сфере медицинских технологий, учить психологической самопомощи;

нужно больше инвестировать в сектор здравоохранения для улучшения условий труда медицинских сестёр, чтобы решить проблему оттока кадров в области здравоохранения;

государствам требуется расширять и улучшать сотрудничество в сестринском деле, совместно решать проблемы, возникающие в данной области.

Отвечая на главный вопрос: «Как пандемия коронавируса сказалась на сестринском деле в мире?», можно сказать следующее:

произошёл массовый уход медицинских сестёр со службы;

эпидемия отрицательно повлияла на физическое и моральное состояние медицинских сестёр;

на время пандемии объём работы медицинских сестёр сильно увеличился, появились новые задачи и требования к обслуживанию граждан;

на уровне государств в очередной раз была признана значимость и незаменимость медицинских сестёр: теперь правительства станут больше финансов выделять на нужды здравоохранения и образование медицинских сестёр;

были выявлены минусы учебной программы медицинских сестёр: фрагментированное преподавание цифровых навыков, недостаточное погружение в изучение новых актуальных технологических разработок.

Список источников и литературы

Русскоязычные источники:

Дорожная карта для осуществления Глобальных стратегических направлений укрепления сестринского и акушерского дела в Европейском регионе ВОЗ [Электронный ресурс]. / Всемирная организация здравоохранения. 2022. 41 с. Режим доступа: WHO-EURO-2022-4464-44227-62768-rus.pdf (mrcpksz.ru) (дата обращения: 18.11.2022).

Как организовать вакцинацию от гриппа и COVID-19. СОПы и инструкции для медсестер. [Электронный ресурс]. / Система Главная медсестра. 62 с. Режим доступа: https://book.zdrav.ru/files/book/75_pdf. pdf?ysclid=lal9pzyj80624115241 (дата обращения: 17.11.2022).

Обзор системы удалённого мониторинга пациентов. [Электронный ресурс]. / Сост.: Комарь П., Дмитриев В., Ледяева А. / EverCare. 2020. 74 с. Режим доступа: Отчет_удалённый_мониторинг.pdf (evercare.ru) (дата обращения: 28.11.2022).

Уход за пациентами с COVID-19. Руководство по технике безопасности [Электронный ресурс]. / Центр неотложной медицинской помощи Департамента здравоохранения Округа San Mateo. 2020 г. 24 с. Режимдоступа: covid_care_safety_handbook_smc_final_2029_russian_1.pdf (smchealth.org) (датаобращения: 18.11.2022).

Ягудина Ю. В. Особенности работы медицинской сестры отделения врачей общей практики в условиях COVID-19 [Электронный ресурс]. / «Самарская Городская клиническая поликлиника № 15». 32 с. Режим доступа: https://srooms.ru/allfiles/202110/___________Osobennosti_rabotyi_meditsinskoy_sestryi_otdeleniya_vrachey_obschey_praktiki_v_usloviyah_COVID_____YAgudina_YU_V___Pyishkina(1115-V87JV).pdf?ysclid=lal2rswcp3208590561 (дата обращения: 17.11.2022).

Англоязычные источники:

Abid Haleem, Mohd Javaid, Rajiv Suman. Telemedicine for healthcare: Capabilities, features, barriers, and applications // Elsevier Public Health Emergency Collection. 2021. Vol. 2. P. 53-72.

Andréa Aparecida, Simen Alexander, Hamilton Larsen. Technological literacy in nursing education: A scoping review // Journal of Professional Nursing. Vol. 27. P. 320-334.

Assessing the lingering impact of COVID-19 on the nursing workforce [Internet resource]. / McKinsey&Company. 2022. URL: https://www.mckinsey.com/industries/healthcare-systems-and-services/our-insights/assessing-the-lingering-impact-of-covid-19-on-the-nursing-workforce (accessed: 19.11.2022).

Carol Davis. Telehealth increases nurses' workload [Internet resource]. / HealthLeaders. 2021. URL: https://www.healthleadersmedia.com/nursing/ telehealth-increases-nurses-workload (accessed: 17.11.2022).

Christophe Maufroy, David Wagner. Biomechanical Model-Based Development of an Active Occupational Upper-Limb Exoskeleton to Support Healthcare Workers in the Surgery Waiting Room // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. 17 p.

Doris Grinspun, Lin Perry, Ma'en Zaid Abu-Qamar, Daphne Stannard, Kylie Porritt. Nursing crisis: Challenges and opportunities for our profession after COVID-19 // John Wiley & Sons Australia, Ltd. International Journal of Nursing Practice. 2020. Vol. 28. 3 p.

Farshad Mohammadi, Moloud Radfar. Workplace challenges and nurses recovered from COVID-19 // SAGE Public Health Emergency Collection. 2021. Vol. 29. Is. 2. P. 280–292.

Gisela Llop-Gironés, Joan Benach, Livia Angeli-Silva, Lucero Jaimez. Employment and working conditions of nurses // Human Resources for Health. 2021. Vol. 14. Is. 4. P. 89-114.

Ivanka Petkova Veneva, Dimitar Chakarov, Mihail Tsveov. Active Assistive Orthotic System: (Exoskeleton) Enhancing Movement // Research Anthology on Emerging Technologies and Ethical Implications in Human Enhancement. 2021. 28 p.

Petra Plunger. Magdalena Eitenberger. Using telemedicine in nursing homes during the COVID-19 pandemic: A multi-perspective view on the implementation process // Medical University of Vienna. 2021. 9 p.

Rutledge, C.M., Gustin, T. Preparing Nurses for Roles in Telehealth // The Online Journal of Issues in Nursing. 2021. Vol. 26. P. 201-230.

State of the world’s nursing. Investing in education, jobs, and leadership. [Internet resource]. / World Health Organization. 2020. 144 p. URL: 9789240003293-eng.pdf (who.int) (Accessed: 18.11.2022).

Su Hong, Ming Ai, Xiaoming Xub, Wo Wangc, Jianmei Chen, MDb, Qi Zhang, MDb, Lixia Wangb, Li Kuang. Immediate psychological impact on nurses working at 42 government-designated hospitals during COVID-19 outbreak in China: A cross-sectional study // Elsevier Inc. Nursing Outlook. 2020. 7 p.

Terry Jones. Can Real Time Location System Technology (RTLS) Provide Useful Estimates of Time Use by Nursing Personnel? // Research in nursing & health. 2020. Vol. 37. Is. 1. P. 112-130.

Просмотров работы: 482