Впервые термин «спортивный педагог» появился в работе Брайента Дж. Кретти «Психология в современном спорте» в 1922 году. Автор характеризовал спортивного педагога как специалиста, работающего в сфере физической культуры и спорта. Названный специалист выполняет функции педагога по физической культуре в образовательных учреждениях, тренера по избранному виду спорта, инструктора по фитнесу, инструктора по избранному виду спорта, преподавателя физического воспитания, преподавателя спортивных и теоретических дисциплин в высших учебных заведениях [1]. В первую очередь, деятельность спортивного педагога связана с повышением спортивных возможностей воспитанников, в процессе спортивной подготовки [2].
Брайент Дж. Кретти выделяет положительные и отрицательные типы тренеров.
К положительным типам относятся:
-«поддерживающий» — осуществляет хорошую эмоциональную поддержку, указывает на ошибки, направляет на правильный путь к достижению успехов;
-«хладнокровный» — умеет контролировать свои эмоции в стрессовых ситуациях и принимать правильное решение;
-«психолог» — умеет замотивировать спортсмена перед соревнованиями, умеет поддержать в случае проигрыша, а также ощущает внутреннее состояние воспитанника;
-«оратор» — может подобрать нужные слова и настроить активную деятельность.
К отрицательным типам относятся:
-«оскорбляющий» — такой тип тренера спортсмены не любят и не видят в нем авторитет;
-«крикун» — считает, что, повышая голос, спортсмен станет качественнее работать;
-«мститель» — может наказывать воспитанников за плохое выполнение упражнения;
-«душитель» — переживает за приближающиеся соревнования, передавая эту энергию на спортсменов;
-«профессор» — усложняет планы и тактики на игру.
Также Брайент Дж. Кретти считал, что спортивный педагог высокого класса обладает личностными чертами такими как эмоциональный самоконтроль, высокий уровень интеллектуального развития, он достаточно устойчив, активен, имеет твердый характер и определенность взглядов. Также тренер обладает особым типом поведения – гибким, иногда авторитарным. К характерным чертам спортивного педагога высокого класса можно отнести быстрое восприятие нового, стремление к творчеству, активное общение с коллегами, постоянное самосовершенствование [3].
Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля, является нежелательным, так как способствует снижению результатов педагогического процесса и говорит о неспособности педагога принимать правильные решения в сложных ситуациях.
Спортивный педагог обладает педагогическими способностями - предрасположенность к успешному выполнению педагогической деятельности. Их классифицируют по- разному, однако полную характеристику отражают способности, предложенные М.И. Станкикиным: [4]
1. Гностические (познавательные) способности — способность приобретать, перерабатывать, использовать информацию и знания.
2. Организаторские способности подразумевают грамотную подготовку и проведение любого мероприятия.
3. Конструктивные способности направлены на построение педагогического процесса.
4. Способность к предвидению во многом связана с развитием интуиции и воображением.
5. Коммуникативные способности помогают тренеру устанавливать с воспитанниками наиболее благоприятные взаимоотношения.
6. Экспрессивные способности — умение педагога образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств.
7. Дидактические способности — позволяют обучать творчески, развивая мышление спортсменов и школьников.
8. Перцептивные способности — способности к адекватному восприятию, дающие возможность проникнуть во внутренний мир ученика.
9. Авторитарные способности — умение быстро завоевывать авторитет.
10. Мажорные способности, или оптимизм и юмор педагога, позволяют безболезненно предупредить и ликвидировать самый сложный конфликт.
11. Психомоторные способности обеспечивают умение вникнуть в механизм движения, выполняемого учеником, найти слабые моменты и усилить их.
12. Способность к концентрации и распределению внимания - способность держать в поле зрения всю учебную группу, класс, секцию.
Педагог должен обладать культурой, проявляющейся в чувстве сдержанности и такта, целеустремленности, сопричастности и педагогической целесообразности применяемых педагогических мер, которые проявляются в процессе взаимодействия между учителем и учеником. Также он должен уметь выбирать вид индивидуальных занятий, средства, необходимые для решения поставленных задач, уметь грамотно и правильно выполнять физические упражнения, а главное - иметь четко сформулированное представление о здоровом образе жизни и способах сохранения и укрепления здоровья. Тренер является примером для своих воспитанников, поэтому обязан показывать свою вовлеченность и заинтересованность. Если педагог обладает большим опытом и багажом знаний, то все равно не должен останавливаться. Всегда нужно стремиться к изучению чего-то нового. Для того, чтобы воспитанники ровнялись на тренера, педагогу следует завоевать авторитет. Его слова должны соответствовать действиям, а также отношение ко всем учащимся должно быть одинаковое.
Специалисту современной физической культуры приходится решать ряд задач, требующих совершенствования подготовки и воспитания, ориентируясь на индивидуальный подход к формированию здоровья человека, его психическому и физическому развитию с учетом физической подготовленности [5].
Комплекс качеств личности, обеспечивающий, высокую степень самоорганизации профессиональной педагогической работы называют педагогическим мастерством.
Как утверждал А. С. Макаренко, педагогическое мастерство не является только свойством талантливых людей, «мастерство — это то, чего можно добиться, это специальность, которой нужно учить, как и любой другой». По А. С. Макаренко, структура педагогического мастерства включает в себя знания и умения в области обучения и воспитания, а также набор специальных знаний и навыков практического осуществления педагогического воздействия. Его мнение можно также отнести и к спортивному педагогу.
Однако Н.В. Крутова определяет педагогическое мастерство как интегративное качество педагога, от которого зависит эффективность процесса обучения. Помимо этого, важным является и педагогическое воздействие. Она указывает, что важными элементами педагогического мастерства и воздействия являются речевые и внеречевые формы общения с учащимися. Выделяются три группы внеречевых средств: фонационные (паузы в речи, молчание), кинетические (мимика, жесты, поза), проксемические (дистанция). Эти средства складываются из движений тела, движений голоса и владения элементами педагогической техники [6].
К подсистемам педагогического мастерства относят:
- знание предмета — это фундамент деятельности спортивного педагога. Данная подсистема определяет профессиональную компетентность, высокий уровень практической подготовки, опыт в обучении.
- педагогическая технология — обладание надлежащих профессиональных качеств: техника и выразительность речи, ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений, выразительность мимики и жеста, умение выбирать необходимые средства и методы обучения и воспитания, владение образцовым показом приема, действия.
- педагогическое творчество — это система взаимодействия «преподаватель – обучаемые». Наличие определённых качеств оказывают влияние на успешную творческую деятельность. К ним относят: творческое воображение, нестандартное мышление, потребность в поиске новой информации, постоянное стремление к совершенству, умение продуктивно сочетать формы, средства и методы работы.
- педагогическая техника — это средство осуществления внешних проявлений педагогического мастерства. Имеет такие компоненты как: постановка голоса, мимика и пантомимика, умение чувствовать ребенка, анализировать его деятельность.
- педагогический стиль — подразумевает совокупность неповторимых мыслей и действий педагогов, которые отличают их от других. Обучаемые чувствуют оригинальность педагога, поэтому каждый тренер должен быть индивидуален. Образцовый педагогический стиль является носителем следующих характеристик: педагогическая направленность, педагогическая убежденность, умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность, педагогически направленное общение и поведение, педагогический такт и этика, повседневный интерес к внутреннему миру воспитываемых (эмпатия), умение слушать и слышать.
Профессия тренера — преподавателя тяжелая и разносторонняя, а также требовательная к индивидуально-психологическим особенностям. Преподаватель должен не только обучить чему-либо, но и уметь грамотно и доступно объяснить технику выполнения упражнения. Помимо этого, учитель формирует нравственные ценности, развивает самоконтроль, учит анализировать свои результаты. [6]
Тренеры — мастера в процессе воспитания юных спортсменов выявляют их психические качества и особенности, от которых зависят усвоение нравственных принципов и норм поведения, принятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств и особенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения к внешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания (учитывая индивидуальные и социально-психологические особенности).
В настоящее время от спортивного педагога требуется обладание необычных, ярких способностей. Ему необходимо владеть новыми, современными знаниями и умениями, иметь в виду психологические, физические, социальные качества спортсмена, ощущать вероятность достижения успеха, уметь замотивировать. Знания тренера, авторитет, воля, педагогический талант влияют на положительные результаты учащихся, поэтому педагогу необходимо уметь организовать себя.
Список литературы:
1. Сверчков А.В. Формирование профессионального мастерства спортивных педагогов в процессе обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-professionalnogo-masterstva-sportivnyh-pedagogov-v-processe.html (дата обращения: 19.11.2022)
2. Анна Евкова. История возникновения и развития педагогики спорта в России и
рубежом. [Электронный ресурс]. URL: https://www.evkova.org/kursovye-raboty/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-pedagogiki-sporta-v-rossii-i-za-rubezhom#footnote-ref-23 (дата обращения 16.11.2022)
3. Кретти, Брайент Дж. Психология в современном спорте / Брайнет Дж. Кретти. М. : Фи С,1978. 224с.
4. Коммуникативная компетентность учителя физической культуры. [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.su/16_59554_uchitelya-fizicheskoy-kulturi.html (дата обращения 17.11.2022)
5. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с. Глава 1. - (Для студентов высших учебных заведений). [Электронный ресурс]. URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01009715002 (дата обращения : 20.11.2022).
6. Ямалетдинова, Г. А. Педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие для академического бакалавриата, 2018. 244 с.