Введение.Воспитание, как условие формирования личности – это давно привлекала внимание многих теоретиков и практиков педагогической мысли (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталлоци, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили и др.), а их вклад в развитие педагогики, на сегодняшний день, является фундаментальным. Информационная среда изменила не только сущностные характеристики воспитания, но и саму роль воспитательной функции в развитии личности.
Размеры влияния медиа на различные аспекты жизни возрастают с каждым днем. Появляются новые задачи перед образовательной системой, которая спрашивает от школьника не только знания современных технических устройств, но а также правильно критически мыслить, понимать различные медиатексты, адекватно воспринимать информацию и обрабатывать ее.
В связи с возрастанием роли медиа происходят глубокие противоречия с применением их использования в воспитательном процессе общеобразовательной школы. Сейчас в школах занижают образовательные возможности современных медиа. Это связано с низкой компетентностью преподавателей в этой сфере, неполноценной технической оснащенностью школ.
Цель школьных медиаразвитие педагогического общения школьников, раскрытие творческого потенциала учащихся.
Поэтому чтобы школа сегодня могла стать для ребёнка воспитательной средой, должна быть заложена морально-этическая система всех компонентов школьной жизни.
Социальное воспитание в современной школе это становление и формирование человека. Каждый школьник усваивает правила и нормы своей школы, которые заложены в структуре заведения, где формируются ценности, образцы поведения в различных ситуациях.
Социализация детей и подростков происходит во взаимодействии со многими обстоятельствами, оказывающими на него то или иное (иногда – противоречивое) влияние и требующими от него определенного поведения и активности.
Применение медиаобразования «не только значительно преобразует структуру образовательного процесса, но и создает условия для его интенсификации», – считает Ш. Т. Ишкулова. [4] Главными задачами медиаобразования являются обеспечение правильного восприятия и защита сознания подростка от разных манипуляций.
Социальное поведение в условиях научно-технического процесса – это взаимодействие внутреннего мира человека и внешнего воздействия, оказываемого на него обществом. Социальное поведение - это поступки человека по отношению к обществу, другим людям. Общественные ценности и нормы - основополагающее явление социального поведения. Это ценности под которым мы представляем правильную модель мира, это то к чему должны стремиться люди. О общественном неблагополучии можно ссудить об отклонении от этих норм.
Из-за неправильного восприятия информации все чаще приходится говорить об инфантильности и бездуховности молодежи. Все чаще встречается агрессивность, враждебность.
В рабочих программах воспитания, которые с 2021 года стали обязательной частью основной образовательной программы школы, особый акцент делается на принципы системности воспитательной работы, на понимание, что воспитание – это не количество проведенных мероприятий, а направленная деятельность, охватывающая широкий спектр взаимодействий педагогов школы, учеников, родителей и возможных социальных партнеров, который объединяет урочную, внеурочную и внешкольную работу.
Сейчас подростки все больше живут в виртуальном мире, который настолько захватывает их, что они уже не хотят общаться с близкими и друзьями, им проще это делать на расстоянии. И возникают новые проблемы как троллинг и кибербуллинг. Наиболее распространенными являются анонимные угрозы, преследование, киберотчуждение и т. д. Решение этих трудностей требует комплексного подхода. Основной задачей которого является умение анализировать и критически оценивать информацию из различных источников.
Итак, школьники, а особенно подростки все больше интересуются медиаресурсами, «гонятся» за новыми тенденциями, тем самым повышая свою медиаграмотность. Эти стремления нужно использовать и совершенствовать в воспитательном и обучающем процессе.
Кроме этого, в настоящее время существуют проблемы психологического медийного воздействия на подростков, которые необходимо решать на уровне государства (необходима единая стратегия государственной политики в области медиаобразования и его интеграции в учебные предметы).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорова Д.Е. Медиа-медиаобразование ‒ развитие критического мышления [Электронный ресурс] / Д.Е. Григорова // Медиафилософия // под ред. В.В.Савчука. ‒ СПб.: Изд-во СПб. Философского общества, 2008. ‒ С. 335-345. ‒ Режимдоступа: https://www.mediagram.ru/ netcat_files/108/110/h_51e66b9c4c17d54420b3e7753d3b417e.
2. Гриффин П.«Навыки XXI века»: новая реальность в образовании / П. Гриффин. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. ‒ URL: http://erazvitie.org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost.
3. Демин П.Н., Елкина И.М. Современные проблемы социализации подростков и поиски путей их решения в зарубежной педагогике // Преподаватель XXI век. ‒ 2021. ‒ № 3. ‒ Часть 1. ‒ С. 133-152. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-133-152.– Текст: электронный. ‒ URL: https://www.elibrary.ru/query_results.asp.
4. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ [Электронный ресурс] / Л.С. Зазнобина. ‒ URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/MEDIA.HTM.
5.Мантуленко, В.В. Особенности использования электронных медиа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мантуленко Валентина Вячеславовна. - Самара, 2007. - 175 с.
6. Федоров A.B. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Электронный ресурс] / A.B. Федоров. ‒ Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/fedorov 14.htm.
7. Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. ‒ Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. – 708 с. ‒ Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/144/77144/files/10926.pdf.
8. Федоров А.В. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы: сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием [Электронный ресурс] / А.В. Федоров [и др.]. ‒ Режим доступа: https://ifap.ru/library/book601.pdf.