Анализ проблемы подросткового инфантилизма - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Анализ проблемы подросткового инфантилизма

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инфантилизм – это сохранение черт, присущих детскому возрасту, в психике и поведении взрослых. Актуальность данной проблемы с каждым годом возрастает. Современные дети растут в эпоху стабильности и вседозволенности. Мобильные телефоны, компьютеры и различные гаджеты, красивая одежда, разнообразная еда — все это доступно сегодняшней молодежи. Многие родители пережили времена голода, они увидели другой уровень жизни, они, естественно, увидели, что хотят дать своему ребенку все самое лучшее, побаловать его.

Не будет преувеличением сказать, что большинство родителей чрезмерно опекают своих детей. В первую очередь, это выражается в бытовых проблемах, в которых многие дети, даже достигнув совершеннолетия, не в состоянии удовлетворить собственные потребности. Уборка комнаты, приготовление полноценного обеда, уход за одеждой – все это часто ложится на плечи родителей, ведь они не считают нужным прививать ребенку самостоятельность. Кто-то считает, что кому-то быстрее и проще все сделать самому, кто-то считает, что дети в наше время и без того заняты, и возлагать на них домашние дела — лишнее.

Так же одной из причин возникновения инфантильности в подростковом возрасте может стать критика. Взрослые делают это «во благо, чтобы не вырос эгоистичным». Но ребенок, которого беспощадно критикует значимый взрослый, живет с уверенностью, что у него ничего не получится и не стоит даже пытаться. И если в его жизни случалось что-то хорошее, то это была либо случайность, либо заслуга других. Страх неудачи у такого человека во сто крат сильнее радости от ожидания удачи.

Инфантилизм имеет несколько основных характеристик:

1. Отсутствие самостоятельности, зависимость от окружающих.

Инфантильные подростки могут добиться успехов в науке, искусстве и спорте, но не могут адаптироваться в обычной жизни. Такой человек не хочет себя и не может служить себе.

2. Эгоцентризм.

Неспособность чувствовать или понимать других. Это естественно для подростков. Из-за повышенной эмоциональности и перепадов настроения. Подростки думают, что весь мир крутится возле них. Только им плохо или грустно. Их интересует только его собственный мир, внутренний мир других людей ему не интересен. Другие интересны только в том случае, если они удовлетворяют его потребности.

3. Отсутствие видения будущего.

Подросток не может выбрать для себя бедующую профессию или жизнь вне стен дома без родителей, если они решают за него.

4. Обида.

Взрослые не обижаются должным образом, но пытаются сделать определенные выводы из ситуации и разобраться с обидами, а инфантильные подростки излишне чувствительны и начинают обвинять во всем других.

В подростковом возрасте у инфантила много друзей. Поступать «как все», думать «как все», одеваться «как все» — подростки в раннем детстве очень чувствительны к воздействию моделей группового поведения. Это может быть школа или уличная компания, где они находят и подражать собственному «авторитету». Они не претендуют на лидерство в компании. Они следуют за лидером или большинством. Такие люди практически не отличаются самокритичностью и любят винить во всех своих неудачах других. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые дети часто убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, погружаются в различные приключенческие истории. По мнению воспитательного коллектива, «ими полностью управляют порывы, сиюминутные, почти базовые желания», для инфантилизма характерны: обуздать свои желания. Они очень подвижны и беспокойны на уроках. Активные и наблюдательные в играх, они пассивны и равнодушны к учебной деятельности. На уроках они быстро понимают объяснения, но мало думают, обычно не заканчивают начатое и быстро устают. Требования школьной дисциплины часто слишком сложны для них. Они ходят по классу, разговаривают во время занятий и не проявляют никакого интереса к учебе. Все это существенно снижает успеваемость в школе детей с инфантильными чертами. Однако при правильной организации деятельности ученики могут через некоторое время добиться успеха. Инфантильные подростки не обдумывают свои действия, происходит задержка формирования понимания норм поведения и общения, созревание умения правильно оценивать ситуацию. Для школьников среднего звена характерна низкая мотивация к учебной деятельности. Они часто характеризуется незрелостью, нерешительностью, робостью, неуверенностью в себе, наивностью и эгоизмом, отсутствием чувства долга, рассеянностью и неустойчивостью интересов. У таких школьников «нет основных нравственных понятий, без которых невозможно формирование личности». Для таких подростков характерен более высокий уровень ролевой виктимизации (особенно по степени выраженности роли жертвы): они способны манипулировать своим окружением для получения сопереживания, поддержки и внимания. Это часто используется в отношениях с учителями.

Профилактика социального инфантилизма в школьных условиях предполагает создание специальных воспитательных условий:

Создание ситуации выбора и успеха для каждого ученика.

Создание развивающей среды с многоуровневой системой социокультурной и психолого-педагогической деятельности.

Использование специальных приемов обучения для привлечения внимания и интереса к процессу обучения, для воспитания рабочих навыков и умения подчинять свое поведение интересам коллектива.

Создание условий для развития и воспитания творческой, саморазвитой и социально компетентной личности.

Стремление педагогов к построению учебных взаимодействий на основе интерсубъективных отношений с учащимися.

Развитие у школьников способности занимать позитивную позицию в обучении.

Участие подростков в развитии собственного (положительного) отношения к учебной деятельности, выработка индивидуального стиля ее осуществления.

Список литературы:

1. Бакулина А.С. Социальный инфантилизм в контексте демографической ситуации в современной России // Человеческий капитал. – 2014. – № 5 (65). – С. 146-151.

2. Гарбузов, В.И. Психический инфантилизм / В.И. Гарбузов // Нервные дети: Советы врача. В.И. Гарбузов. – Л.: Медицина, 1990. – C. 88–96, 96–105.

3. Медведева, И. Песочница для взрослых: Разрушительные последствия инфантилизма / И. Медведева, Т. Шишова; Фонд социально-психического здоровья семьи и ребенка // Народное образование. –2004. – № 1. – С. 188–193.

4. Сидорова А.М. Философское понимание причин инфантилизма современной молодежи // Совет ректоров. – 2011. – № 1. – С. 61-66.

Просмотров работы: 378