В современном мире существует огромное количество проблем, таких как преодоление отсталости развивающихся стран, предотвращение ядерной войны, ликвидация опасных болезней, продовольственная и энергетическая проблемы, загрязнение окружающей среды и ряда других проблем, но особое место среди них занимает проблема, которая обусловливает развитие практически всех глобальных проблем человечества. Как вы думаете, о какой проблеме идет речь?
Сегодня мы будем обсуждать очень важную и актуальную тему. Итак, записываем тему урока: «Демографическая ситуация в субъектах УФО».
Для начала определимся что значит термин «демография».
Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграций, изучающая численность и территориальное размещение, и состав населения.
Демографическая ситуация — это состояние населения на определенный момент времени, включает анализ состояния демографических процессов.
Население нашей планеты находится в постоянном движении, т.е. воспроизводится формируется определенная демографическая ситуация на Земле в определённый период времени.
Основными показателями, которые характеризуют воспроизводство населения являются:
1) Рождаемость
2) Смертность
3) Естественный прирост
Так как мы с вами являемся жителями одной из шести субъектов УФО, то нам необходимо рассмотреть демографические процессы, которые протекают в субъектах данного федерального округа.
Естественный прирост населения — это абсолютная разница между числом рождений и числом смертей за определенный период времени.
Общий коэффициент естественного прироста — разница между числом рождений и смертей за определенный период. Данный коэффициент зависит от возрастной структуры населения.
На основе данных таблицы, постройте столбчатую диаграмму «Общий коэффициент естественного прироста в субъектах УФО в 2020 г.». Сделайте вывод: в каком из субъектов УФО наиболее высокий показатель естественного прироста? Какие регионы имеют отрицательный показатель ЕП? Почему? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Ребята, поднимите руки те, кто хотя бы раз выезжал, куда-либо из города.
Какие причины заставили вас это сделать?
Почему люди переезжают с места на место?
Вывод из беседы. Переселение людей мы называем миграцией. Сегодня на уроке мы также познакомимся с одним из демографических процессов – миграциями.
Миграция населения — это процесс, при котором люди переезжают или возвращаются на постоянное место жительства в пределах определенных регионов на более или менее длительное время.
Основной показатель миграции это - сальдо миграции (или миграционный прирост), который определяет разность между числом прибывших за определенный период на территорию и числом выбывших за ее пределы.
Заполните таблицу и постройте столбчатую диаграмму миграционного прироста населения в субъектах УФО за 2020 год.? (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
После выполненных заданий нам нужно оценить какая же сложилась демографическая ситуация в каждом из регионов УФО. Итоговую оценку демографической ситуации будем проводить методом бальной оценки. Баллы присваиваются в виде целых чисел, за минимальное число принимается 1 балл, за максимальное — 3 балла. Итак, распределяем по баллам таким образом, что наиболее благоприятное значение показателя – 3 балла, благоприятное значение – 2 балла, а наименее благоприятное – 1 балл.
На слайде для вас показаны диапазоны для каждого показателя (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Чтобы наглядно показать результаты нашей оценки нужно составить картограмму, раскрасив регионы, в цвета которым присвоено свое количество баллов (табл. 3.1).
Исходя из оценки отобранных показателей мы можем сделать вывод, что наиболее благоприятная демографическая ситуация наблюдается в ХМАО, благоприятная в ЯНАО, Тюменской и Свердловской области, а наименее благоприятная в Курганской и Челябинской областях.
А теперь, я предлагаю вам решить несколько ребусов. Я буду вам задавать вопросы, а вы должны на них ответить, расшифровав ребусы (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Совокупность людей, живущих на Земле или в пределах конкретной территории это? (население)
Устойчивым превышением числа умерших над числом родившихся людей называют? (депопуляцией)
Наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру (этнография)
В завершении сегодняшнего урока, предлагаю вам решить кроссворд с помощью картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания. (этнос)
Вид миграции, которая определяет перемещения внутри одной конкретной страны между административными, экономико-географическими районами, населенным пунктам. (внутренняя)
Процесс образования супружеских пар в населении, включает вступление в первый и повторные браки. (брачность)
Как называется структура, которая распределяет население на женщин и мужчин и по возрастным группам? (половозрастная)
Процесс повышения ролей городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества, увеличение численности городского населения по сравнению с сельским. (урбанизация)
Часть населения, способная по своим психофизиологическим возможностям полноценно участвовать в трудовом процессе. (трудоспособное)
Как называется смертность детей в возрасте до 1 года? (младенческая)
Единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части. (перепись)
Резкое увеличение численности населения в результате устойчивого и значительного превышения рождаемости над смертностью называется демографический…? (взрыв)
Рефлексия (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Демография // Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
Уральский федеральный округ: кризис и устойчивость в 2020 году // Аналитический бюллетень Уральского федерального округа. – URL: https://uiec.ru/wp-content/uploads/2021/07/Эл-бюллетень.pdf
Качагина О. В. Основы демографии: учеб. пособие. / О. В. Качагина. – Ульяновск: УлГУ, 2016. – 129 с.
Регионы России. Социально-экономические показатели 2021: стат. сб. – Москва, 2021. – 1112 с. // Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Общий коэффициент естественного прироста в субъектах УФО в 2020 г., ‰
Показатели, в ‰ |
Курганская обл. |
Свердловская обл. |
Тюменская обл. |
Челябинская обл. |
ХМАО-Югра |
ЯНАО |
Общий коэффициент рождаемости |
9,0 |
10,2 |
12,2 |
9,6 |
12,3 |
13,0 |
Общий коэффициент смертности |
17,3 |
15,7 |
12,3 |
15,9 |
7,6 |
6,0 |
Общий коэффициент естественного прироста |
-8,3 |
-5,5 |
-0,1 |
-6,3 |
4,7 |
7,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица для расчета сальдо миграции в субъектах УФО
Показатели, чел. |
Курганская обл. |
Свердловская обл. |
Челябинская обл. |
Тюменская обл. |
ХМАО-Югра |
ЯНАО |
Число прибывших |
28 862 |
106 392 |
87 387 |
51 567 |
70 427 |
27 859 |
Число выбывших |
30 498 |
102 739 |
88 292 |
45 492 |
64 928 |
28 930 |
Сальдо миграции |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диапазоны показателей для оценки демографической ситуации
Рождаемость: 1 балл – от 9 до 10‰ 2 балла – от 10 до 11‰ 3 балла – более 11‰ |
Естественный прирост: 1 балл – от -10 до -5‰ 2 балла – от -5 до 0‰ 3 балла – более 0‰ |
Смертность: 1 балл – от 14 до 18‰ 2 балла – от 10 до14‰ 3 балла – от 6 до 10‰ |
Сальдо миграции: 1 балл – от -2000 до 1000 чел. 2 балла – от 1000 до 4000 чел. 3 балла – от 4000 до 7000 чел. |
Таблица 3.1.
Количественная оценка демографической ситуации в субъектах УФО
Субъекты УФО |
Показатель (баллы от 1-3) |
||||
Общий коэф. рождаемости |
Общий коэф. смертности |
Общий коэф. ЕП |
Миграцион. прирост |
Сумма баллов: |
|
Курганская область |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Свердловская область |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
Челябинская область |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Тюменская область |
3 |
2 |
2 |
3 |
10 |
ХМАО-Югра |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
ЯНАО |
3 |
3 |
3 |
1 |
10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Ребусы
Рисунок 4.1. – Население
Рисунок 4.2. – Депопуляция
Рисунок 4.3. - Этнография
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рисунок 5.1. – Кроссворд по теме: «Демография»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рисунок 6.1. – Рефлексия