Пожилые люди – одна их крупнейших категорий населения России, по данным уполномоченной по правам человека в России Татьяны Москальковой, к этой категории сейчас относится до 37 миллионов человек – или 25% от всего населения страны [15].
Старость – это период серьезнейших физиологических, психологических и социальных изменений, которые существенно сужают возможности человека. К тому же, сужение этих возможностей может усугубляться в результате заболевания, увечья, в том числе, психиатрического [2].
В некоторых случаях изменения делают невозможным продолжение самостоятельной жизнедеятельности человека в социуме – ему становится нужна новая особая среда учреждения интернатного типа.
Причины поступления в дом престарелых, как правило, следующие [1]:
- Тяжелое заболевание, требующее помощи в уходе;
- Физическая слабость, страх перед возможной беспомощностью в будущем;
- Сложности самообслуживания (это фактор особенно сильно выражен у пожилых людей, проживающих в сельской местности);
- Наиболее распространенной причиной являются конфликты с родственниками [14].
Социальная адаптация пожилого человека, проживающего в доме-интернате — это «сложный процесс, в результате которого деформированная старением, множественной соматической патологией и стрессовой ситуацией личность приспосабливается к новым условиям существования. Длительность и результативность этого процесса определяется соотношением личностных особенностей пожилых людей и своеобразием социального окружения» [9].
Адаптация пожилых людей к любым новым условиям представляет серьезную социально-психологическую проблему; решение этой проблемы составляет основное содержание социальной работы с этой категорией населения.
Но в случае именно дома-интерната к обычным факторам социальной адаптации добавляться повышенная тревожность, вызванная новыми бытовыми условиями, новой социальной средой, разлукой с близкими.
Изучению особенностей адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната посвящены исследования А. И. Беленького, О. В. Красновой, М. В. Ромма, Е. И. Холостовой, Л. И. Анцыферовой, Г. А. Парахонской и др.
Помимо этого, в учреждениях интернатного типа реализуется комплекс мероприятий по социальной реабилитации – направленной на преодоление утраченных физиологических, психологических или социальных возможностей [10].
В целом мы можем говорить о том, что социальная работа с пожилыми людьми, основанная на нормативно-правовой базе Российской Федерации, требует высокого уровня квалификации социального работника.
Эти квалификации необходимы в целом ряде дисциплин – включая геронтологию, социальную психологию, даже медицину. Для успешной адаптации пожилых людей к условиям самого интерната создается среда, которая расширяет возможности пожилых людей, ранее ограниченные возрастными или социальными изменениями [7].
При этом социальный работник должен суметь поспособствовать формированию дружеских, доверительных отношений пожилых людей с персоналом учреждения и друг с другом. Кроме того, именно социальный работник организует досуг пожилых людей, выявляет их потребности и способности, помогает найти интересующий вид деятельности.
Основным содержанием социальной работы с пожилыми людьми при их адаптации к условиям дома-интерната является изучение особенностей адаптации данной социальной группы и оказание им помощи в адаптации посредством различных технологий и программ, направленных на развитие уверенности пожилых людей в новых условиях, стимулирование контактов с окружающими, нормализацию психоэмоционального состояния пожилых людей, снижение уровня ситуативной тревожности и повышение общих адаптивных способностей пожилых людей.
Условно процесс адаптации к новым условиям можно разделить на несколько ключевых этапов [6]:
Этап принятия решения о размещении в доме-интернате; до последнего момента и сами пожилые люди, и их родственники испытывают неуверенность и сомнения в правильности принятого решения. Это связывается как с социальной стигматизацией родственников тех, кто поместил близких в интернат, так и с малой информированностью о том, что в действительности представляют собой учреждения подобного типа;
Поступление в дом-интернат. На данном этапе происходит знакомство с коллективом учреждения, разъясняются цели и задачи персонала, распорядок дня, правила проживания. В этот момент медицинский персонал и социальный работник уже должны начать выполнять мероприятия, направленные на социальную адаптацию и мероприятия подготовительного характера, направленные на социальную реабилитацию.
Заселение в комнату. Как правило оно происходит уже после окончания начального медицинского наблюдения на основании результатов входной диагностики и с учетом индивидуальных особенностей пожилого человека.
Одним из самых важных подэтапов ходе этого этапа является подбор оптимальной комнаты для заселения, что должно включать выбор соседей по комнате исходя из возраста, интересов, мобильности и индивидуальных увлечений [5].
При неправильном выполнении этого этапа нередки случаи, когда у пожилых людей возникают сложности в ходе совместного проживания, сложно решается вопрос разграничения территории, неопределенность личного пространства каждого из постояльцев, что в отдельных случаях может привести и к нервному срыву, и к регулярным переживаниям, депрессиям [8].
В более классических исследованиях Войтенко В. П. отмечается, что в первое время жизни в доме-интернате признаки тяжелой социальной дезадаптации были обнаружены у 43,5 % испытуемых, что вновь указывает на высокий уровень требований к профессионализму социальных работников.
При этом наиболее тяжелая картина характерна для эмоционально-лабильных личностей (67 % случаев), реже — для тревожно-мнительных (15,5 %), и еще реже — у лиц с возбудимым типом личности (4 %) [цит. по 13].
Другими отечественными авторами (Е.В. Левина, Н.В. Овсянникова, Л.А. Саенко, С.В. Шамкова) выделяются такие стадии социальной адаптации, характерные для пожилых людей в учреждениях интернатного типа [4]:
- начальная стадия, на ней происходит основное знакомство с новой для пожилого человека социальной группой;
- стадия терпимости, в ходе которой пожилой человек осознает необходимость адаптации к условиям интерната;
- стадия аккомодации: на ней пенсионер принимает нормы и новые требования, характерные для учреждения интернатного типа;
- стадия ассимиляции, в ходе которой происходит полное «растворение» в социальной группе, он становится ее полноправным членом
Согласно данным зарубежных исследователей, полный и исчерпывающий уровень адаптации достигается пожилыми людьми в интернате спустя примерно девять лет; при этом период жизни в интернате в двух до восьми лет осмысляется ими как период с наибольшими рисками и наименьшей удовлетворенностью жизнью [цит. по 3].
Процесс социальной адаптации пожилых граждан к условиям интернатных учреждений имеет и другие особенности, которые связаны с индивидуальными особенностями – прежде всего с тем, какими пожилые граждане страдают какими-либо заболеваниями [12].
В процессе социальной адаптации пожилых граждан особое значение имеют следующие показатели [11]:
- результативность, которая в общем случае показывает уровень заинтересованности пожилых граждан в работе по социальной адаптации;
- оптимальность, которая отражает минимальное количество затрат со стороны социальных работников по адаптации пожилого человека;
- мотивационный показатель, который отражает созданные в доме-интернате условия для повышения социальной активности пожилых людей;
- управляемость, которая характеризует направленность пожилых людей к выполнению предписаний каким-либо видов социально-адаптационной работы;
- системность, которая характеризует работу всей системы социальной сферы по социальной адаптации пожилых граждан, взаимодействие отдельных элементов социальной работы и общую скоординированность усилий по социальной адаптации пожилых людей.
Таким образом, выводы можно сформулировать следующим образом. Проблема социальной адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната имеет высокую актуальность.
Пожилые люди переживают серьезные возрастные изменения, которые сами по себе ведут к дезадаптации, и при этом им нужно адаптироваться к полностью новой социальной среде учреждения, что без усилий социальных работников представляется почти невозможным.
Сложный процесс социальной адаптации протекает тем сложнее, чем больше медицинских, психологических, иных отклонений характеризуют пожилого человека.
Чтобы преодолеть эти предпосылки и провести процесс адаптации к новым условиям нужно учитывать этапы социальной адаптации, способствовать формированию дружеских, доверительных отношений в социальной среде, помогать с организацией досуга, оптимально формировать микросоциальную среду (подбор оптимальной комнаты для заселения.
Но даже в этом случае процесс социальной адаптации к новым условиям может занять годы; все это время социальные работники должны оказывать высококвалифицированную поддержку, реализовывать полый комплекс мероприятий по социальной адаптации и, в конечном счете, поступательно повышать уровень жизни пожилого человека.
Список литературы:
Албегова И.Ф., Старцева О. Н. Образование пожилых людей как фактор их здоровья в условиях постоянного проживания в современном доме-интернате // Социология медицины. 2014. №1.
Александрова, М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения. 2017. – 416 с.
Баранников Д. О., Григорьева Т. В., Парфенов Д. М. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов: региональный аспект (из опыта работы Посольского дома-интерната для престарелых и инвалидов) // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2014. №5.
Блинков Ю. А., Шоркинь М. И. Специфика жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях (на примере Курской области) // Социально-гуманитарные знания. 2017. №2.
Валиуллина Г. Г., Ермолаева Т. Н., Туйгунова И. Р. Роль общения в адаптации пожилого человека к условиям жизни в стационаре // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №7.
Завражнов, В. В. Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе их адаптации к условиям дома-интерната // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 746-748
Инкижинова С. А. Инновационные технологии социальной защиты пожилых людей: учеб. пособие / С. А. Инкижинова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2019. — 60 с.
Карпенко И., Горбунов А., Соловьева Л. Дом-интернат для пожилых // Врач. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dom-internat-dlya-pozhilyh (дата обращения: 27.11.2022).
Киселева Н. А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 1 (январь). — С. 31-35.
Корнилова М. В. Особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Социологические исследования. — 2021. — № 8 (328). — С. 34.
Левина Е.В. Проблема включения инновационных технологий в социальную работу с пожилыми людьми и инвалидами// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016; № 4-4: 114 - 117
Нефедьева Е. И., Кудрявцев С. И. Социально-экономическая адаптация граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях социального обслуживания (на примере ОГБУСО «Ново-Ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов») // Baikal Research Journal. 2017. №3.
Чупина М.С., Гудовских Н.В., Толмачёв Д.А. Определение биологического возраста у пенсионеров // МНИЖ. 2019. №5-1 (83).
Щетинина, Е. В. Проблема адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 834-836. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10535/ (дата обращения: 27.11.2022).
Электронные источники
Москалькова рассказала, сколько в России пожилых людей // ТАСС — российское государственное федеральное информационное агентство— URL: https://tass.ru/obschestvo/6346891 (дата обращения: 20.11.2022).