Логический анализ системы «кофейня» и её проблем на примере предприятия Coffee Like - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Логический анализ системы «кофейня» и её проблем на примере предприятия Coffee Like

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для того, чтобы проанализировать систему «Кофейня», была использована методология системного анализа. Системный анализ — это научно-методологическая дисциплина, которая изучает принципы, методы и средства исследования сложных объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем [1].

Кофейня – предприятие, которое является сложной системой, состоящее из множества других подсистем, взаимосвязанных друг с другом.

К примеру, кофейню можно разделить на две основные части: главный офис (центр управления предприятием, задающий тон развитию) и торговые точки (отдельные точки продажи товаров).

Главный офис разделяют на отдел управления, отдел финансов и отдел маркетинга. Отдел управления занимается управлением персоналом, квалификацией сотрудников и следит за выполнением задач сотрудниками. Отдел финансов занимается распределением средств на определённые нужды. К примеру, выделение средств на реализацию проектов из отдела маркетинга. Отдел маркетинга занимается рекламой и продвижением бренда.

Торговые точки занимаются продажей покупателю своей продукции. Для более тщательного контроля над торговыми точками большие компании могут позволить открыть офисы управления отдельными районами, будь то город или определённый район в нём. В торговой точке работают свои сотрудники: повар, бариста, кондитер, уборщик и менеджер. Персонал, в зависимости от разных факторов может отличаться. Таким образом, могут быть 2 повара, по совместительству уборщиками и баристами.

В данной работе будет рассматриваться торговая сеть кофеен «Coffee Like». Это предприятиебыло основано в 2013 году и в нынешнее время является крупнейшей сетью кофеен, которая распространена в 7 странах (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Армения, Коста-Рика), открыло 913 кофе-баров в 136 городах [2].

На данный момент средняя выручка составляет: свыше300 000 руб/в месяц – для кофе баров и свыше700 000 руб/в месяц для кофеен [2]. Предприятие Coffee Like опирается на франчайзи, т.е. партнёров, которые инвестируют деньги в компанию, взамен получая всё необходимое для создания торговой точки [3]. Таким образом компания расширяется.

Проблема – низкая эффективность деятельности производственной системы – кофейни.

При огромном бюджете и многочисленных торговых точках по всей России, сеть кофеен «Coffee Like» имеет среднюю оценку: 3,85 ± 0,35/5 от покупателей [4] и 3,5/5 от сотрудников [5]. При этом среди кофейных сетей по данным исследования Allegra World Coffee Portal 2018 года занимает 1 место в России и 12 место в Европе по показателю прироста заведений [6].

Чтобы выяснить, какая проблема является основной, необходимо построить когнитивную карту для определения всех проблем, которые связаны с кофейней. На рисунке 1 представлена когнитивная карта «Причины низкой эффективности кофейни».

В когнитивной карте представлены основные проблемы кофейни. Карта в дальнейшем поможет понять, какие проблемы существуют и как они взаимосвязаны. Проанализировав её, можно определить, что больше всего связей имеет ветвь «Незаинтересованность покупателя», она самая распространённая. Однако, чтобы определить, действительно ли данная проблема является основной в этой системе, необходимо углубиться и рассмотреть устройство предприятия подробнее.

Рисунок 1 – Когнитивная карта «Причины низкой эффективности кофейни».

Для понимания, как система в целом взаимодействует с окружающей средой, рассмотрим диаграмму (рисунок 2).

Рисунок 2 - Диаграмма взаимосвязи системы с окружающей средой.

Посмотрев на данную диаграмму можно увидеть акторов (стейкхолдеров) данного предприятия. Для удобства выделим их в отдельную диаграмму, которая называется «Луковичная диаграмма заинтересованных сторон», где возможно определить основных акторов в данном предприятии (рисунок 3).

Рисунок 3 - Луковичная диаграмма заинтересованных сторон.

Основными акторами данного предприятия являются владельцы компании. Затем идут партнёры (Франчайзи) и сотрудники компании (как региональные менеджеры, сотрудники отдела маркетинга и т.д.). На 3 уровне находятся сотрудники торговой точки, инвесторы, вложившие свои деньги в компанию, и клиенты.

Чтобы выяснить основные проблемы компании COFFEE LIKE, были проведены опросы клиентов и сотрудников данного предприятия, ответы которых были взяты из разных источников [4,5] и представлены в таблице 1 (опрос среди клиентов) и таблице 2 (опрос среди сотрудников).

Факторы

5

4

3

2

1

результат аддитивной свертки

Качество обслуживания

44%

16%

7%

11%

22%

3,5

Качество товара

42%

16%

8%

12%

22%

3,46

Цена товара

35%

19%

7%

12%

27%

3,24

Таблица 1 – Результаты анализов требований акторов.
(опрос среди клиентов).

Факторы

5

4

3

2

1

результат аддитивной свертки

Условия труда

41%

31%

19%

9%

0%

3,5

Руководство

48%

16%

16%

13%

7%

3,8

Зарплата

19%

21%

19%

16%

25%

2,9

Таблица 2 – Результаты анализов требований акторов.
(опрос среди сотрудников).

Рассмотрев таблицы 1 и 2, проведя расчеты методом аддитивной свертки, можно увидеть, что предприятие имеет 2 основные проблемы. Первая проблема заключается в том, что цена товара является высокой для покупателя. Вторая проблема заключается в низкой заработной плате сотруднику торговой точки. Эти проблемы будут являться дополнительными.

Для анализа системы в целом и её проблем проведём сравнительный анализ. На рисунке 4 представлена гистограмма, показывающая сравнительный анализ компании Coffee Like с аналогичными системами по среднему показателю по продаже кофейного напитка [7,8].

Рисунок 4 – Гистограмма для сравнительного анализа с аналогичными системами по среднему показателю продажи кофе.

На рисунке 5 представлено гистограмма сравнения Coffee Like с другими аналогичными предприятиями по оценке предприятия потребителями и сотрудниками [4,5].

Рисунок 5 – Гистограмма для сравнительного анализа с аналогичными системами по средней оценке предприятия.

Проанализировав данные гистограммы (рисунок 4 и рисунок 5) можно выяснить, что цена влияет на среднюю оценку потребителя и сотрудника, однако, большую роль для них она не играет. В основном, людям не нравится цены на продукты помимо кофе, продающиеся в заведении.

Для того, чтобы увидеть развитие компании, необходимы соответствующие графики выручки и чистой прибыли, информацию из которых можно найти в открытом доступе [9]. Для этого проведём ретроспективный анализ и построим графики с соответствующими им линиями тренда. На рисунке 6 построен график выручки компании «Coffee Like» и линия тренда.

А на рисунке 7 построен график получение компанией чистой прибыли с соответствующей линией тренда.

Р исунок 6 – график выручки компании (2014 – 2021 гг.) и линия тренда.
Тип графика - возрастающая наклонная прямая.

.

Рисунок 7 - график чистой прибыли компании (2014 – 2021 гг.) и линия тренда.
Тип графика - экспоненциальная возрастающая кривая.

Из ретроспективного анализа выяснилось, что выручка компании стабильно растёт и в дальнейшем это продолжится. Однако такого не скажешь о графике чистой прибыли, который является нестабильным. Связанно это с пандемией (в 2020 году) и политикой компании. Компания активно развивается и открывает торговые точки, заключая деловые отношения с франчайзи. Но проблема заключается в том, что многие партнёры не обладают должными навыками, нужные грамотному предпринимателю. Компания в 2016 году начала делать первые шаги по устранению этой проблемы, повысив стоимость покупки франшизы. Однако, франшиза всё же может стать убыточной, как для франчайзи, так и для самой компании. [10]

Чтобы рассмотреть сильные и слабые стороны системы, был составлен SWOT – анализ, который представлен в SWOT-матрице (Рисунок 8).

Сильные стороны

1)Повсеместное развитие.
2) Репутация (знаменита).

3) Наличие финансовых ресурсов.

Слабые стороны

1)Отсутствие надёжного персонала.
2)Цены.
3) Качество обслуживания.

Возможности

Благодаря стратегии развития с помощью партнёров, торговые точки открываются повсеместно.

Привлечение клиентов за счёт маркетинга.

Угрозы

Из-за неграмотных партнёров можно потерять оборудование, время и средства.

Неспособность к конкуренции при быстро меняющемся руководстве.

Рисунок 8 – SWOT-матрица.

На основе проведенного анализа данной системы можно выделить основную проблему предприятия – неграмотное управление. От этой проблемы идут побочные, такие как: недовольство клиентов ценами, качеством товара и обслуживанием персонала, который, в свою очередь, недоволен графиком и оплатой труда. Из-за найма неопытных предпринимателей, которые не могут реализовать все возможности компании и не умеют управлять персоналом, Coffee Like может нести финансовые потери. В случае устранения данной проблемы, появятся меньше отрицательных отзывов на цены, сотрудников торговых точек и больше чистой прибыли.

Список используемых источников

Статья про системный анализ [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7111 (дата обращения: 27.11.22)

История компании [Электронный ресурс]. URL: https://coffee-like.com/history (дата обращения: 27.11.22)

Обозначение слова «Франчайзи» [Электронный ресурс]. URL: https://www.beboss.ru/franchisee#:~:text=Франчайзи%20–%20это%20предприниматель%20(компания,Эти%20условия%20закрепляются%20в%20договоре (дата обращения: 27.11.22)

Оценки покупателей сети кофеен Coffee Like [Электронный ресурс]. URL: https://otzovik.com/reviews/set_kofeen_coffee_like_russia/ (дата обращения: 27.11.22)

Оценки сотрудников сети кофеен Coffee Like [Электронный ресурс]. URL: https://dreamjob.ru/employers/842090 (дата обращения: 27.11.22)

Информация про «Coffee Like» как о франшизе [Электронный ресурс]. URL: https://www.beboss.ru/franchise/2403-franshiza-coffee-like (дата обращения: 27.11.22)

Рейтинг магазинов кофе и информация о них [Электронный ресурс]. URL: https://inet-shops.ru/internet-magazin/Reiting-Magazinov-Kofe-V-Moskve.html (дата обращения: 28.11.22)

Меню «Coffee Like» с ценами [Электронный ресурс]. URL: https://www.delivery-club.ru/srv/coffee_like_volgograd_ddc (дата обращения: 28.11.22).

Финансовое состояние ООО "Кофе Лайк" [Электронный ресурс]. URL: https://companies.rbc.ru/id/1131832006778-ooo-kofe-lajk/ (дата обращения: 28.11.22)

Статья о франшизах мобильных баров на примере «Coffee Like» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2016/09/08/57cd39479a7947ac27121be5(дата обращения: 28.11.22)

Просмотров работы: 352