ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровая экономика — экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией, производимых, и сбываемых ими цифровыми товарами и услугами.

Общепринятое познание цифровой экономики связано с анализом хозяйственной деятельности, основанной на цифровых технологиях, в которой ключевым фактором являются массивы данных в цифровом виде. Несмотря на то, что цифровая экономика является достаточно новым явлением, в научной среде существуют научные работы, рассматривающие сущностные характеристики, ее основные компоненты. Наиболее изученными проблемами являются цифровые технологии в коммерции и финансовой сфере. Основой развития цифровой экономики является процесс цифровизации экономики и общества, подразумевающий массовое введение и усвоение цифровых технологий, что приводит к социально-экономической трансформации общества. Процесс цифровизации постепенно охватывает различные сферы хозяйственной деятельности и вовлекает в данный процесс большое количество субъектов, включая малый бизнес.

Внедрение цифровых технологий в мировой экономике - процесс цифровизации как основа перехода к цифровой экономике обусловлен условиями объективной реальности и опирается, прежде всего, на использование цифровых технологий в деятельности субъектов. Цифровые технологии приводят организации к изменению форм экономической деятельности, усложняя сущность явлений и модифицируя их. В последнее время цифровая экономика относится к приоритетной сфере в различных странах, о чем свидетельствует наличие гос. программ и стратегий, направленных на их стимулирование и развитие. Только в странах Европейкого союза, согласно данным Еврокомиссии, в 2017 г. насчитывалось более 30 национальных и региональных программ по цифровизации экономики. В России также принята и реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», предполагающая цифровизацию российской экономики по различным направлениям. Лидерами по показателям развития цифровых технологий, основываясь на Индексе цифровой эволюции, явлляются Норвегия, Швеция, Швейцария, Дания, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Великобритания, Гонконг и Соединенные Штаты. По данным Европейской комиссии, осуществляющей расчет Индекса цифровой экономики и общества, в 2018 г. лидерами цифровизации экономики стали Финляндия, Швеция, Нидерланды и Дания. Однако следует отметить, что положение стран-лидеров может измениться. Только открытость инновациям, создание институциональных условий для их активного внедрения позволят организовать потенциал для дальнейшего экономического развития. Сегодня эксперты выделяют ряд стран, в том числе Китай, Россию, Индию и др., которые находятся на более низком уровне развития цифровых технологий, но демонстрируют готовность к росту, привлекательны для инвесторов и могут вытеснить страны с замедляющейся динамикой.

Ввиду использования различных подходов к измерению цифровой экономики, ее объемы варьируются от 4,5 до 15, 5% мирового ВВП. По оценке экспертов, в скором времени следует ожидать роста темпов экономики за счет цифровизации. Так, к 2025 году в Китае до 22% увеличение ВВП может произойти за счет интернет-технологий, в США ожидаемый прирост стоимости, создаваемый цифровыми технологиями, может составить 1,6–2,2 трлн долл. США, а в России – прирост объемов ВВП на 4,1–8,9 трлн руб., что составит от 19% до 34% общего ожидаемого роста ВВП. В настоящее время выделяют более десятка базовых технологий цифровой трансформации экономики, включая искусственный интеллект, сквозные технологии, роботизацию, «Интернет вещей», технологии блок-чейн и др. Развитие именно данных технологий позволит в дальнейшем странам сохранять конкурентоспособность экономики.

Цифровые технологии и малый бизнес - Цифровизация охватила множество субъектов бизнеса. Скорость адаптации к цифровой трансформации бизнеса можно оценить, анализируя Индекс цифровизации бизнеса, который рассчитывается на основе следующих показателей: уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем и включенность в электронную торговлю. В 2018 лидирующие позиции занимали Финляндия со значением Индекса на уровне 50 пунктов, Бельгия, Япония, Нидерланды, Дания. Для России данный показатель составил 31 пункт. Это означает, что российский бизнес только присоединяется к цифровой экономике и не использует всех возможностей, которые можно получить, используя цифровые технологии. Внедрение и развитие цифровых технологий приводит к трансформации рынков, что, безусловно, требует от предпринимателей переосмысления своих бизнес-моделей и определения новых перспектив развития бизнеса. Теоретический анализ цифровизации экономики позволяет выделить следующие аспекты данной проблемы: 1) поиск новых возможностей для более эффективного взаимодействия уже функционирующих предприятий с клиентами, партнерами, поставщиками и другими заинтересованными субъектами на основе использования цифровых технологий; 2) определение новых сфер деятельности субъектов бизнеса. Решение данных вопросов актуально для малого бизнеса, поскольку, являясь важным элементом в структуре любой экономики, выполняет важные социально-экономические функции. Традиционно занимая ведущие позиции в сфере услуг, малый бизнес служит площадкой для внедрения инноваций в различных сферах деятельности. Поэтому использование цифровых технологий, мобильного интернета может явиться источником современного развития малого бизнеса. Согласно статистическим данным, в 2017 г. 96% всех предприятий в ЕС, имеющих доступ к интернету, использовали фиксированную широкополосную связь. Все более распространенными становятся мобильные широкополосные соединения: в 2017 г. этот тип доступа использовали 70% малых предприятий. В России в 2018 году 90% всех предприятий имели доступ к интернету, а 86% использовали широкополосный доступ к интернету.

Вовлечение малого бизнеса в цифровую экономику возможно следующими способами

Цифровизация малого бизнеса на основе использования информационных и коммуникационных технологий

Разработка и реализация государственных программ по цифровизации малого бизнеса

Производство субъектами малого бизнеса цифровых технологий

Первоначально внедрение цифровых технологий было приоритетом крупных и средних предприятий, поскольку требовало значительных инвестиций. в настоящее время можно наблюдать внедрение современных информационных и коммуникационных технологий субъектами малого бизнеса, что обеспечивает рост эффективности, открывает доступ на новые рынки, позволяет реализовать в полной мере инновационный потенциал. В своей деятельности субъекты малого бизнеса используют различные цифровые технологии, которые позволяют снизить издержки ведения бизнеса: финансовые инструменты онлайн-платежей; инструменты таргетированной рекламы в социальных сетях, бухгалтерские программы, CRM-системы и др. К наиболее распространенным инструментам использования цифровых технологий малыми предприятиями относят:

enterprise resource planning (ERP) – управление ресурсами предприятия. ERP - системы обеспечивают контроль, управляемость и прозрачность финансовых, кадровых и товарно-материальных потоков в компании

customer relationship management (СRM) – системы для управления отношениями с клиентами

сервис облачных вычислений – используется для проведения сложных расчетов, обмена информацией, хранения данных, получения доступа к возможностям искусственного интеллекта и др.

Следует отметить, что современное развитие цифровых технологий сложно и находит свое выражение в новых синергетических формах, например, локальная ERP-система заменяется новой облачной системой, что позволяет сотрудникам и руководству получать в реальном времени информацию, необходимую для ведения бизнеса, наиболее эффективного и действенного обслуживания клиентов. Использование различных цифровых технологий в целом повышает эффективность деятельности, а следовательно, и конкурентоспособность предприятий. Например, такие успешные стартапы, как AirB&B, Uber, являющиеся рекламными платформами, дают возможность малому бизнесу донести информацию о своих услугах до самого широкого круга клиентов. Безусловно, единых алгоритмов использования малыми предприятиями цифровых технологий, приводящих к повышению эффективности и снижению издержек, не существует. Не имея значительных средств, цифровая трансформация субъектов малого бизнеса может начинаться с модернизации ИТ-инфраструктуры, повышения информационной мобильности, использования технологий для аналитики в реальном времени и работы с большими данными. Другим способом цифровизации малого бизнеса и вовлечения его в цифровую экономику является производство цифровых продуктов и их реализация на рынке. Малый бизнес, инновационный по своей сути, может активно участвовать в производстве следующих инновационно-цифровых технологий

Технологии беспроводной связи

Разработка и производство чипов, датчиков, процессоров, необходимых для развития цифровых технологий

Дизайн и проектирование изделий для цифрового пространства

Разработка программного обеспечения для квантовых систем

Цифровой дизайн и конструирование и др.

Технологии виртуальной и дополненной реальности

Одним из вариантов развития малого бизнеса в сфере выпуска цифровых технологий являются так называемые производственные лаборатории (Fab Lab), которые первоначально функционировали при образовательных учреждениях, обслуживая студенческие проекты. В настоящее время производственные лаборатории вышли за пределы университетов и достаточно эффективно развиваются в Германии, Франции, США. Оборудование цифровых производственных лабораторий преимущественно состоит из фрезерного станка для раскроя листового материала и различных 3D-принтеров, использующих в качестве сырья пластик или металл. Результатом производственного процесса такой лаборатории является создание чертежа будущего изделия в виде стандартного файла. Стандартизация проектов обеспечивает совместимость и возможность широкого распространения даже за пределы страны, а использование современного оборудования позволяет повысить точность и качество готовых изделий.

Появление и распространение цифровых производственных лабораторий способствует развитию новой сферы деятельности малого бизнеса – торговле цифровыми моделями вещей, пригодными для воспроизведения на типовом наборе цифровых станков. Каждая цифровая производственная лаборатория создает вокруг себя дополнительные возможности для развития малого бизнеса в области дизайна и конструирования, а рынок цифровых моделей носит транснациональный характер, что обеспечивает большую емкость и возможности для развития. Важность цифровой трансформации малого бизнеса отмечена правительствами различных стран, что подтверждается разработкой и реализацией государственных программ, направленных на внедрение информационных и коммуникационных технологий. Примером программы поддержки цифровизации малого бизнеса в ЕС является «Горизонт 2020». Бюджет этой программы на период 2014–2020 гг. составляет 80 миллиардов евро. Инструментарий поддержки малого бизнеса в рамках «Горизонт 2020» включает

Программу финансирования - доступ предоставляется на основании конкурсного отбора

Программу постоянно действующей консультационной и организационной поддержки

В рамках данной программы поддержка предоставляется субъектам малого бизнеса, реализующим проекты с высоким риском и потенциалом развития, направленные на развитие новых рынков и использование передовых инновационных разработок. Основой реализации данной программы стало сотрудничество участников Евросоюза с другими странами: США, России, Китая, Индии, ЮАР и др. Программа охватила практически все области научных исследований и технологического развития, в нее вовлечены университеты, исследовательские лаборатории, отдельные исследователи, частные предприятия, промышленность. Процесс активного вовлечения малого бизнеса в цифровую экономику возможен на основе участия в пилотных проектах, которые направлены на выявление эффективных подходов к внедрению цифровых технологий в различных отраслях и позволяют получать оперативную информацию как от компаний, так и от клиентов. Положительный опыт такой практики уже известен. Так, 170 испанских компаний малого и среднего бизнеса участвовали в реализации проекта в автомобильной отрасли, в ходе которого, была выстроена коммуникационная платформа на основе включения малых предприятий в цепочку поставок автопроизводителей; субъекты малого бизнеса, работающие на рынке автозапчастей, были обеспечены авторизованными поставками крупных производителей. К наиболее значимым результатам реализации проекта можно отнести: ускорение бизнес-процессов, исключение ручного ввода данных, повышение качества обслуживания клиентов за счет большей скорости и точности обработки заказов, снижение расходов на коммуникацию.

Использование практики пилотных проектов, реализуемых в рамках государственных целевых программ поддержки цифрового развития малого бизнеса, может стать одним из эффективных инструментов роста для российской экономики. Внедрение цифровых технологий субъектами малого бизнеса – процесс сложный и неоднозначный. Оценить масштабы данного явления в России попытался Банк «Открытие» совместно с Mail.ru Group, Московской школой управления «Сколково» и Российской ассоциацией электронных коммуникаций, рассчитав Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса, который в сентябре 2019 года составил 45 пунктов из 100 возможных, причем для ИП – 42 пункта, для юридических лиц – 49 пунктов. Это свидетельствует о том, что цифровая трансформация в недостаточной степени охватила малый бизнес. Препятствиями на пути цифровизации выступают ограниченность денежных средств, недостаточная осведомленность предпринимателей о преимуществах внедрения цифровых технологий и возможностях усовершенствования рабочих процессов путем цифровизации компании, отсутствие компетенций для осуществления цифровой трансформации своего бизнеса.

Список использованных источников

Гнездова Ю. В. Мировые тенденции развития цифровых технологий, Экономический журнал. (2018 № 2. – c. 95-102.)

Доклад о цифровой экономике, 2019. Создание стоимости и получение выгод для развивающихся стран – Женева, ООН [URL:] https://unctad. org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru.pdf

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [URL:] https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/

Отчет Digital McKinsey «ЦифроваяРоссия: новаяреальность» [URL:] https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20 and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russiareport.ashx

Цифровая экономика. / краткий статистический сборник, Г.И. Абдрахманова

Экономические интересы малого предпринимательства и проблема устойчивого развития социально-экономической системы, Рассказова Н. В. (2009. – № 3. – c. 226-230)

Просмотров работы: 647