Важность своевременной диагностики различных антропометрических, психофизиологических и медицинских параметров в ходе проведения спортивного отбора детей и подростков чрезвычайно высока, поскольку для успешного занятия спортом принципиальное значение играет сбалансированная работа всех систем организма и психической деятельности.
Высокий уровень развития двигательной активности каждого спортсмена напрямую зависит от множества факторов, которые сложно предусмотреть без тщательной диагностики и анализа всех возможных показателей. Дети и подростки могут не знать о существующих у них проблемах со здоровьем или негативных психологических состояний, которые могут стать причиной невозможности серьезного занятия спортом и участия в спортивных соревнованиях.
От ряда факторов зависит не только успешность выступления спортсмена на соревнованиях и качественное развитие его спортивных способностей, но и его собственная безопасность, что имеет первостепенное значение для организации спортивного отбора детей и подростков на современном этапе, когда даже самые юные спортсмены зачастую имеют ряд серьезных противопоказаний для занятий спортом.
Однако правильно и эффективно провести такую диагностику без использования специализированных технологий и методов фактически невозможно, что обращает специалистов к определенным научным разработкам в данной сфере.
Именно в этой целью специалистами различных уровней разработаны различные диагностические аппаратно-программные комплексы, в задачи которых входит:
– исследование уровня физической работоспособности ребенка или подростка;
– изучение особенностей психофизиологического статуса будущего спортсмена;
– оценка психологического состояния юного спортсмена;
– степень стрессоустойчивости ребенка или подростка, необходимой для успешного занятия спортом;
– функциональные возможности организма юного спортсмена;
– наличие и уровень развития адаптационных резервов организма ребенка и подростка, который собирается всерьез заниматься спортивной деятельностью.
Аппаратно-программные комплексы могут выполнять задачи осуществления как спортивного отбора (т.е. регистрации допуска ребенка или подростка к занятиям спортом в целом), так и спортивной ориентации (т.е. осуществления подбора возможных видов спорта, которыми ребенок или подросток не просто по состоянию здоровья и психики потенциально может заниматься, но и с большой вероятностью сможет достигнуть высоких спортивных результатов).
В каждом существующем на сегодняшний день аппаратно-программном комплексе существует ряд шкал, которые позволяют комплексно диагностировать все параметры, важные для спортивной деятельности.
В Таблице 1 представлена общая характеристика шкал аппаратно-программных комплексов, которые применяются для спортивного отбора детей и подростков.
Таблица 1 - Общая характеристика шкал аппаратно-программных комплексов, которые применяются для спортивного отбора детей и подростков
№ п/п |
Диагностическая шкала |
Регистрируемые параметры |
1 |
Антропометрические данные |
Рост, вес, длина руки, длина ноги, обхваты запястья, талии, бедер и т.д., росто-весовой индекс Брока. |
2 |
Психофизиологические данные |
Время реакции на свет, оперативная и долговременная память, скорость и объем мышления, время реакции выбора, эффективность работы, зрение, слух, уровень тактильного восприятия. |
3 |
Двигательные способности |
Скоростно-силовые способности, динамометрия становая, правой и левой руки и ноги, сгибание и разгибание рук и ног в различных положениях. |
4 |
Состояние функциональных систем организма |
Жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений (в покое и после нагрузки), систолическое и диастолическое артериальное давление (в покое и после нагрузки), частота дыхания (в покое и после нагрузки). |
5 |
Психологические особенности личности и психические состояния |
Волевые характеристики личности, эмоциональная сфера (в том числе выявление негативных эмоциональных состояний, таких как агрессивность, тревожность, конфликтность), уровень самоконтроля и самодисциплины, мотивация. |
6 |
Уровень обучаемости |
Способность выполнять задания тренера, возможность работать в стрессовом режиме, готовность к комплексному обучению, отношение к спортивной деятельности в целом и своей роли в ней. |
Фактически возможности аппаратно-программных комплексов не ограничены, а обусловлены креативностью и серьезностью подхода самих разработчиков. Некоторые из них регистрируют не все указанные параметры, поскольку ряд видов спорта не предполагает необходимости столь подробной и комплексной диагностики.
Однако наиболее эффективными для осуществления спортивного отбора аппаратно-программными комплексами все же являются те, которые позволяют осуществить диагностику максимального количества показателей, что важно для проведения спортивной ориентации.
Аппаратно-программные комплексы относятся к сфере компьютерных технологий и предполагают слаженную работу специальных компьютерных программ с инструментами для диагностики определенных критериев. В частности, испытуемые проходят методики психологической и психофизиологической диагностики в онлайн-режиме и результаты фиксируются и обрабатываются мгновенно и автоматически.
Программы устанавливаются на компьютер, к которому также подключаются различные приборы для оценки разных параметров, например, аппараты для измерения давления, ЧСС, жизненного объема легких, «умный» спортивный инвентарь, который считывает и передает на компьютер данные о двигательных способностях испытуемых.
Список литературы:
1. Гудыменко, С.М., Парамонова, Е.Г., Панченко, И.И. Типология аппаратно-программных комплексов и их роль в осуществлении спортивного отбора детей и подростков в детско-юношеских спортивных школах: методология исследования / С.М. Гудыменко, Е.Г. Парамонова, И.И. Панченко // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 7. Инновационные технологии. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2021. – С. 22.
2. Дементьев, С.И., Харина, О.В., Плюшко, Г.Н. Инновационные диагностические методы и средства проведения спортивного отбора в детско-юношеских спортивных школах и секциях / С.И. Дементьев, О.В. Харина, Г.Н. Плюшко // Вестник Ростовского государственного университета. – 2019. – № 12. – С. 126 - 140
3. Диагностические возможности аппаратно-программных комплексов в спортивной медицине // Спортивное чтиво. – 2009. – URL: http://sportfiction.ru/articles/diagnosticheskie-vozmozhnosti-apparatno-programmnykh-kompleksov-v-sportivnoy-meditsine/ (дата обращения: 08.11.2022).
4. Калинин, В.С., Машичев, А.С. Компьютерные технологии в физкультуре и спорте / В.С. Калинин, А.С. Машичев // Молодой ученый. – 2020. – № 49 (339). – С. 552.
5. Корягина, Ю.В., Нопин, С.В., Тер-Акопов, Г.Н., Абуталимова, С.М. Возможности аппаратно-программного комплекса в системе спортивной ориентации, отбора, и этапного контроля в дзюдо и самбо / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин, Г.Н. Тер-Акопов, С.М. Абуталимова // Теория и практика физической культуры. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-apparatno-programmnogo-kompleksa-v-sisteme-sportivnoy-orientatsii-otbora-i-etapnogo-kontrolya-v-dzyudo-i-sambo (дата обращения: 07.11.2022).
6. Наговицына, И.М., Сухоруков, Г.С., Серебрякова, А.П. Аппаратно-программный комплекс для диагностики пригодности юного спортсмена к участию в спортивных соревнованиях: методика диагностики и анализ экспериментальных данных / И.М. Наговицына, Г.С. Сухоруков, А.П. Серебрякова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 3. Общество и спорт. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2021. – С. 70.
7. Нелюбина, Г.А., Шаврина, С.С., Филимонова, Е.К. Внедрение аппаратно-программных комплексов в организацию спортивного отбора воспитанников спортивных секций на первичном этапе: результаты экспериментального исследования / Г.А. Нелюбина, С.С. Шаврина, Е.К. Филимонова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы физической культуры и спорта на современном этапе в России и за рубежом». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2022. – С. 8 - 12
8. Нгуен, М.Т. Аппаратно-программный комплекс для оценки физиологического резерва спортсмена. Дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. / М.Т. Нгуен. – СПБ.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), 2020. – С. 46.