XXI век – век внедрения информационных технологий во все сферы деятельности. В настоящее время вопрос влиянии и внедрении цифровых технологий в индустрию гостеприимства является одним из наиболее важных и актуальных. Развитие цивилизации, науки и техники меняют нашу жизнь, мировоззрение, ценности, которые приводят к появлению новых профессий, инструментов управления, информационных технологию. На рынке труда пользуются спросом «гибкие» специалисты, которые готовы получать знания в области IT-сферы, изучать робототехнику, 3д-моделирование, программы управления персоналом, франчайзинг, PR.
Индустрия гостеприимства одна из первых ощутила на себе воздействие глобальной цифровизации, т.к. она является информационно насыщенной индустрией, быстро реагирующей на все изменения. Главным элементом внедрения цифровизации в сферу туризма, считается доступность и умение работать в интернет-среде. Стоит отметить, что сейчас всё больше развивается IT-сфера. К новейшим цифровым технологиям, которые выступают в качестве основы цифровизации туристской деятельности, относятся:
- Big Data, blockchain, Технологии Big Data предоставляют компаниям международного туризма возможность досконально изучить и понять своего клиента, провести анализ туристических потоков, кастомизировать конкретную услугу под конкретного потребителя, установить тесную взаимосвязь с помощью аналитических и маркетинговых инструментов с глубоким охватом данных и прогнозирования целевых показателей.[1]
- искусственный интеллект, одним из важных направлений использования ИИ в сфере туризма являются: голосовые и текстовые системы общения, т.е. чат-боты; создают программы, которые используются на основе построенных моделей нейронной сети сбора информации, рассылки рекламных продуктов; обеспечение доступа в номер с помощью сканирования сетчатки глаза или сканирования отпечатков пальцев, создают вещи виртуальной реальности.[2]
- Internet of Things — IoT и IIoT — Industrial Internet of Things,- програмное обеспечение, обеспечивающее собственную разработку, в целях облегчения человеческой жизни множеством различных алгоритмов и схем проектирования.[3]
- мобильные устройства-помогают быстро путешественникам осуществить покупку авиабилетов, бронирование отелей, настроить навигацию в путешествии, получать справочную информацию в онлайн- и офлайн-режиме.
- аудиогиды в турпродукте — это фонограммы/аудиозаписи, с помощью которой можно совершать самостоятельные экскурсии по музеям, выставкам, историческим местам. Аудиогиды удобны, поскольку позволяют воспринимать информацию в комфортном темпе, не отвлекаясь на посторонние шумы или переспрашивания других участников экскурсии, которые что-то не расслышали.
Все эти новейшие цифровые технологии как в России, так и за рубежом в туристической индустрии пользуются огромным спросом на рынке труда, в связи с этим я провела мини-опрос о востребованности их.
Анкетирование проводилось при помощи Гугл-форм. Объем выборочной совокупности составил n= 40 туроператорских фирм и турагентств г. Иваново.
Диаграмма 1- Внедряете ли Вы новые цифровые технологии в работу?
Из диаграммы 1 явно видно, что большинство туроператоров и турагентств внедряют в целях эффективности целесообразности своей работы цифровые технологии.
Диаграмма 2 - Какие из нижеперечисленных цифровых технологий вы используете в работе?
Из Диагр. 2 можно увидеть, что туроператоры и турагентства используют только некоторые цифровые технологии, а конкретнее: мобильные устройства и аудиогиды в турпродукте. Однако необходимо внедрять и изучать более сложные, но эффективные инструменты, такие как, что принесет колоссальный рост: Big Data, blockchain; искусственный интеллект; Internet of Things.
Диаграмма 3 - Хотели бы Вы использовать в работе Big Data, blockchain, искусственный интеллект, Internet of Things ?
Из диаграммы 3 можно понять, что туроператоры и турагенства хотят использовать в работе Big Data, blockchain, искусственный интеллект, Internet of Things. Однако есть некоторые факторы, которые замедляют процесс внедрения.
Диаграмма 4 - Что вам мешает внедрить инструменты?
Из Диагр. 4 можно сделать вывод, что некоторые факторы мешают внедрить цифровые инструменты. Самыми важными по мнению респондентов являются: не хватает знаний у работников, в связи с этим необходимо работников предоставить курсы повышении квалификации; боязнь что эффективность работы не возрастет, этот психологический барьер необходимо преодолеть.
Таким образом, новейшие цифровые технологии в индустрии гостеприимства пользуются большим спросом. Самыми эффективными и распространёнными являются: Big Data, искусственный интеллект, Internet of Things, мобильные устройства, аудиогиды в турпродукте. Однако турагентствам и туроператорам необходимо обучить своих сотрудников либо найти уже квалифицированного сотрудника, знающего такие инструменты.
Список использованных источников:
Вострова Е.И. БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ // Социально-гуманитарные знания. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshie-dannye-kak-instrument-preobrazovaniy-v-turisticheskoy-otrasli (дата обращения: 28.11.2022).
Кумова Дарья Михайловна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМ НА БАЗЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ТУРИЗМА // Сервис в России и за рубежом. 2021. №3 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-platform-na-baze-iskusstvennogo-intellekta-v-sfere-turizma (дата обращения: 28.11.2022).
Электронный ресурс. Точка доступа: https://www.tourwix.de/ru/tsifrovizatsiya/internet-veshchei-iot-i-turisticheskaya-deyatelnost