ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура личности – это комплекс сформированных знаний, качеств и умений в области межличностного общения, проявляющихся в отношении к людям, в умении контролировать и регулировать свое речевое поведение [4].

Необходимо начать ее становление как раз в дошкольном возрасте. Фундаментом коммуникативной культуры личности считается общение, без которого человек не может развиваться.

Современный этап развития общества выдвигает важные задачи воспитания дошкольников. Особую роль отводит задаче воспитания культуры общения детей, а именно функции речи, как центральному звену становления ребенка. Если человек умеет слушать своего собеседника и умеет излагает свои мысли, то про такого человека можно сказать, что он владеет культурой речи [3].

Культура речи подразумевает наличие у детей старшего дошкольного возраста нужного запаса слов, умение говорить, сохраняя спокойный и уважительный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Это является одним из главных факторов культуры общения [1].

Общение детей дошкольного возраста, в первую очередь, происходит в семье. У ребенка, пришедшего в детский сад, круг общения становится больше – это общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. При общении со сверстниками у ребенка формируется коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

На сегодняшний день существуют различные технологии воспитания

коммуникативной культуры [2].

Социо-игровая технология. Она предполагает слияние тех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме. Для этого используются различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом:

В социо-игровой технологии игра происходит между малыми группами, и в самой группе. В малых группах дети связаны: совместными занятиями, общей тайной, помогают друг другу решать задачи, свободно и с интересом обсуждают вопросы и находят ответы. Дети содействуют. Социо-игровая технология создает все условия для успешного развития речи и общения детей в процессе обучения. В общении с равными партерами ребенок приобретает умение постоять за свои права, адаптироваться в обществе среди людей.

Технология наглядного моделирования. Известно, что в дошкольном возрасте память у детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, поэтому то ребенку практически невозможно запомнить и выучить что-то, что не подкрепляется наглядностью. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Картинка в данной технике - это крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи.

Информационно-коммуникативные технологии. Компьютерные игровые комплексы – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги детского сада создают мультимедийные компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях по речевому развитию в соответствии с требованиями реализуемой программы, что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

Квест-технология. Слово «квест» обозначает – поиск, приключение, игра. В квесте всегда предполагаются задания, в которых необходимо что-то разыскать, чтобы двигаться дальше: предмет, подсказку, сообщение. Сначала выстраивается сюжет, который направлен на достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя коллективные задания и находя подсказки. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. Все это характеризует квест-игру как особую форму образовательной деятельности, помогающую развивать речь детей.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей ФГОС ДО, является развитие речи детей и коммуникативной культуры.

2. Очень важно, чтобы дети старшего дошкольного возраста владели речью, легко могли контактировать с людьми, умели общаться в разных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

3. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

4. Качество работы по воспитанию коммуникативной культуры в ДОО зависит от технологии воспитания, которую педагог использует в образовательном процессе.

Литература:

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Старшая группа: содержание работы с детьми 5-6 лет / Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2017. – 107 с.

Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. - Москва : Вентана-Граф, 2016. – 181 с.

До­школь­ная пе­да­го­ги­ка : учеб. по­со­бие для сту­ден­тов пед. ин-тов по спе­ци­аль­но­сти № 2110 "Пе­да­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия (до­шк.)" : в 2 ч. Ч. 2. Ме­то­ди­ка и ор­га­ни­за­ция ком­му­ни­сти­че­ско­го вос­пи­та­ния в дет­ском са­ду / под ред. В. И. Ло­ги­но­вой, П. Г. Са­мо­ру­ко­вой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Про­све­ще­ние, 1988. – 270 с.

Садовская В.С.  Основы коммуникативной культуры. Психология общения: учебник и практикум для вузов / В.С. Садовская, В.А. Ремизов. – 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 169 с.

Просмотров работы: 110