ВИДЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВИДЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Янина Н.А. 1, Зиновьева И.С. 1
1ВГЛТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В деятельности организаций любой организации, как правило, осуществляется в той или иной степени внутренний контроль как наиболее важная функция управления.

Понятие внутреннего контроля содержится также в Информации Минфина России №ПЗ-11/2013 «Об организации и осуществлении экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», где также имеются рекомендации по его организации и осуществлению.

Так, следуя упомянутому нормативному акту, внутренний контроль – процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета [5].

Для того, чтобы значительно расширить понимание основ внутреннего контроля не обойтись без определения его видов. Разные авторы предлагают выделять различные виды внутреннего контроля.

Так, Т. Зозуля предлагает, принимая во внимание функциональную направленность, выделить такие виды внутреннего контроля, как, административный, финансовый, бухгалтерский, правовой, технический, технологический, кадровый, контроль системы безопасности. С учетом глубины охвата определяет тематический и комплексный внутренний контроль.

Т. Зозуля также выделяет и другие признаки классификации:

-по периодичности: систематический, периодический, эпизодический (ситуационный);

-по времени проведения: предварительный, текущий, последовательный;

-по степени внезапности: плановый, внеплановый (внезапный) и др. [6].

Проведя анализ нормативной базы и других источников информации в сфере внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета нами предложена классификация внутреннего контроля, представленная в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация видов внутреннего контроля

Критерий выделения видов внутреннего контроля

Виды внутреннего контроля

Обязательность по законодательству

Обязательный

Добровольный

Сфера применения

Трудовой

Финансовый

Бухгалтерский

Налоговый

Степень автоматизации

Автоматический,

Полуавтоматический,

Ручной

Структура службы внутреннего контроля

Структурное подразделение

Должностное лицо

Аутсорсинг

Программные сервисы

Социальная значимость субъекта контроля

Социально значимые (по виду, по масштабу деятельности, по организационно-правовой форме),

Незначительные

Стадия цикла производства и обращения

Снабжение

Производства

Продажи товаров (работ, услуг)

Примечание: разработана автором

Разберем более подробно каждый из выделенных нами классификационных признаков. Так, по обязательности по отношению к законодательству внутренний контроль на предприятии может быть как обязательным, так и добровольным.

Так, например, обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни закреплена на законодательном уровне (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») [1].

В случае, если бухгалтерская (финансовая) отчетность отдельного юридического лица подпадает под обязательный аудит, оно должно организовать и выполнять процедуры внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (не считая ситуации, когда ее руководитель возложил обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Требования к организации системы внутреннего контроля установлены также для отдельных видов деятельности (п. 16 ст. 38 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» [2], Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» [3] и др.).

Однако, например, для того, чтобы организация должным образом следовала требованиям трудового законодательства организация службы внутреннего контроля осуществляется по желанию руководства компании.

Исходя из сферы применения системы внутреннего контроля нами рекомендуется выделять трудовой, финансовый, бухгалтерский, налоговый внутренний контроль. В настоящий момент времени Минтрудом России разработаны Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, представленные в Письме Роструда от 07.03.2018 № 837-ТЗ [4]. В Методических рекомендациях внутренний контроль (самоконтроль) определен как добровольная оценка работодателем соответствия своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством организационных мер, процедур, инструментов. Решение о проведении внутреннего трудового контроля работодатель принимает добровольно. Принятие решения по осуществлению внутреннего трудового контроля производится добровольно руководством организации.

Под финансовым контролем авторы понимают внутренний контроль, связанный с движением денежных средств и денежных эквивалентов в организации.

Результатом осуществления бухгалтерского внутреннего контроля нами видится правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность информации, представленной в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Налоговый внутренний контроль, по нашему мнению, предполагает контроль правильности расчета налоговых обязательств организации и корректность заполнения налоговых деклараций и расчетов. С этой точки зрения, налоговый мониторинг выступает и как средство внешнего контроля со стороны налоговых органов, и как элемент внутреннего контроля, который способствует минимизации рисков последствий совершения ошибок в области законодательства по налогам и сборам.

В зависимости от степени автоматизации целесообразно выделить автоматические, полуавтоматические, ручные процедуры внутреннего контроля. Автоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой без участия персонала, например, контроль доступа. Полуавтоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой, но инициируются или завершаются вручную; например, отчеты о выполненных в информационной системе исправлениях данных бухгалтерского учета проверяются исполнителем. Ручные процедуры внутреннего контроля выполняются персоналом экономического субъекта вне информационных систем.

Исходя из организационно-структурного построения контрольной работы на предприятии, можно выделить несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, можно отразить в локальном нормативном акте, например, в Положении о службе внутреннего контроля. В Положении о службе внутреннего контроля рекомендуется указать порядок взаимодействия с другими структурными подразделениями организации, а также указать, кому подчиняется данная служба (например, напрямую руководителю организации). Также представляется целесообразным обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера отразить в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения. Также есть и другой вариант – это заключение договора с другой организацией или внешним консультантом, которые осуществляют оказание соответствующих услуг внутреннего контроля (аутсорсинг).

Программные сервисы по осуществлению внутреннего контроля в той или иной степени все больше входят в хозяйственную деятельность организаций, особенно крупных. Так, на сайте Роструда расположен сервис «Электронный инспектор», который позволяет самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства с помощью Электронного инспектора труда.

Следующая классификация внутреннего контроля основана на анализе правового обеспечения его проведения. На современном этапе отраслевая принадлежность правового регулирования системы внутреннего контроля многообразна и затрагивает финансовое, налоговое, предпринимательское и другие отрасли права.

Систематизация правил, описывающих обязанность, а в отдельных аспектах и методику постановки внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, представленных в нормативно-правовой базе, делает возможным вдобавок обозначить несколько оснований для выделения признаков классификации внутреннего контроля:

- с учетом социальной значимости субъекта контроля;

- принимая во внимание стадии цикла производства и обращения.

Рассмотрим целесообразность следующего критерия, такого как социальная значимость субъекта контроля. Среди экономических субъектов можно выделить организации незначительные, в которых должен быть поставлен контроль только фактов хозяйственной деятельности, в том числе и совокупность операций. Вместе с тем, применительно к социально значимым организациям (исходя из масштабов деятельности, организационно-правовой формы и видов предприятий) можно обозначить непременность проведения внутреннего контроля как финансово-хозяйственной деятельности в целом, так и состояния бухгалтерского учета. Отталкиваясь от требований законодательства, именно такие основания являются определяющими при проведении ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, а, стало быть, и при постановке и осуществлении дополнительного внутреннего контроля в организации.

Снабжение, производство, а также продажа товаров (работ, услуг), выступая отдельными ступенями производственного процесса и обращения, могут также проявляться в качестве видов внутреннего контроля. Такой подход позволяет свести внутренний контроль к последовательности действий, выполняемых применительно к определенной операции или их некоторой совокупности, а также отдельной составляющей финансово-хозяйственной деятельности, что обусловлено присутствием отдельных отраслевых норм в правовом поле Российской Федерации.

Таким образом, мы определи группировку внутреннего контроля, выделив сущесивенные классификационные признаки: обязательность по отношению к законодательству, сфера применения внутреннего контроля, степень автоматизации, структура службы внутреннего контроля, социальная значимость субъекта контроля, стадия цикла производства и обращения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011: [принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года: одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года]. - Текст: электронный // http://base.garant.ru/70103036/ (дата обращения 30.03.2022).

Российская Федерация. Законы. Об инвестиционных фондах: Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 года: [принят Государственной Думой 11 октября 2001 года: одобрен Советом Федерации 14 ноября 2001 года]. - Текст: электронный // http://base.garant.ru/70103036/ (дата обращения 02.09.2022).

Российская Федерация. Положения. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П [зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2004 N 5489]]. - Текст: электронный https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46304/ (дата обращения 30.03.2022).

Российская Федерация. Письма. О добровольном внутреннем контроле (самоконтроле) работодателями соблюдения требований трудового законодательства: Письмо Роструда от 07.03.2018 № 837-ТЗ. - Текст: электронный // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_294585/ (дата обращения 30.03.2022)

Российская Федерация. Информация. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: Информация Минфина России № ПЗ-11/2013. - Текст: электронный // ttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/ (дата обращения 30.03.2022)

Зозуля Т. Внутренний контроль – защита бизнеса / Т. Зозуля. - Текст: электронный // https://www.profiz.ru/: [сайт]. - 2020. – Планово-экономический отдел. 2020. № 9. URL: https://www.profiz.ru/peo/9_2020/organizaciya_kontrolya/ (дата обращения: 02.10.2022).

Просмотров работы: 146