Введение
За последние годы, компьютерные технологии тесно вошли в нашу жизнь. Людям в наше время довольно сложно представить, как раньше они обходились без компьютеров, настолько они к ним уж привыкли. С доступностью компьютеров люди также стали активно пользоваться услугами сети Интернет – электронной почтой, Всемирной паутиной, интернет-банкингом. Теперь каждое утро среднестатистического человека начинается со стандартного просмотра ленты новостей, проверки содержимого личной почты, посещения различных популярных социальных сетей, покупки в интернет-магазинах, оплаты различных услуг и т.п.. Интернет медленно, но, верно, стал постоянным помощником в наших повседневных делах.
Интернет облегчает общение и ломает языковые барьеры, теперь даже если ваш друг живет за тысячу километров от вас в другом городе или даже в другой стране, вы можете общаться с ним, при желании, хоть целыми днями.
Но при всех достоинствах сети Интернет, в ней таится и масса опасностей. Прежде всего, это угрозы личной и государственной безопасности. Интернет является свободным пространством, где могут легко украсть личные данные, данные банковских карт, в Сети ведутся информационные войны, порождаются информационные конфликты.
Таким образом, угроза информационной безопасности является одной из важнейших проблем современной жизни человека и нам необходимо знать, откуда она возникает и как нам себя обезопасить.
1. Понятие информационная безопасность
Информационная безопасность -- это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.
Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение Системы обеспечения информационной безопасности данного объекта (СОИБ). Для построения и эффективной эксплуатации СОИБ необходимо:
· выявить требования защиты информации, специфические для данного объекта защиты;
· учесть требования национального и международного Законодательства;
· использовать наработанные практики (стандарты, методологии) построения подобных СОИБ;
· определить подразделения, ответственные за реализацию и поддержку СОИБ;
· распределить между подразделениями области ответственности в осуществлении требований СОИБ;
· на базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие Политику информационной безопасности объекта защиты;
· реализовать требования Политики информационной безопасности, внедрив соответствующие программно-технические способы и средства защиты информации;
· реализовать Систему менеджмента (управления) информационной безопасности (СМИБ);
· используя СМИБ организовать регулярный контроль эффективности СОИБ и при необходимости пересмотр и корректировку СОИБ и СМИБ.
Процесс реализации СОИБ непрерывный и циклично (после каждого пересмотра) возвращается к первому этапу, повторяя последовательно всё остальные. Так СОИБ корректируется для эффективного выполнения своих задач защиты информации и соответствия новым требованиям постоянно обновляющейся информационной системы.
2. Защита информации в информационных системах и информационных технологиях
Сегодня можно утверждать, что рождается новая современная технология - технология защиты информации в компьютерных информационных системах и в сетях передачи данных. Реализация этой технологии требует увеличивающихся расходов и усилий. Однако все это позволяет избежать значительно превосходящих потерь и ущерба, которые могут возникнуть при реальном осуществлении угроз ИС и ИТ.
2.1 Виды умышленных угроз безопасности информации
Пассивные угрозы направлены в основном на несанкционированное использование информационных ресурсов ИС, не оказывая при этом влияния на ее функционирование. Например, несанкционированный доступ к базам данных, прослушивание каналов связи и т.д.
Активные угрозы имеют целью нарушение нормального функционирования ИС путем целенаправленного воздействия на ее компоненты. К активным угрозам относятся: вывод из строя компьютера или его операционной системы, искажение сведений в БД, разрушение ПО компьютеров, нарушение работы линий связи и т.д. Источником активных угроз могут быть действия взломщиков, вредоносные программы и т.п.
Умышленные угрозы подразделяются также на внутренние (возникающие внутри управляемой организации) и внешние.
Внутренние угрозы чаще всего определяются социальной напряженностью и тяжелым моральным климатом.
Внешние угрозы могут определяться злонамеренными действиями конкурентов, экономическими условиями и другими причинами (например, стихийными бедствиями). Широкое распространение получил промышленный шпионаж это наносящие ущерб владельцу коммерческой тайны незаконные сбор, присвоение и передача сведений, составляющих коммерческую тайну, лицом, не уполномоченным на это ее владельцем. . К основным угрозам безопасности информации и нормального функционирования ИС относятся:
*утечка конфиденциальной информации;
*компрометация информации;
*несанкционированное использование информационных ресурсов;
*ошибочное использование информационных ресурсов;
*несанкционированный обмен информацией между абонентами;
*отказ от информации;
*нарушение информационного обслуживания;
*незаконное использование привилегий.
Утечка конфиденциальной информации — это бесконтрольный выход конфиденциальной информации за пределы ИС или круга лиц, которым она была доверена по службе или стала известна в процессе работы. Эта утечка может быть следствием:
*разглашения конфиденциальной информации;
*ухода информации по различным, главным образом техническим, каналам;
*несанкционированного доступа к конфиденциальной информации различными способами.
Разглашение информации ее владельцем или обладателем есть умышленные или неосторожные действия должностных лиц и пользователей, которым соответствующие сведения в установленном порядке были доверены по службе или по работе, приведшие к ознакомлению с ним лиц, не допущенных к этим сведениям.
Возможен бесконтрольный уход конфиденциальной информации по визуально-оптическим, акустическим, электромагнитным и другим каналам.
Несанкционированный доступ -- это противоправное преднамеренное овладение конфиденциальной информацией лицом, не имеющим права доступа к охраняемым сведениям.
Наиболее распространенными путями несанкционированного доступа к информации являются:
*перехват электронных излучений;
*принудительное электромагнитное облучение (подсветка) линий связи с целью получения паразитной модуляции несущей;
*применение подслушивающих устройств (закладок);
*дистанционное фотографирование;
*перехват акустических излучений и восстановление текста принтера;
*чтение остаточной информации в памяти системы после выполнения санкционированных запросов;
*копирование носителей информации с преодолением мер защиты
*маскировка под зарегистрированного пользователя;
*маскировка под запросы системы;
*использование программных ловушек;
*использование недостатков языков программирования и операционных систем;
*незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ информации;
*злоумышленный вывод из строя механизмов защиты;
*расшифровка специальными программами зашифрованной: информации;
*информационные инфекции.
Любые способы утечки конфиденциальной информации могут привести к значительному материальному и моральному ущербу как для организации, где функционирует ИС, так и для ее пользователей.
Большинство из перечисленных технических путей несанкционированного доступа поддаются надежной блокировке при правильно разработанной и реализуемой на практике системе обеспечения безопасности. Но борьба с информационными инфекциями представляет значительные трудности, так как существует и постоянно разрабатывается огромное множество вредоносных программ, цель которых -- порча информации в БД и ПО компьютеров. Большое число разновидностей этих программ не позволяет разработать постоянных и надежных средств защиты против них.
2.2 Вредоносные программы
Они классифицируются следующим образом:
Логические бомбы- используются для искажения или уничтожения информации, реже с их помощью совершаются кража или мошенничество. Манипуляциями с логическими бомбами обычно занимаются чем-то недовольные служащие, собирающиеся покинуть данную организацию, но это могут быть и консультанты, служащие с определенными политическими убеждениями и т.п.
Троянский конь -- программа, выполняющая в дополнение к основным, т. е. запроектированным и документированным действиям, действия дополнительные, не описанные в документации. Троянский конь представляет собой дополнительный блок команд, тем или иным образом вставленный в исходную безвредную программу, которая затем передается (дарится, продается, подменяется) пользователям ИС.Этот блок команд может срабатывать при наступлении некоторого условия (даты, времени, по команде извне и т.д.). Запустивший такую программу подвергает опасности как свои файлы, так и всю ИС в целом. Троянский конь действует обычно в рамках полномочий одного пользователя, но в интересах другого пользователя или вообще постороннего человека, личность которого установить порой невозможно.
Вирус -- программа, которая может заражать другие программы путем включения в них модифицированной копии, обладающей способностью к дальнейшему размножению.
Вирус характеризуется двумя основными особенностями:
1) способностью к саморазмножению;
2) способностью к вмешательству в вычислительный процесс (т. е. к получению возможности управления).
Червь -- программа, распространяющаяся через сеть и не оставляющая своей копии на магнитном носителе. Червь использует механизмы поддержки сети для определения узла, который может быть заражен. Затем с помощью тех же механизмов передает свое тело или его часть на этот узел и либо активизируется, либо ждет для этого подходящих условий. Наиболее известный представитель этого класса -- вирус Морриса (червь Морриса), поразивший сеть Internet в 1988 г. Подходящей средой распространения червя является сеть, все пользователи которой считаются дружественными и доверяют друг другу, а защитные механизмы отсутствуют. Наилучший способ защиты от червя -- принятие мер предосторожности против несанкционированного доступа к сети.
Захватчик паролей -- это программы, специально предназначенные для воровства паролей. При попытке обращения пользователя к терминалу системы на экран выводится информация, необходимая для окончания сеанса работы. Пытаясь организовать вход, пользователь вводит имя и пароль, которые пересылаются владельцу программы-захватчика, после чего выводится сообщение об ошибке, а ввод и управление возвращаются к операционной системе. Пользователь, думающий, что допустил ошибку при наборе пароля, повторяет вход и получает доступ к системе. Однако его имя и пароль уже известны владельцу программы-захватчика. Перехват пароля возможен и другими способами. Для предотвращения этой угрозы перед входом в систему необходимо убедиться, что вы вводите имя и пароль именно системной программе ввода, а не какой-нибудь другой. Кроме того, необходимо неукоснительно придерживаться правил использования паролей и работы с системой. Большинство нарушений происходит не из-за хитроумных атак, а из-за элементарной небрежности. Соблюдение специально разработанных правил использования паролей -- необходимое условие надежной защиты. угроза безопасность вредоносный вирус
Компрометация информации (один из видов информационных инфекций). Реализуется, как правило, посредством несанкционированных изменений в базе данных в результате чего ее потребитель вынужден либо отказаться от нее, либо предпринимать дополнительные усилия для выявления изменений и восстановления истинных сведений. При использовании скомпрометированной информации потребитель подвергается опасности принятия неверных решений.
Несанкционированное использование информационных ресурсов, с одной стороны, является последствиями ее утечки и средством ее компрометации. С другой стороны, оно имеет самостоятельное значение, так как может нанести большой ущерб управляемой системе (вплоть до полного выхода ИТ из строя) или ее абонентам.
Ошибочное использование информационных ресурсов будучи санкционированным тем не менее может привести к разрушению, утечке или компрометации указанных ресурсов. Данная угроза чаще всего является следствием ошибок, имеющихся в ПО ИТ.
Несанкционированный обмен информацией между абонентами может привести к получению одним из них сведений, доступ к которым ему запрещен. Последствия -- те же, что и при несанкционированном доступе.
Отказ от информации состоит в непризнании получателем или отправителем этой информации фактов ее получения или отправки. Это позволяет одной из сторон расторгать заключенные финансовые соглашения техническим путем, формально не отказываясь от них, нанося тем самым второй стороне значительный ущерб.
Нарушение информационного обслуживания -- угроза, источником которой является сама ИТ. Задержка с предоставлением информационных ресурсов абоненту может привести к тяжелым для него последствиям. Отсутствие у пользователя своевременных данных, необходимых для принятия решения, может вызвать его нерациональные действия.
Незаконное использование привилегий. Любая защищенная система содержит средства, используемые в чрезвычайных ситуациях, или средства которые способны функционировать с нарушением существующей политики безопасности.
Взлом системы- понимают умышленное проникновение в систему, когда взломщик не имеет санкционированных параметров для входа. Способы взлома могут быть различными, и при некоторых из них происходит совпадение с ранее описанными угрозами.
3. Методы и средства защиты информации
Создание СИБ Система информационной безопасностив ИС и ИТ основывается на следующих принципах:
Системный подход к построению системы защиты, означающий оптимальное сочетание взаимосвязанных организационных, программных, аппаратных, физических и других свойств, подтвержденных практикой создания отечественных и зарубежных систем защиты и применяемых на всех этапах технологического цикла обработки информации.
Принцип непрерывного развития системы. Этот принцип, являющийся одним из основополагающих для компьютерных информационных систем, еще более актуален для СИБ. Способы реализации угроз информации в ИТ непрерывно совершенствуются, а потому обеспечение безопасности ИС не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее рациональных методов, способов и путей совершенствования СИБ, непрерывном контроле, выявлении ее узких и слабых мест, потенциальных каналов утечки информации и новых способов несанкционированного доступа,.
Разделение и минимизация полномочий по доступу к обрабатываемой информации и процедурам обработки, т. е. предоставление как пользователям, так и самим работникам ИС, минимума строго определенных полномочий, достаточных для выполнения ими своих служебных обязанностей.
Полнота контроля и регистрации попыток несанкционированного доступа, т. е. необходимость точного установления идентичности каждого пользователя и протоколирования его действий для проведения возможного расследования, а также невозможность совершения любой операции обработки информации в ИТ без ее предварительной регистрации.
Обеспечение надежности системы защиты, т. е. невозможность снижения уровня надежности при возникновении в системе сбоев, отказов, преднамеренных действий взломщика или непреднамеренных ошибок пользователей и обслуживающего персонала.
Обеспечение контроля за функционированием системы защиты, т.е. создание средств и методов контроля работоспособности механизмов защиты.
Обеспечение всевозможных средств борьбы с вредоносными программами.
Обеспечение экономической целесообразности использования системы. защиты, что выражается в превышении возможного ущерба ИС и ИТ от реализации угроз над стоимостью разработки и эксплуатации СИБ.
В результате решения проблем безопасности информации современные ИС и ИТ должны обладать следующими основными признаками:
* наличием информации различной степени конфиденциальности;
* обеспечением криптографической защиты информации раз-личной степени конфиденциальности при передаче данных;
* иерархичностью полномочий субъектов доступа к программам к компонентам ИС и ИТ (к файлам-серверам, каналам связи и т.п.);
* обязательным управлением потоками информации как в локальных сетях, так и при передаче по каналам связи на далекие расстояния;
* наличием механизма регистрации и учета попыток несанкционированного доступа, событий в ИС и документов, выводимых на печать;
* обязательным обеспечением целостности программного обеспечения и информации в ИТ;
* наличием средств восстановления системы защиты информации;
*обязательным учетом магнитных носителей;
* наличием физической охраны средств вычислительной техники и магнитных носителей;
* наличием специальной службы информационной безопасности системы.
Система информационной безопасности должна иметь определенные виды собственного программного обеспечения, опираясь на которые она будет способна выполнить свою целевую функцию.
1.Правовое обеспечение -- совокупность законодательных актов, нормативно-правовых документов, положений, инструкций, руководств, требования которых являются обязательными в рамках сферы их деятельности в системе защиты информации.
2. Организационное обеспечение- реализация информационной безопасности осуществляется определенными структурными единицами.
3. Информационное обеспечение, включающее в себя сведения, данные, показатели, параметры, лежащие в основе решения задач, обеспечивающих функционирование СИБ
4.Техническое (аппаратное) обеспечение. Предполагается широкое использование технических средств, как для защиты информации, так и для обеспечения деятельности СИБ.
5. Программное обеспечение. Имеются в виду различные информационные, учетные, статистические и расчетные программы, обеспечивающие оценку наличия и опасности различных каналов утечки и способов несанкционированного доступа к информации.
6.Математическое обеспечение- это математические методы, используемые для различных расчетов, связанных с оценкой опасности технических средств, которыми располагают злоумышленники, зон и норм необходимой защиты.
7. Лингвистическое обеспечение. Совокупность специальных языковых средств общения специалистов и пользователей в сфере обеспечения информационной безопасности.
8. Нормативно-методическое обеспечение. Сюда входят нормы и регламенты деятельности органов, служб реализующих функции защиты информации; различного рода методики, обеспечивающие деятельность пользователей при выполнении своей работы в условиях жестких требований соблюдения конфиденциальности.
Методы и средства обеспечения безопасности информации:
Препятствие -- метод физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т.д.).
Управление доступом -- методы защиты информации регулированием использования всех ресурсов ИС и ИТ. Эти методы должны противостоять всем возможным путям несанкционированного доступа к информации. Управление доступом включает следующие функции защиты:
* идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора);
* опознание (установление подлинности) объекта или субъекта по предъявленному им идентификатору;
* проверку полномочий (проверка соответствия дня недели, времени суток; запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту);
* разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;
* регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам;
* реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе и т.п.) при попытках несанкционированных действий.
Механизмы шифрования -- криптографическое закрытие информации. Эти методы защиты все шире применяются как при обработке, так и при хранении информации на магнитных носителях. При передаче информации по каналам связи большой протяженности этот метод является единственно надежным.
Противодействие атакам вредоносных программ предполагает комплекс разнообразных мер организационного характера и использование антивирусных программ. Регламентация -- создание таких условий автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при которых нормы и стандарты по защите выполняются в наибольшей степени.
Принуждение -- метод защиты, при котором пользователи и персонал ИС вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.
Побуждение -- метод защиты, побуждающий пользователей и персонал ИС не нарушать установленные порядки за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм.
Вся совокупность технических средств подразделяется на аппаратные и физические.
Аппаратные средства -- устройства, встраиваемые непосредственно в вычислительную технику, или устройства, которые сопрягаются с ней по стандартному интерфейсу.
Физические средства включают различные инженерные устройства и сооружения, препятствующие физическому проникновению злоумышленников на объекты защиты и осуществляющие защиту персонала (личные средства безопасности), материальных средств и финансов, информации от противоправных действий.
Программные средства -- это специальные программы и программные комплексы, предназначенные для защиты информации в ИС. Как отмечалось, многие из них слиты с ПО самой ИС.
Организационные средства осуществляют своим комплексом регламентацию производственной деятельности в ИС и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе так, что разглашение, утечка и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации становится невозможным или существенно затрудняется за счет проведения организационных мероприятий.
Законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны, которыми регламентируются правила пользования, обработки и передачи информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.
Морально-этические средства защиты включают всевозможные нормы поведения, которые традиционно сложились ранее, складываются по мере распространения ИС и ИТ в стране и в мире или специально разрабатываются.
3.1 Криптографические методы защиты информации
Готовое к передаче информационное сообщение, первоначально открытое и незащищенное, зашифровывается и тем самым преобразуется в шифрограмму, т. е. в закрытые текст или графическое изображение документа. В таком виде сообщение передается по каналу связи, даже и не защищенному. Санкционированный пользователь после получения сообщения дешифрует его (т. е. раскрывает) посредством обратного преобразования криптограммы, вследствие чего получается исходный, открытый вид сообщения, доступный для восприятия санкционированным пользователям.
Методу преобразования в криптографической системе соответствует использование специального алгоритма. Действие такого алгоритма запускается уникальным числом (последовательностью бит), обычно называемым шифрующим ключом.
Стойкость любой системы закрытой связи определяется степенью секретности используемого в ней ключа. Тем не менее этот ключ должен быть известен другим пользователям сети, чтобы они могли свободно обмениваться зашифрованными сообщениями. В этом смысле криптографические системы также помогают решить проблему аутентификации (установления подлинности) принятой информации. Взломщик в случае перехвата сообщения будет иметь дело только с зашифрованным текстом, а истинный получатель, принимая сообщения, закрытые известным ему и отправителю ключом, будет надежно защищен от возможной дезинформации.
Современная криптография знает два типа криптографических алгоритмов: классические алгоритмы, основанные на использовании закрытых, секретных ключей, и новые алгоритмы с открытым ключом, в которых используются один открытый и один закрытый ключ (эти алгоритмы называются также асимметричными). Кроме того, существует возможность шифрования информации и более простым способом -- с использованием генератора псевдослучайных чисел.
Для классической криптографии характерно использование одной секретной единицы -- ключа, который позволяет отправителю зашифровать сообщение, а получателю расшифровать его. В случае шифрования данных, хранимых на магнитных или иных носителях информации, ключ позволяет зашифровать информацию при записи на носитель и расшифровать при чтении с него.
Наиболее перспективными системами криптографической защиты данных сегодня считаются асимметричные криптосистемы, называемые также системами с открытым ключом. Их суть состоит в том, что ключ, используемый для зашифровывания, отличен от ключа расшифровывания. При этом ключ зашифровывания не секретен и может быть известен всем пользователям системы. Однако расшифровывание с помощью известного ключа зашифровывания невозможно. Для расшифровывания используется специальный, секретный ключ. Знание открытого ключа не позволяет определить ключ секретный. Таким образом, расшифровать сообщение может только его получатель, владеющий этим секретным ключом.
Суть криптографических систем с открытым ключом сводится к тому, что в них используются так называемые необратимые функции, которые характеризуются следующим свойством: для данного исходного значения с помощью некоторой известной функции довольно легко вычислить результат, но рассчитать по этому результату исходное значение чрезвычайно сложно.
Известно несколько криптосистем с открытым ключом. Наиболее разработана на сегодня система RSA это система коллективного пользования, в которой каждый из пользователей имеет свои ключи зашифровывания и расшифровывания данных, причем секретен только ключ расшифровывания .
Специалисты считают, что системы с открытым ключом больше подходят для шифрования передаваемых данных, чем для защиты данных, хранимых на носителях информации. Существует еще одна область применения этого алгоритма -- цифровые подписи, подтверждающие подлинность передаваемых документов и сообщений.
Надежная криптографическая система должна удовлетворять ряду определенных требований.
* Процедуры зашифровывания и расшифровывания должны быть «прозрачны» для пользователя.
* Дешифрование закрытой информации должно быть максимально затруднено.
* Содержание передаваемой информации не должно сказываться на эффективности криптографического алгоритма.
* Надежность криптозащиты не должна зависеть от содержания в секрете самого алгоритма шифрования (примерами этого являются как алгоритм DES, так и алгоритм ГОСТ 28147 -- 89).
3.2 Классификация методов защиты от компьютерных вирусов
Основной принцип, который должен быть положен в основу разработки технологии защиты от вирусов, состоит в создании многоуровневой распределенной системы защиты
Архивирование. Заключается в копировании системных областей магнитных дисков и ежедневном ведении архивов измененных файлов. Архивирование является одним из основных методов защиты от вирусов. Остальные методы защиты дополняют его, но не могут заменить полностью.
Входной контроль. Проверка всех поступающих программ детекторами, а также проверка длин и контрольных сумм, вновь поступающих программ на соответствие значениям, указанным в документации. Большинство известных файловых и бутовых вирусов можно выявить на этапе входного контроля. Для этой цели используется батарея детекторов (несколько последовательно запускаемых программ).
Профилактика. Для профилактики заражения необходимо организовать раздельное хранение (на разных магнитных носителях) вновь поступающих и ранее эксплуатировавшихся программ, минимизацию периодов доступности дискет для записи, разделение общих магнитных носителей между конкретными пользователями.
Ревизия. Анализ вновь полученных программ специальными средствами (детекторами), контроль целостности перед считыванием информации, а также периодический контроль состояния системных файлов.
Карантин. Каждая новая программа проверяется на известные типы вирусов в течение определенного промежутка времени. Программы-доктора не только обнаруживают, но и «лечат» зараженные файлы или диски, удаляя из зараженных программ тело вируса.
Сегментация. Предполагает разбиение магнитного диска на ряд логических томов (разделов), часть из которых имеет статус READ_ONLY (только чтение). В данных разделах хранятся выполняемые программы и системные файлы. Базы данных должны храниться в других секторах, отдельно от выполняемых программ. Важным профилактическим средством в борьбе с файловыми вирусами является исключение значительной части загрузочных модулей и сферы их досягаемости.
Фильтрация. Заключается в использовании программ-сторожей для обнаружения попыток выполнить несанкционированные действия.
Вакцинация. Специальная обработка файлов и дисков, имитирующая сочетание условий, которые используются некоторым типом вируса для определения, заражена уже программа или нет.
Автоконтроль целостности. Заключается в использовании специальных алгоритмов, позволяющих после запуска программы определить, были ли внесены изменения в ее файл.
Терапия. Предполагает дезактивацию конкретного вируса в зараженным программах специальными программами (фагами). Программы-фаги «выкусывают» вирус из зараженной программы и пытаются восстановить ее код в исходного состояние (состояние до момента заражения). В общем случае технологическая схема защиты может состоять из следующих этапов:
Ш входной контроль новых программ;
Ш сегментация информации на магнитном диске;
Ш защита операционной системы от заражения;
Ш систематический контроль целостности информации.
Анализ рассмотренных методов и средств защиты показывает, что эффективная защита может быть обеспечена при комплексном использовании различных средств в рамках единой операционной среды. Для этого необходимо разработать интегрированный программный комплекс, поддерживающий рассмотренную технологию защиты.
Современные информационные технологии защиты информации включают средства обнаружения, защиты и лечения от вирусов -- это специальные программы, которые называются антивирусными. Антивирусные программы (AVP) представляют собой программные комплексы, которые сочетают в себе средства профилактики заражения, средства лечения и восстановления данных. Функционирование AVP заключается в постоянном отслеживании системы на наличие вредоносных программ при запуске файлов, открытии различных документов, получении электронной почты, работе в Интернете и других процессах.
Семейство (батарея) детекторов. Детекторы, включенные в семейство, должны запускаться из операционной среды комплекса. При этом должна быть обеспечена возможность подключения к семейству новых детекторов, а также указание параметров их запуска из диалоговой среды. С помощью данной компоненты может быть организована проверка ПО на этапе входного контроля.
Программа-ловушка вирусов. Данная программа порождается в процессе функционирования комплекса, т.е. не хранится на диске, поэтому оригинал не может быть заражен. Программа-ловушка при каждом запуске контролирует свою целостность. В случае обнаружения заражения программный комплекс переходит в режим анализа зараженной программы-ловушки и пытается определить тип вируса.
Программа для вакцинации. Предназначена для изменения среды функционирования вирусов таким образом, чтобы они теряли способность к размножению
Базы данных о вирусах и их характеристиках- в базе данных будет храниться информация о существующих вирусах, их особенностях и сигнатурах, а также рекомендуемая стратегия лечения. Информация из БД может использоваться при анализе зараженной программы-ловушки, а также на этапе входного контроля ПО.
Резидентные средства защиты. Эти средства могут резидентно разместиться в памяти и постоянно контролировать целостность системных файлов и командного процессора. Проверка может выполняться по прерываниям от таймера или при выполнении операций чтения и записи в файл.
Заключение
По результатам исследований, проведенным в данной работе можно сформулировать следующие выводы:
жизнь современного общества немыслима без современных информационных технологий;
в свою очередь высокая степень автоматизации порождает риск снижения безопасности (личной, информационной, государственной, и т. п.). Доступность и широкое распространение информационных технологий, ЭВМ делает их чрезвычайно уязвимыми по отношению к деструктивным воздействиям и тому есть много примеров;
угроза безопасности информации это действие или событие, которое может привести к разрушению, искажению или несанкционированному использованию информационных ресурсов, включая хранимую, передаваемую и обрабатываемую информацию, а также программные и аппаратные средства;
источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние;
для обеспечения защиты информации существует ряд методов, а также средств для их реализации;
Приведенные примеры нарушения личной и государственной информационной безопасности в очередной раз доказывают, что существующими угрозами ни в коем случае нельзя пренебрегать ни самим пользователям сети Интернет, ни организациям и предприятиям.
Список использованных источников
Бармен Скотт. Разработка правил информационной безопасности. - М.: Вильямс, 2012. — 208 с.
Галатенко В. А. Стандарты информационной безопасности. — М.: Интернет-университет информационных технологий, 2006. — 264 с.
Галицкий А. В., Рябко С. Д., Шаньгин В. Ф. Защита информации в сети. - М.: ДМК Пресс, 2014. — 616 с.
Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 324 с.
Домарев В. В. Безопасность информационных технологий. Системный подход — К.: ООО ТИД Диа Софт, 2014. — 992 с.
Информационная безопасность (2-я книга социально-политического проекта «Актуальные проблемы безопасности социума»). // «Оружие и технологии», № 11, 2014. – С.15-21.
Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 548 с.
Лепехин А. Н. Расследование преступлений против информационной безопасности. - М.: Тесей, 2008. — 176 с.
Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек, общество, государство. - М.: 2010. — 428 с.
Петренко С. А. Управление информационными рисками. - М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2004. — 384 с. — ISBN 5-98453-001-5.
Петренко С. А., Курбатов В. А. Политики информационной безопасности. — М.: Компания АйТи, 2014. — 400 с.
Шаньгин В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. М.: ДМК Пресс, 2013. — 544 с.
Щербаков А. Ю. Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты. — М.: Книжный мир, 2013. — 352 с.