КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Гладеева С.Р. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наши дни экономическая наука сталкивается с проблемой выбора: защищать ли дальше позиции рыночного либерализма, либо исходить из других принципов, в основе которых лежат объективные законы общественного производства, среди которых видное место занимают и рыночные отношения. Научная задача состоит в том, чтобы правильно определить их место в системе социально-экономических отношений и эффективно использовать в интересах не только отдельных лиц и их сообществ, но общества в целом.

Нельзя согласиться с утверждением, что «рыночные отношения пронизывают экономическую, политическую и социальную жизнь в такой степени, что большинство процессов и явлений в этих сферах могут быть описаны рыночными категориями» [4, с. 29]. И совсем недопустимо такое сравнение, как «рынок значительно шире, чем национальное хозяйство, и уж тем более, значительно шире, чем современная экономика, возникшая в ходе промышленной революции на рубеже 18 и 19 вв.» [4, с. 30].

Если говорить о текущем моменте, то для преодоления кризисных явлений в экономике России применения «невидимой руки» рынка недостаточно. Необходимо использование правовых, организационных и экономических мер, которые бы обеспечивали защиту интересов и безопасность личности, общества и государства. Задача состоит в том, чтобы на определенном временном интервале найти пределы, при которых положительные качества рынка превращаются в свою противоположность и вступают в противоречие с общественными интересами, на смену рыночному равновесию приходят диспропорции в экономической и социальной жизни общества, нарастают кризисные явления, обостряются отношения в экономической и социальной жизни общества.

Экономическая теория, как известно, отмечает, что рынок сам по себе, изнутри, неизбежно порождает кризисы. Стремясь получить прибыль, производители не координируют своих действий и перекладывают экономические трудности либо друг на друга, либо на потребителя. Вот почему необходимо вмешательство третьих лиц. Такие функции выполняет государство. Оно принимает такие решения, которые отвечают интересам конкурирующих сторон и способствуют разрешению кризисных ситуаций. Один из серьезных недостатков сторонников рыночного либерализма состоит в том, что они не считаются с объективной экономической реальностью, которая состоит в том, что государство наделяет производителей и потребителей соответствующими правами, которые не ущемляют их свободы, но при этом все субъекты рынка несут ответственность за выполнение своих обязанностей перед обществом. Игнорирование этого современного фактора отбрасывает экономическую теорию на несколько столетий назад и делает ее применение к современной практике неэффективным.

Необходимо отметить, что российская экономика, как и экономика большинства развитых стран мира, сохраняет широкое поле деятельности для малого бизнеса.

Его развитие в современных условия — это результат длительного исторического процесса. Современная практика показывает примеры взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупным бизнесом и государством. Законы рыночной экономики продолжают действовать в малом бизнесе, но они не охватывают всей экономической системы, а только ее часть, отражающую традиционные виды деятельности — мелкое производство и торговлю, а в последние годы и различные виды интеллектуальной деятельности. Экономические законы, действующие в этой сфере, управляют действиями индивидов — производителей и потребителей.

Рыночный механизм здесь чрезвычайно прост, но из этого нельзя делать вывод, что он может быть положен в основу функционирования экономической системы, на которую влияют многочисленные факторы, действующие зачастую в разных направлениях и с разной интенсивностью. Этого как раз не учитывают сторонники рыночного либерализма. Абстрагирование от этих факторов приводит к тому, что абстрактная модель спроса и предложения в условиях спада экономики практически не действует. Если стране необходимы инвестиции, то их применение в общественном масштабе входит в состав государственного регулирования.

По мнению сторонников теории рыночной экономики, исключительную роль в экономической системе играет «невидимая рука» рынка, а именно механизм спроса и предложения, позволяющий в условиях свободной конкуренции добиваться рыночного равновесия. Необходимо отдать должное основоположнику рыночной свободы А. Смиту, который, исходя из объективных реалий того времени, убедительно доказал преимущества свободной конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям удовлетворять свои экономические интересы. Для получения прибыли, необходимо, по А. Смиту, считаться с интересами рынка. Этот вывод сохраняет свое значение и в наши дни. На мелких рынках, где экономические вопросы решаются сами собой, купля и продажа товаров по-прежнему управляется законом спроса и предложения. Этот закон служит основой формирования рыночных цен, на которые ориентируются продавцы и покупатели товаров.

Взгляды А. Смита на механизм регулирования рынка играют важную роль для развития современной экономической теории, причем по нескольким основаниям. Во-первых, для беспрепятственного действия закона спроса и предложения необходима свободная конкуренция, т. е. должны быть сняты все ограничения, препятствующие свободному перемещению товаров и рабочей силы. Во-вторых, малый бизнес занимает господствующее положение на рынке, т. е. когда отсутствует конкуренция со стороны крупного бизнеса. И в-третьих, когда на длительном историческом отрезке крупное и мелкое производства развиваются параллельно, занимая каждый собственную нишу на рынке.

Следует также учитывать те различия, которые существуют между совершенной и несовершенной конкуренцией, имеющей место в рыночной экономике. Несовершенная конкуренция оказывает давление на общее состояние рынка, тогда как совершенная конкуренция довольствуется равенством рыночных цен предельному доходу и предельным расходам. Таким образом, несовершенная конкуренция вы- растает из совершенной, является ее дальнейшим развитием и отличается от нее по существенным признакам. В условиях несовершенной конкуренции крупные предприятия и их объединения регулируют рынок закупок и продаж, влияют на уровень рыночных цен и их динамику. Отсюда следует, что в современных условиях необходимо считаться с производственными возможностями мелких и крупных предприятий и искать компромисс в развитии свободного и монополизированного рынка, с тем чтобы достичь равновесия интересов в национальной экономике и обеспечить ее экономический рост.

Для экономики в целом одинаково важны и мелкие, и крупные предприятия. Каждое из них занимает свое место в структуре рынка пропорционально применяемому капиталу и масштабу производства. Крупному производству необходимы многономенклатурные оптовые рынки. Мелкосерийному и единичному производству скорее подходят мелкооптовые и рынки розничной торговли. В одном случае закон спроса будет действовать в условиях совершенной, а в другом — несовершенной конкуренции. Во втором случае он действует в единстве со специфическими законами, регулирующими рынок труда, стоимость рабочей силы, рынок капитала и земли, денежный рынок и другие. Вот почему в современных условиях нельзя принимать управленческие решения на основе только закона спроса и предложения и игнорировать десятки специфических законов сферы общественного производства. Речь идет о том, что механический перенос законов свободной конкурен- ции на современную действительность порождает неправильные решения, когда крупные научно-технические комплексы расчленяются до уровня мелких и экономически недееспособных предприятий.

Несовершенная конкуренция является следствием развития свободной конкуренции, которая по мере развития техники и технологии уступает свое место несовершенной, но в ряде отраслей и производств сохраняет за собой существенные признаки, такие как частная собственность на средства производства и свобода предпринимательства. Вместе с тем мелкое производство сталкивается с дополнительными трудностями — потеря доли рынка и сужение сферы деятельности, объема продаж и размеров получаемой прибыли. Отказ от этих основополагающих принципов организации рынка приводит к необоснованным выводам и принятию ошибочных решений.

Если оценивать современную рыночную структуру, то необходимо признать многоуровневую систему рынков России — мелкие нерегулируемые рынки, корпоративные рынки с участием и без участия государства, рынок заказов и поставок, контролируемый государством. За мелким рынком сохраняется право свободного выбора вида и рода деятельности, за крупными рынками — возможности получения преобладающей части доходов. В результате расширения производства и его концентрации происходит обобществление собственности в форме акционерной с последующим участием в ней государства. Мелкий бизнес в большинстве развитых стран не выдерживает конкуренции по сравнению с крупным бизнесом и отступает на задний план.

В преодолении кризисных явлений важную роль играет финансовая система. Речь идет о концентрации финансовых средств, необходимых для проведения работ в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью. Быстрый рост промышленности Китая, например, обеспечивается с помощью концентрации финансовых средств в двух крупнейших банках страны — строительном и инвестиционном банках с уставным капиталом свыше 200 млрд долл. [3]. Для сравнения, в России насчитывается около 400 коммерческих банков, но их роль ограничивается в основном сферой торговли и не оказывает существенного влияния на развитие других отраслей и общие темпы роста. Поучительно, что дополнительным источником доходов государства во многих странах становятся средства крупных плательщиков, облагаемые по прогрессивной шкале налогообложения. Поступления в бюджет могут увеличиться благодаря прогрессивному налогообложению, изъятию абсолютной ренты в добывающих отраслях промышленности, где на доходы предприятий существенное влияние оказывает природный фактор [2].

Целенаправленное формирование бюджетов всех уровней и законодательное их закрепление во всех развитых странах существенно ограничило власть рынка. В явном виде эта власть сохранилась в малом бизнесе, однако и в нем интересы государства проявляются в виде налогов, сборов и платежей. Развитие среднего и крупного бизнеса находится под непосредственным контролем высших органов управления. Федеральные агентства доводят, например, до руководства предприятий основные экономические показатели, вытекающие из плана развития страны на очередной период. В ряде отраслей действует система заказов, в которых исполнителю заранее поручается произвести и поставить продукцию определенного объема, требуемого качества и в установленное время. Взаимоотношения заказчика и исполнителя регулируются в установленном законом порядке. В этих случаях роль свободного рынка сводится к минимуму.

Таким образом, в экономической теории необходимо преодолевать односторонний взгляд на экономическую систему, как исключительно рыночную. Такой подход наносит огромный вред пониманию сущности экономических процессов, становится катализатором кризисных явлений.

Список литературы

Аукуционек С. П., Егоров А. С. Хозяйственное обозрение // Экономическое развитие России. 2014. Т. 21. No 2. С. 41–46.

Давиденко Д.В. Банковская деятельность — организационно правовая основа денежного обращения и объект валютного, налогового и иных видов государственного контроля // Налоги. 2014. No 1. С. 18–21.

Кузнецов А. В., Белов В. Б., Бусыгина И. М., Супян Н. В. Мир. Вызовы глобального кризиса. Германия // Мировая экономика и международные отношения. 2014. No 2. С. 38–52.

Экономика: учебник / А.И. Архипов [и др.]. Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2009. 848 c. references

Просмотров работы: 33