ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ

Серебренников А.Д. 1, Козьмин Е.Г. 1, Афанасенкова Н.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Травмы, полученные на уроках физической культурой, как правило, бывают не опасными для жизни, однако они противоречат оздоровительным задачам системы российского физического воспитания и могут вывести обучающихся на длительный период из строя и нередко требуют продолжительное время для восстановления прежней трудоспособности [1, с.29].

В специальной литературе приводятся данные НИИ травматологии, которые свидетельствуют о том, что наибольшее количество травм ученики получают на занятиях по гимнастике (более 55 %), около 23 % травм приходится на уроки по легкой атлетике и лыжной подготовке, во время занятий спортивными играми – более 8 % повреждений. Таким образом, на другие виды травматизма приходится около 14 % случаев. Также практика показывает, что чаще на уроках физкультуры травмируются обучающиеся 5-8 классов, несколько реже – ученики начальной школы, меньший процент травматизма наблюдается у старших школьников (возрастная группа от 15 до 17 лет). Зафиксирован и тот факт, что чаще травмируются мальчики, у девочек процент травматизма ниже почти в два раза. Учитывая специфику поведения школьников, можно предположить, что этот факт связан с большей подвижностью и меньшей дисциплинированностью мальчиков. Медицинская статистика свидетельствует, что более трети учеников, получивших травмы во время уроков физической культуры, проходили лечение в условия стационара. Данный факт, подтверждающий тяжесть полученных травм, не может не вызывать опасений [3].

Основными причинами травм во время занятий физической культурой в спортивном зале являются оборудование зала, неудовлетворительное качество инвентаря, неподготовленность учащихся к уроку, нарушение ими дисциплины и правил техники безопасности.

Анализ основных причин травматизма школьников во время уроков физической культуры позволяет сделать вывод о том, что к таковым относятся нарушения и несоблюдение правил техники безопасности обучающимися на занятиях физической культурой и недостаточное внимание со стороны учителя к выполнению всех требований безопасности. ИОТ (инструктажи по охране труда) предусматривают правила безопасного проведения занятий физической культурой с учётом специфики всех разделов учебного предмета и должны неукоснительно соблюдаться преподавателями физической культуры в школах.

Приходя на урок физкультуры, ученик должен иметь чёткое представление о правилах техники безопасности на уроке. Неукоснительное соблюдение этих правил – залог минимизации риска травматизма на уроках. С требованиями к поведению во время занятий физкультурой учеников знакомит и непосредственно учитель физкультуры, и классный руководитель; необходимо, чтобы и родители дома вели разъяснительную работу. В каждом образовательном учреждении на заседании методического объединения учителей физической культуры разрабатываются специальные инструкции, которые регламентируют поведение учеников во время занятий физкультурой. Эти инструкции утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. Учитель в обязательном порядке знакомит учеников с этой инструкцией, при необходимости занося её в Журнал инструктажа с подписями учеников. Тематические инструктажи проводятся при выполнении определённых упражнений.

Дисциплина во время урока физической культуры – обязательное требование профилактической работы по предупреждению травматизма школьников. Опрос педагогов Карпогорской средней школы № 118 показал, что именно нарушения дисциплины наиболее часто являются причинами травм и повреждений на уроках. Именно контроль за поведением учеников во время уроков и предупреждение нарушений дисциплины способствует значительному снижению уровня травматизма и является одной из приоритетных профилактических мер. Практика показывает, что большинство учеников на уроки физкультуры идут с удовольствием, поскольку устают сидеть за партой, нуждаются в смене видов деятельности. Поэтому на уроке они начинают активно двигаться, взаимодействуя друг с другом: могут начать толкаться, ставить подножки и т.п. Это может послужить причиной травмы, поэтому необходимо пресекать подобные нарушения дисциплины. С другой стороны, излишняя скованность, страх перед выполнением упражнения, неуверенность в своих силах, боязнь упасть и получить повреждение тоже могут спровоцировать травму. Поэтому необходимо формировать у школьников навыки самостраховки и, следуя принципу последовательности, постепенно усложнять задания, стараться поддерживать неуверенных учеников.

Каждый учитель физической культуры, осознавая свою ответственность за здоровье учеников, должен выработать и соблюдать чёткий алгоритм действий по созданию безопасной образовательной среды на своих уроках. На уроках физкультуры учащиеся выполняют упражнения по различным спортивным дисциплинам (гимнастика, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры). Каждое направление имеет свою специфику, которую, безусловно, нельзя не учитывать. При этом существует ряд правил, соблюдение которых является обязательным и необходимым для обеспечения безопасности для здоровья учащихся во время занятий любым видом спорта. Считаем целесообразным рекомендовать педагогам предусмотреть следующие этапы в своей работе.

1. Внимательно изучить нормативную документацию, касающуюся охраны труда на уроках физкультуры.

2. Тщательно готовиться к уроку, продумывая все его этапы таким образом, чтобы все ученики в той или иной степени были задействованы на занятии.

3. Обязательно завести «Журнал инструктажа» и «Листок здоровья» для каждого класса. Получить сведения от медицинских работников о физкультурных группах, противопоказаниях и освобождениях учеников от занятий физической культурой.

4. При разработке плана-конспекта уроков предусмотреть задания для учеников, которые временно освобождены от занятий физической культурой после перенесённого заболевания (это может быть, например, помощь в судействе или изучение теоретического материала по учебнику).

5. Перед каждым уроком обязательно проверять исправность инвентаря и снарядов. На занятиях на спортивной площадке необходимо проводить осмотр поверхностей беговых дорожек, секторов для метаний, прыжковых ям перед началом каждого урока; необходимо отслеживать посторонние предметы, препятствующие бегу и прыжкам (аналогично на лыжной трассе).

6. Обеспечить информирование учеников о правилах поведения на уроках физкультуры. С этой целью разместить на видном и доступном месте информационные стенды с наглядной информацией («Уголок безопасности»), разместить данную информацию на сайте образовательного учреждения, на платформах Дневник.ру и т.п.

7. Перед началом урока проверить наличие у школьников спортивной формы и соответствующей обуви. Не допускать до урока учеников с признаками заболевания или с жалобами на недомогание, отправить их на осмотр к медицинскому работнику. В случае отсутствия ученика на уроке без уважительной причины сообщить о пропуске классному руководителю, поскольку во время уроков ответственность за здоровье и поведение учеников несет образовательное учреждение.

8. Начинать урок с объявления темы и с напоминания правил выполнения тех или иных упражнений. Обязательно проводить разминку с учетом всех методических требований.

9. Соблюдать методические правила физического воспитания в школе: постепенности дозировании нагрузок; последовательности в усвоении двигательных навыков; индивидуального подхода; правильного изображения упражнений, тщательного инструктажа занимающихся и контроль за выполнением ими упражнений. Преподаватель не должен позволять, а тем более вынуждать реализовывать такие упражнения, к которым учащийся не подготовлен [2].

10. Прививать школьникам навыки правильного пользования спортивными снарядами, учить их правильно фиксировать исходное положение перед выполнением задания, приземляться при выполнении опорных прыжков, соскоков со снарядов. Четкое разъяснение учителем и понимание учениками цели и методики выполнения упражнений поможет минимизировать повреждения при неудачном выполнении задания. Поэтому навыки самостраховки – одни из ключевых в обучении разным видам упражнений.

11. На протяжении урока наблюдать за физическим и психологическим состоянием учеников. В спортзале должна быть аптечка. Реагировать на появление у них признаков недомогания или утомляемости, предотвращать нарушения дисциплины. Поддерживать неуверенных в себе учеников, помогая им выполнить сложные упражнения.

12. О нарушениях обучающимися правил безопасного поведения на уроках физической культуры информировать классного руководителя и администрацию школы (в зависимости от степени нарушений). Если избежать травмы не удалось, нужно проинформировать администрацию школы в письменном виде.

13. По окончании урока проконтролировать уборку снарядов и инвентаря в специально отведенное помещение.

Данные рекомендации являются основными и общими для подготовки и проведению уроков по разным спортивным дисциплинам. Каждая из них имеет свою специфику, которую необходимо учитывать.

Полезным для педагога и целесообразным для профилактики травматизма на уроках физической культуры, несомненно, является повышение квалификации, что позволит избежать методических ошибок при проведении уроков.

В профилактике травматизма на уроках физической культуры ключевая роль отводится учителю. Во многом от его профессионализма зависит сохранение здоровья современных школьников. Поэтому преподаватели физкультуры должны добросовестно относиться к возложенной на них ответственности, привлекая к комплексной работе по профилактике травматизма педагогическое и родительское сообщество.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Ашмарин, Б.А. Теории и методики физического воспитания/Б.А.Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 288 с.

2 Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С.Барчуков, А.А.Нестеров; под общ.ред. Н.Н.Маликова. – 3-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2009. – 528 с.

3 Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов// Москва: «АСАДЕМА», 2001. – 356 с.

4 Теория и методика физического воспитания и спорта [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://pandia.ru/text/77/150/8719-6.php, свободный (дата обращения : 17.06.2022) – Загл. с экрана.

5 Травматизм на уроках физкультуры [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2021/12/28/travmatizm-na-urokah-fizicheskoy-kultury, свободный (дата обращения : 17.06.2022) – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 362