Разработка проекта психологической практики «Снижение проявления аутодеструктивного поведения у осуждённых» - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Разработка проекта психологической практики «Снижение проявления аутодеструктивного поведения у осуждённых»

Неволина О.А. 1, Гуремина Н.В.
1Морской государственный университет им.адм. Г.И. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования определяется необходимостью снижения проявления деструктивного поведения среди осужденных в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. В соответствии со статьей 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану жизни и здоровья, а согласно статье 101 УИК РФ, администрация исправительных учреждений обязана обеспечивать охрану жизни и здоровья осужденных.Самоповреждения, членовредительства и другие акты аутоагрессии со стороны подозреваемых, обвиняемых, осужденных затрудняют реализацию действующего законодательства в отношении спецконтингента и препятствуют их правовой социализации. Поэтому профилактическая работа по снижению уровня аутодеструктивного поведения у осужденных, должна носить продуманный, планомерный и постоянный характер. Анализ случаев аутодеструкции заключенных показывает, что основными причинами, способствующими совершению актов аутоагрессии, является не только индивидуально-психологические причины, но и слабая профилактическая работа, недостаточное психологическое сопровождение осужденных, склонных

к суициду и членовредительству.

На протяжении нескольких десятилетий возрастает уровень совершения суицидальных действий. В 2020г. в Российской Федерации, по данным Росстата, от самоубийств скончались 16546 человек, из них 13731 мужчин и 2815 женщин. Особую значимость данная проблема представляет в местах лишения свободы. Находясь в местах изоляции, осужденные испытывают стресс, вследствие чего они пытаются покончить жизнь самоубийством или занимаются самоповреждениями. И чаще всего имеют склонность
к аутодеструктивному поведению лица мужского пола.

Важную роль в психологическом сопровождении такой категории людей играют грамотно разработанные психологические программы, правильно подобранные психокоррекционные технологии, пригодные для работы
в пенитенциарной системе.

В пенитенциарной практике понятие «деструктивное (разрушительное) поведение» включает очень широкий спектр поведенческих явлений. К ним относятся агрессия и аутоагрессия, склонность к побегам, поджогам и порче имущества, аддиктивное поведение и другие формы [7, с. 472].

Соответственно, под деструктивным поведением можно понимать определенный, сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой, проявляющийся в разрушительном, отклоняющемся от социальных, юридических или моральных норм поведении. Данное поведение приводит
к нарушению качества жизни, снижению критичности к себе и своим действиям, нанесение вреда окружающим [5].

В качестве наиболее актуальной деструктивной формы поведения
в местах изоляции чаще всего авторы выделяют аутоагрессию. К данной форме поведения относят все попытки саморазрушения: искусственное создание признаков болезней, причинение разнообразных, в том числе опасных
для жизни телесных повреждений, попытка или завершенный акт суицида.

К деструктивным проявлениям на основе аутоагрессии относят:

симулятивное поведение, в том числе, не связанное напрямую
с нанесением самоповреждений (например, прием внутрь едких веществ);

демонстративно-шантажное поведение, где основной целью является
не собственная смерть, а стремление добиться чего-либо, выразить протест или поддержать кого-то собственным участием (шантаж, саботаж);

членовредительства – самостоятельное нанесение повреждений;

суициды (самоубийства), как завершенные, так и попытки к ним[3].

На основе наукометрического анализа можно выделить объективные, субъективные и объективно-субъективные факторы, которые являются предпосылками аутодеструктивного поведения.

К объективным факторам развития саморазрушающего поведения относят социальные факторы, которые способствуютразвитию агрессивной мотивации по отношению к самому себе посредством индивидуально-психологических особенностейчеловека. К таким факторам принадлежат: принудительная изоляция, семейные трудности (развод, смерть близких, разрыв значимых отношений), криминогенная атмосфера (конфликты, угроза снижения социального статуса).

К субъективным факторам относят индивидуально-психологические свойства, которые опосредуются мотивационно-волевой сферой самой личности, импульсивностью, связанной с эмоциональным восприятием возникшей социальной ситуации. В большинстве случаев причинами аутодеструктивного поведения на субъективном уровне являются акцентуации отдельных черт характера личности, например, упрямство, эгоцентризм, пессимистическая личностная установка, паранойяльность, малодушие, склонность к депрессии, импульсивность в принятии решений. Особые условия, способствующие аутоагрессивным действиям, создают причины психосоматического характера, например, наличие психического заболевания.

К объективно-субъективным факторам можно отнести комплексные причины, которые образуются на стыке социального взаимодействия
и личностных индивидуальных особенностей. В качестве причин выделяют недостаточно развитые коммуникативные способности, психологическую готовность к принятию неформальных правил и традиций, присущих криминальной субкультуре, сформированные ценностные ориентации, отношение к совершенному преступлению и другие [8].

Причинами развития саморазрушающего поведения в исправительном учреждении могут являться психологические травмы, а также дефицит материальных средств, которые снижают самооценку, психологическую защиту и чувство безопасности. Также на проявление саморазрушительных действий влияют тюремный образ жизни и проблема статуса. Принужденное соседство
с заключенными, строгий контроль тюремных надзирателей приводят к тому, что поведение каждого становится предметом официального или неофициального обсуждения, что ведет к появлению у правонарушителя чувства внутренней неуверенности в своих силах, склонности к импульсивным действиям и поступкам [8].

Данное поведение проявляется в нанесении самоповреждений
при употреблении алкогольных и наркотических веществ, а в местах лишения свободы саморазрушения проявляются в членовредительстве отказе приема пищи, попытках к суициду, побегам, искусственном создании признаков болезней и т.д.[2].

Таким образом, разработка проекта психологической практики, направленной на изучение проблемы снижения риска проявления аутодеструктивного поведения у осужденных, будет отличаться актуальностью, и иметь практическую значимость.

Целью данной психологической практики является разработка проекта психокоррекционной работы (сопровождения), направленной на снижение проявления аутодеструктивного поведения у осужденных.

Задачи:

Провести теоретический анализ по проблеме аутодеструктивного поведения;

Разработка проектного инструментария, включающего в себя интеллект-карту понятия, эскиз персоны клиента;

Подобрать инструменты психологической диагностики;

Разработать психокоррекционную работу, направленную на снижение риска проявления аутодеструктивного поведения с учетом свойств личности осужденных. Составить план-график консультационных встреч и определить их тематику;

Определить организационно-управленческие условия реализации психологической практики.

Для понимания феномена аутодеструктивного поведения составим интеллект-карту понятия «аутодеструктивное поведение». При разработке психологической практики интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий, таким образом, что они включаются в конкретную область. На основе
интеллект-карты понятия «Аутодеструктивное поведение» можно увидеть специфику данного феномена, сферы его исследования и изучения, виды.
На рисунке 1 представлена интеллект-карта понятия «Аутодеструктивное поведение»

Рисунок 1. Интеллект-карта понятия «Аутодеструктивное поведение»

Инструментами психологической диагностики являются:

Многофакторный личностный опросник «Мини-мульт»
В.П. Зайцева[1]. Методика ориентирована на выявление наиболее распространенных ситуационных или застойных личностных расстройств, обусловленных экстремальными условиями жизнедеятельности.

«Опросник суицидального риска» А.Г. Шмелёва и
И.Ю. Беляковой[6]. Данная методика для определения уровня выраженности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

Далее составим эскиз персоны потенциального клиента (рисунок 2). Эскиз персоны представляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет нам увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды и цели клиента.

Характеристики, черты:

ФИО: А. Р.П.

Возраст: 24 года

Гражданство: Россия

Пол: мужской

Род занятий: нет

Осужден по статье – 158 УК РФ

Семейное положение: в разводе

Поведение:

Безработный. Образование – среднее.

Любитель риска и острых ощущений.

Совершал правонарушения.

Имеет склонности к аффективным поступкам.

Не следит за своим здоровьем, употребляет алкогольные и/или наркотические вещества.

Цели:

Выявить индивидуально-психологические свойства, которые способствуют развитию аутодеструктивного поведения.

Провести психокоррекционную работу
на снижение проявления членовредительства.

Проблемы:

Снизить риск проявления склонности к аутодеструктивному поведению.

Вести здоровый образ жизни.

Снижение уровня агрессивности и формирование установок
на правопослушный образ жизни.

Рисунок 2. Эскиз персоны потенциального клиента.

После того, как определены цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана показан в таблице 1.

Таблица 1 – График проведения индивидуальных консультаций

Название

Цель

Методы и приемы работы

Результат

1

Вводное занятие

Знакомство с клиентом (клиентами)

Беседа, опрос, анализ информации

Заполнение листа участников

2

Поиск причин развития ауто-деструктивного поведения

Выявление индивидуально-психологических свойств личности, которые способствуют развитию аутодеструктивного поведения

Индивидуальное тестирование с помощью Многофакторного личностного опросника
«Мини-мульт»
В. П. Зайцева

Анализ результатов теста, показывающего определенные индивидуально-психологические характеристики, способствующие развитию саморазрушающего поведения.

3

Тест на определение склонности к суицидальному риску

Выявление уровня суицидальных намерений

«Опросник

суицидального риска»

А. Г. Шмелёва и

И. Ю. Беляковой

Анализ результатов,
на основании которых даются общие рекомендации

5

Психокоррекционная работа, состоящая из 7 занятий

Профилактика аутодеструктивного поведения осужденных склонных к суициду и членовредительству с использованием элементов позитивной психотерапии.

Метод позитивной психотерапии. Проведение тренинга

- Формирование первичных базовых способностей (вера, терпение, умение ценить время, доверие, любовь и т.д.);

-формирование навыков позитивного мышления.

- устранение морально-нравственных проблем;

- формирование адекватной самооценки;

- укрепление навыков эмоционально-волевой устойчивости;

- укрепление навыков социально- ценного поведения

6

Повторная встреча через 30 дней

Оценка полученных результатов

Беседа, опрос, анализ информации

Выявление в динамики снижения проявления аутодеструктивных действий, коррекция практических заданий

7

Повторная встреча с целью проведения тестирования методиками 2, 3 встречи

Выявление изменений в проявлении саморазрушающих действий

Индивидуальное тестирование с помощию методик Мини-мульт

В.П. Зайцева и Опросника суицидального риска

А. Г. Шмелёва и

И. Ю. Беляковой

Умение сдерживать себя, снижение уровня аутодеструктивного поведения, умение опираться на внутренние ресурсы личности, видеть в повседневной жизни позитивные моменты, развитие навыков позитивного мышления

8

Рефлексия

Анализ психологом с клиентом пройденного пути

Рефлексивный анализ

Итоги встреч, отчет.

В заключение определим организационно-управленческие условия воспроизводства психологической практики:

Клиент и наличие запроса клиента.

Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, эскиз персоны клиента, план-график тематических консультационных встреч).

Наличие компетенций и опыта психолога.

Комплекс практических методик (Многофакторный личностный опросник «Мини-мульт» В.П. Зайцева и «Опросник суицидального риска»
А.Г. Шмелёва и И.Ю. Беляковой).

Организация среды взаимодействия в кабинете (бумага А4 формата, ручка, персональный ноутбук).

Длительность одной встречи – 1,5-2 ч, частота проведения занятий 2 раза в неделю. Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов – не менее 1 месяца.

Таким образом, психокоррекционная программа охватывает основные сферы личности осужденного, техника позитивной психотерапии позволит провести коррекцию эмоционально-волевой сферы, сформирует мотивацию
к социально-ценному поведению, скорректирует самооценку, поможет осужденным в осознании основных жизненных ценностей, развивает целеполагание, что в целом способствует профилактике деструктивного (суицидального поведения).

Предложенный проект психологической практики, направленной
на снижение проявления аутодеструктивного поведения с учетом индивидуально-психологических свойств личности осужденных, может быть рекомендован к использованию пенитенциарными психологами в уголовно-исправительных учреждениях.

Список литературы

Зайцев В.П. Вариант психологического теста Мini-Мult
// Психологический журнал. – 1981. – № 3. – С. 118-123.

Землин Д.Н. Психология демонстративно-шантажного поведения осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. №3. –
С. 32-35.

Кулакова С.В., Новиков А.В., Суслов Ю.Е. Теоретические и практические аспекты деструктивного поведения осужденных, связанного
с аутоагрессивными механизмами реализации (на примере законченного и аффективного видов суицида) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 1А. – С. 109-118.

Новиков А.В., Слабкая Д.Н. Психокоррекционная работа с осужденными, проявляющими агрессивно-деструктивные формы поведения // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. 2021. – Т.10. – №1А. – С.146-152.

Обучающие программы для сотрудников УИС, направленные
на организацию работы по профилактике деструктивных явлений в среде подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также в коллективах сотрудников, под редакцией НИИ ФСИН России, УВСПР ФСИН России.2019. 113 с.

Пакулина С.А. Психодиагностика суицидального поведения детей и подростков. Методическое пособие. - Челябинск, АБРИС, 2014. – 209 с.

Роговенко Я.С. Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях // Молодой ученый. – 2018. – № 50 (236). – С. 472-474.

Сысоев А.М. Психология аутоагрессивного поведения осужденных и его предупреждение автореф. дис. … канд. психол. наук. – Рязань, 2002. – 22 с.

Просмотров работы: 151