ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дудукина Ю.С. 1, Яковлева Л.А. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время большой интерес ученых вызывает процесс организации детского туризма в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в современном мире формирование у подрастающего поколения личных качеств, культурного и интеллектуального уровня, а также нравственных ориентиров является первостепенной задачей в условиях современного образования.

Актуальность данной проблемы характеризуется необходимостью внедрения детского туризма в дошкольные учреждения как эффективного средства патриотического воспитания дошкольников. Это связано с тем, что туризм как средство педагогического воздействия сочетает в себе элементы морально-нравственного, эстетического и трудового воспитания, а также несет познавательную ценность, с помощью чего обогащает духовную жизнь дошкольников, расширяя их исторический кругозор и прививая любовь к родному краю.

Также необходимо отметить, что особое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяется со стороны общества и государства. Это связано с увеличением уровня бездуховности и утратой традиционных ценностей. На федеральном уровне была разработана и реализуется программа, которая направлена, в том числе на патриотическое воспитание граждан: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В документе зафиксирована необходимость «формирования у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей» [1, с. 8], в том числе через экскурсионно-туристическую деятельность. Тем не менее, на практике на сегодняшний день недостаточно раскрыт потенциал детского туризма как средства патриотического воспитания дошкольников, что подтверждает необходимость теоретического обоснования значимости детского туризма в аспекте патриотического воспитания дошкольников.

Затрагивая аспект развития детского туризма для формирования патриотизма у дошкольников, следует отметить, что необходимо обратить внимание на подбор методического инструментария, который будет полностью соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям детей данной категории. Это связано с тем, что дети дошкольного возраста иначе воспринимают поступающую информацию, а также отличаются эмоциональной отзывчивостью, подражательностью, внушаемостью и доверием взрослому. Важно подчеркнуть, что воспитательный и обучающий процессы для дошкольников должны быть тщательно продуманы: они должны включать в себя игровые элементы, активизируя тем самым интерес и любопытство со стороны детей. Одним из таких активных средств, способствующих полноценному воспитанию патриотизма у ребенка в дошкольном возрасте, и является детский туризм.

Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности детского туризма как средства патриотического воспитания.

В последние годы большое внимание уделялось вопросу патриотического воспитания дошкольников со стороны деятелей науки. Такие ученые, как А.С. Нурмухамбетова, Л.А. Шестакова, О.Л. Князева, в своих научных трудах рассматривают значимость патриотического воспитания дошкольников, а М.В. Жирова, Ю.С. Константинов, Ю.И. Карпова рассматривают патриотическое воспитание дошкольников средствами туристической деятельности. Труды указанных исследователей являются теоретической основой настоящей статьи.

Среди методов исследования применяются такие, как анализ и обобщение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование возможных путей развития проблемы исследования.

Возникновение детского туризма как средства патриотического воспитания детей связано со становлением системы образования в России в XVIII веке. В это время детский туризм рассматривался в качестве средства патриотического воспитания дошкольников. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование ответственного отношения и любви по отношению к Родине, а также расширение знаний о ней. В указанный период происходит эволюция системы образования в России и ее последующее совершенствование. В связи с этим в учебных заведениях стали появляться новые предметы и дисциплины, в том числе курсы естествознания, подразумевающие организацию прогулок на природу для решения различных учебных задач, общего развития и оздоровления обучающихся. Затем появилась идея создания экскурсий не только на природные объекты, но и на всевозможные мастерские и мануфактуры для того, чтобы дошкольники могли познакомиться с социокультурными особенностями своего региона или города. Все это способствовало активному развитию познавательных способностей обучающихся, а также их патриотическому воспитанию.

Кроме того, стоит указать, что уже в XX веке путешествия, детские прогулки и экскурсии становятся непосредственными и наиболее эффективными элементами обучения. Одним из основоположников и энтузиастов развития детского туризма в России является Р.Р. Лейцингер, который также был создателем Кавказского горного общества. Именно благодаря ему были организованы различные ученические экскурсии по Кавказу. Важно подчеркнуть, что Министерство Народного Просвещения активно поддерживало Р.Р. Лейцингера: разрабатывались всевозможные туристские программы по разным направлениям. Так, например, согласно одной из них, все гимназисты должны были посетить самые крупные города России, включая Москву и Санкт-Петербург [2]. Таким образом, в XX веке была создана культурно-патриотическая программа в рамках детского туризма, согласно которой каждый ребенок должен увидеть свою страну и великую Родину, познакомиться с ее историей и культурными ценностями.

В современной образовательной системе детский туризм стал полноценным методом обучения и воспитания детей. На сегодняшний день существует большое количество туристских ресурсов, которые педагоги и воспитатели могут использовать для развития и обучения не только школьников, но и детей дошкольного возраста. Туристические ресурсы бывают следующих видов: памятники культуры и истории, природные достопримечательности, а также музеи и этнография.

Детский туризм обладает краеведческой и личностно-ориентированной направленностью реализуемой деятельности. Именно поэтому он способствует формированию у ребенка готовности к самореализации, а также таких качеств, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к Отечеству, что, в свою очередь, составляет основу патриотизма. Согласно мнению М.В. Жирова, детский туризм может быть реализован через такие виды деятельности, как:

– походы;

– прогулки;

– туристические соревнования;

– экскурсии [6, с. 174].

Экскурсии и прогулки являются одним из востребованных видов детского туризма в дошкольном учреждении. Это связано с тем, что они содействуют воспитанию эстетических чувств, укреплению физического и психического здоровья, а также формированию уважительного отношения к памятным местам и окружающей природе. В свою очередь, с дошкольниками воспитатели могут использовать туризм в качестве образовательного элемента. В связи с этим дети дошкольного возраста могут изучать погодные условия и природные особенности каждого времени года, отправляясь на прогулки и экскурсии по своему родному краю.

Также не менее важным вопросом в рамках рассматриваемой проблемы являются психолого-возрастные особенности дошкольников, которые непосредственно влияют на содержание патриотического воспитательного процесса. В раннем возрасте у человека начинает формироваться система ценностей и формы восприятия окружающей действительности. Согласно мнению Л.А. Шестаковой, это связано с тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования и становления социокультурного опыта и усвоения норм и ориентиров, которые являются основой нравственных аспектов личности и будут проявляться у дошкольника на протяжении всей жизни на неосознанном уровне [3]. Предметно-чувственная деятельность является основой патриотического воспитания, которая полноценно может быть реализована только посредством эмоционального переживания. Именно поэтому воспитатель должен организовать такой вид деятельности, где у дошкольников будет проявляться активность в познании окружающей действительности.

По мнению А.С. Нурмухамбетовой, воспитание патриотизма у детей создает ощущение сопричастности с Отечеством и формирует ответственное отношение к его прошлому и будущему. Также автор указывает, что в процессе воспитания патриотизма у дошкольников учитель может достичь следующих целей: способствовать проявлению у детей активной гражданской позиции, дать возможность обучающимся познакомиться с достопримечательностями и природным своеобразием родного края, с помощью изучения истории, культуры и быта воспитывать интерес к прошлому своего народа [4].

Как утверждает О.Л. Князева, детский туризм представляет собой эффективный способ активизации познавательной деятельности, расширения кругозора детей, а также формирования любознательности [5]. В процессе реализации туристической деятельности у ребенка не только развивается эмоциональная сфера, а также формируется интерес к познанию особенностей природы и культурного наследия родного края.

Каждый регион обладает определенными туристическими ресурсами, но не все их реализуют в полной мере. Одним из таких является Южный Урал. Несмотря на то, что данный регион является потенциально привлекательным для реализации туристской деятельности в виде туристических зон и культурно-исторических объектов, в настоящее время на Южном Урале наблюдается недостаточное количество различных экскурсий, походов, специально разработанных маршрутов и туристических проектов, которые бы учитывали психолого-возрастную специфику детей именно дошкольного возраста для их патриотического воспитания.

Итак, по нашему мнению, на Южном Урале детский туризм для дошкольников может быть представлен следующим образом:

1) посещение Пластовского района Челябинской области и города Пласт. Здесь дети могут погулять на «Поляне сказок», где «живут» герои русских народных произведений. Задействуя фольклорных персонажей, воспитатели могут организовать для дошкольников квест, во время которого детям будет необходимо вспомнить народные сказки, разгадать загадки и ребусы, знакомясь при этом с культурными особенностями своей страны. В этом городе дошкольники также могут посетить Пластовский краеведческий музей, где представлены различные объекты, которыми знаменит регион: золото, минералы, посуда и домашняя утварь из белой глины, фигурки животных, обитающих в местных лесах. Отдельно дети смогут посмотреть специальный уголок, посвященный профессии шахтера, которая популярна и востребована в данной местности. Все это позволит дошкольникам познакомиться с особенностями своего родного края, что, в свою очередь, будет способствовать формированию у них патриотизма и чувства сопричастности со своим Отечеством;

2) туристический маршрут по селу Варна. Здесь дошкольники смогут:

– познакомиться с историей образования данного поселения;

– посетить местные предприятия и поучаствовать в культурной жизни села;

– посетить родники и продегустировать местную родниковую воду;

– побывать в таких природных памятниках, как «Белый камень» и «Скальные выходы сланцев», где познакомятся с природными особенностями края;

– увидеть башню Тамерлана, сохранившуюся со времен Золотой Орды;

Таким образом, дошкольники смогут узнать историю родного края, ее культурное и природное наследие, на основании чего у них будет формироваться патриотическое сознание и любовь к Родине;

3) «День здоровья» в детском комплексе «Абзаково». Здесь дошкольники смогут пройти интересный квест с различными испытаниями, конкурсами, народными состязаниями (которые проходили на Руси) при участии сказочных героев из добрых русских сказок. После этого дети попробуют блюда русской народной кухни, а также местные угощения. Важно отметить, что данное место целесообразно посещать в зимнее время года. Таким образом, дошкольники смогут познакомиться с особенностями национальной кухни своего родного края, а также с отличительными культурными чертами своей Родины;

4) посещение «Зимнего сада им. Захарова». В данном саду расположено более 150 видов растений не только из России, но и Южных стран. Так, например, дошкольники могут увидеть здесь китайское дерево рами, кофейное дерево, фикус, банан, монстеру, американскую лиану и многие другие экзотические растения. Также на территории сада расположена экспозиция «Русская изба» где собраны различные предметы быта XIX-XX века. Данная экспозиция создана таким образом, чтобы полностью передать атмосферу русской избы того времени. Следовательно, дошкольники смогут познакомиться с традициями и обычаями своего народа, их культурными ценностями и укладом жизни. Все это будет способствовать формированию культурной, духовно-нравственной и патриотичной личности.

Предложенные объекты на территории Южного Урала обладают следующими возможностями для формирования патриотического воспитания дошкольников: пейзажной характеристикой ландшафта, реакционной и познавательной ценностью, доступностью и культурным своеобразием. Посещение этих мест будет способствовать развитию патриотических чувств ребенка, а также формированию интереса и привязанности к родному краю. Именно поэтому важно, чтобы воспитатели и педагоги дошкольных учреждений разрабатывали различные маршруты, экскурсии и туристические проекты патриотической направленности для изучения дошкольниками культурных и природных особенностей своей малой Родины.

Таким образом, детский туризм является необходимой составляющей для патриотического воспитания дошкольников. С его помощью у детей формируются такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привязанность к родному краю и семье, воспитание уважительного отношения к достижениям предков и труду, а также расширение знаний об Отечестве. Помимо этого, у дошкольника в процессе реализации туристической деятельности укрепляется ментальное и физическое здоровье, а также формируются личностно-общественные качества.

В практическом аспекте вопрос развития детского туризма рассмотрен на примере Южного Урала, так как данный регион обладает большим туристским потенциалом для патриотического воспитания дошкольников. Тем не менее, несмотря на то что существует большое количество маршрутов и экскурсий в различных областях Южного Урала, практически все из них предназначены для школьников среднего и старшего звена. Именно поэтому работникам дошкольных учреждений необходимо разрабатывать специальные туристские проекты патриотической направленности, адаптированные под психолого-возрастные особенности дошкольников. Нами предложены варианты объектов на территории Южного Урала, посещение которых будет способствовать патриотическому воспитанию дошкольников.

Список литературы

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29.05.2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.11.2022).

2. Константинов Ю.С., Зорин И.В. Зарождение детского туризма вдореволюционный период (конец XIX − начало XX века) // Вестник РМАТ. 2018. № 1. С. 76-87.

3. Шестакова Л.А. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 1. С 1-5.

4. Нурмухамбетова А.С. Формирование патриотизма средствами краеведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. № 10. С. 24-29.

5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры. М.: Детство-Пресс, 2016. 304 с.

6.Жирова М.В. Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность // Молодой ученый. 2019. № 5. С. 173-175.

7. Гарновский Д.Е. Современная практика внутреннего туризма на Южном Урале // Молодой исследователь. 2021. № 1. С. 368-371.

Просмотров работы: 582