ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Резник Н.А. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университетт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

Семья является одним из главных институтов воспитания и первичной социализации детей. Она оказывает большое влияние на эмоциональное, духовно-нравственное и физическое развитие ребенка [1]. Физическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитания, в осуществлении которого принимают активное участие и школа, и семья.

Физическое воспитание рассматривается как органическая составную часть воспитательной работы общеобразовательной школы, направленной на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Физическое воспитание детей в семье (домашних условиях) относится к деятельности родителей, направленной на то, чтобы помочь ребенку развивать двигательные навыки, интерес к спорту и потребность в здоровом образе жизни.

На современном этапе развития общества физическое воспитание детей в семье является достаточно актуальной проблемой. Решить вопросы всестороннего физического развития, вырастить своих детей сильными и здоровыми, возможно только совместными усилиями родителей и школы. Координация образовательной деятельности, осуществляемой дома и в школе, является одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Для решения этой задачи необходимо:

улучшить образовательную деятельность для детей на основе «Программы воспитания»;

внедрять новые формы, методы и средства работы с семьей;

установить единые требования к процессу физического воспитания детей в домашних условиях;

подавать пример взрослых членов семьи в физическом воспитании школьников;

изучать и передавать положительный опыт семейного воспитания родителям.

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» семья обязана создать необходимые условия для того, чтобы дети могли получить образование в школах, воспитывать у них трудовые навыки, бережное и уважительное отношение к окружающему миру, проявлять особую заботу о их здоровье и физическом развитии.

Образовательное сотрудничество между школой и семьей заключается в создании благоприятных условий для формирования, роста и развития личности ребенка. Главная задача педагога при организации взаимодействия с родителями заключается в повышении эффективности и качества воспитательной деятельности родителей.

В наше время достаточно наблюдается кризис в отношениях между семьей, и школой, родителями и детьми. Родители вынуждены сосредоточиться на материальном благополучии, поэтому они уделяют гораздо меньше времени на общение с детьми дома. Поэтому школа обязана содействовать развитию семьи [2].

Взаимодействие семьи и школы в процессе физического воспитания школьников – это педагогически упорядоченный процесс, который направлен на активное использование элементов физической культуры в направлении их гармоничного физического развития в совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса (учителя, школьники, родители). Желание регулярно, в обязательном порядке заниматься физической культурой и спортом, развивать здоровый образ жизни и ответственное отношение к здоровью – это то, что следует воспитывать дома и в школе. Таким образом, семейно-школьные общественные мероприятия следует рассматривать как эффективное средство укрепления отношений между семьей и школой, основными элементами которого являются взаимное знание и влияние, укрепление морального климата в семье, формирование добрых традиций и общих интересов.

Физическое воспитание детей в семье подразумевает создание родителями условий, которые направлены на развитие физических качеств и укрепления здоровья. На отношение детей к физическим упражнениям, интерес к спорту, проявление активность в спортивной деятельности в значительной степени влияет семья. Когда семья совместно с детьми занимается физической культурой и спортом, это позволяет повысить педагогический потенциал семьи и улучшить отношения между родителями и детьми [2].

Организационная форма физического воспитания – это учебно-тренировочный комплекс различных видов деятельности школьников, основой которого является двигательная активность ребенка. Сочетание различных форм создает определенный двигательный режим, который необходим для полноценного физического развития и здоровья ребенка. К основным формам организации физического воспитания школьников следует отнести занятия физкультурой, оздоровительная гимнастика. На наш взгляд, большим воспитательным потенциалом обладает организация совместных оздоровительных мероприятий. Прежде всего, это относится к прогулкам и походы всей семьей в лес, находящийся окрестностям города или городской парк.Такие пешие прогулки или походы очень хорошо влияют на организм взрослых и детей, способствуют укреплению иммунитета, улучшают работу сердца, нормализуют сон. В ходе прогулки у детей развиваются личностные качества: забота и поддержка друг друга, вырабатываются стойкость, выносливость, сила воли, самостоятельность и ответственность, эстетические и экологические качества.

Для того, чтобы поход в лес был детей безопасным, познавательным и радостным, родителям следует заранее продумывать все организационные моменты: выбрать маршрут и места отдыха, учитывать физические нагрузки, вовремя сочетать их с отдыхом, играми, физкультминутками.

Не менее полезны совместные походы с детьми в бассейн, которые положительно сказываются на эмоциональном и психическом развитии ребенка. Плавание помогает ребенку обрести силу в мышцах, оно полезно для работы легких, сердца и кровеносной системы, способствует общему закаливанию организма ребенка. Рядом с родителями ребенок чувствует внимание и заботу, любовь, уверенность. Замечательными формами семейного воспитания являются лыжные прогулки и катание на коньках вместе с семьей в зимнее время. Катание на лыжах и коньках стимулирует физическую активность детей, улучшает их здоровье и общую физическую форму, кроме положительных эмоций, которые получает ребенок во время лыжных прогулок или катания на коньках, у него развиваются физические качества: быстрота, ловкость, сила, способности ориентироваться в пространстве, чувства равновесия и др.

Часто, гуляя в парке, можно видеть, как родители вместе со своими детьми совершают пробежку или катаются на велосипедах. И бег, и езда на велосипеде укрепляют мышцы ног, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, развивают выносливость силу воли, выдержку.

Одной из популярных и распространенных форм организации физического воспитания школьников является проведение спортивных праздников («День здоровья»; «Мама, папа, я – спортивная семья»), основной задачей и целью которых является привлечение детей и родителей к занятиям физической культуры и спорта. Ведь благодаря этим мероприятиям у ребенка развивается интерес к спорту. На праздниках дети и их родители могут показать себя в различных видах спорта. Именно тогда ребенок может заявить родителям о том, что ему понравился один из видов спорта, который был представлен на спортивном празднике [3].

В заключении следует отметить, что большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их ребенок рос сильным, активным, всесторонне развитым и, конечно, здоровым. Необходимо научить ребенка с малых лет ценить и беречь свое эмоциональное и психическое здоровье, а взрослым подавать хороший пример своему ребенку. Только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно-нравственно, но и физически. Достичь этих результатов можно благодаря совместным усилиям семьи и школы.

Список литературы

Фортыгина С.Н., Каратаева Т.Ю., Павлова Л.Н. Моделирование информационно-образовательной среды начального общего образования – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2021. – 150 с.

Авдулова Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи. Психологические исследования. – 2013. – 6 (31) – С. 10-13.

Каратаева Т.Ю. Подвижные игры для детей среднего школьного возраста: Методические рекомендации. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2021. – 56 с.

Просмотров работы: 131