СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ КАК ОСНОВНОЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕСС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ КАК ОСНОВНОЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕСС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Демехина В.А. 1, Зайцева Т.В. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Университет представляет большую систему, которая обеспечивает бесперебойный процесс развития компетенций в тех или иных сферах у обучающихся. Одним из показателей качества обучения является корректно составленное расписание занятий. Расписание является основным бизнес-процессом, регулирующим учебную работу ВУЗа по части осуществления аудиторных занятий и контрольных точек.

Для понимания специфики образовательного процесса необходимо рассмотреть понятие «педагогический процесс», который можно определить, как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач [1].

Расписание составляется на основе регулирующих нормативных документов как общего уровня, так и локального, применяющегося в конкретном учебном заведении. Среди основных требований, предъявляемых к составлению расписания, являются: отсутствие временных ограничений между парами у студентов («окон»), не более 8 академических часов в день, соответствие типа учебного занятия аудитории, сведение к минимуму необходимости обучающихся в переходе из одного учебного корпуса в другой, не более одного экзамена и не более двух зачетов в день и так далее. Требования могут расширяться в связи с политикой учебного заведения.

Основой для составления расписания учебных занятий является формирование учебных планов и графиков обучения, а также распределение нагрузки преподавателей по группам.

Бизнес-процесс составления расписания учебных занятий стоит рассмотреть детально для наглядного понимания специфики. Для начала стоит определить, что такое бизнес-процесс.

Так, бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [2].

Для моделирования схемы бизнес-процессов составления расписания будет использоваться методология IDEF0. Моделирование бизнес-процесса – процесс отражения субъективного видения реально существующего в организации потока работ в виде модели, состоящей из взаимосвязанных объектов [3]. IDEF0 может быть использована для моделирования широкого класса систем. Для новых систем применение IDEF0 направлено на определение требований и указание функций для последующей разработки системы, отвечающей поставленным требованиями и реализующей выделенные функции [4].

Инструмент, при помощи которого будут строиться бизнес процессы – AllFusion Process Modeler 7. Он предназначен для поддержки процесса создания информационных систем.

Сначала будет рассматриваться организация учебного процесса в университете для понимания общей концепции с последующей декомпозицией. Для этого необходимо построить контекстную диаграмму. Она отражена на Рисунке 1.

Рисунок 1 – контекстная диаграмма

Входными данными выступают: пожелания преподавателей (выставление с определенной пары, методические дни и т.д.), служебные записки институтов (кафедр), рабочий учебный план, нагрузка преподавателей. Механизмами являются методист и кафедра. Управленческими документами являются: внутриобразовательные регламенты, должностная инструкция, положение об организации учебного процесса.

Далее контекстная диаграмма была декомпозирована, это показано на Рисунке 2.

Рисунок 2 – декомпозиция контекстной диаграммы

Как видно из декомпозиции, в первую очередь на кафедре происходит распределение учебной нагрузки преподавателей на группы, далее с ее учетом происходит процесс составления расписания на семестр, учитывая пожелания преподавателей и согласно докладным запискам институтов (кафедр). После того, как расписание на семестр составлено, его отправляют на согласование в высший образовательный орган. После отправки на согласование расписания на семестр, методист приступает к составлению расписания зимней сессии.

Теперь необходимо рассмотреть процесс составления расписания более детально, декомпозировав его (Рисунок 3).

Рисунок 3 – декомпозиция процесса составления расписания

Данная декомпозиция показывает, что в процессе задействован только методист. Первостепенно необходимо выставить пары иностранного языка, согласно докладной записке кафедры иностранного языка. Это необходимо для того, чтобы каждая группа, входящая в определенный поток изучения того или иного языка, занималась исключительно в определенный день. Например, первый курс занимается иностранным языком только по вторникам третьей парой. Причем в это время занимаются все подгруппы (английский, немецкий, французский, русский). Второй курс занимается по четвергам третьей парой. Такой подход к выделению определенных дней для изучения иностранного языка считается оптимальным во избежание занятости того или иного преподавателя.

Затем методист выставляет потоки по физической культуре. Принцип выставления аналогичен иностранному языку. Следующим этапом является выставление поточных лекций. Это связано с тем, что в потоке может быть более 50 студентов, а учитывая сложившуюся эпидемиологическую обстановку, такое количество студентов не допускается для проведения аудиторного занятия. Поэтому важно выставлять потоки в первую очередь, чтобы выделять лекционные дни в группах, когда студенты будут учиться только в онлайн формате, во избежание окон и отсутствия времени на переезд из дома в аудиторию.

После того, как первые три процесса выполнены, методисту остается выставить практические и лабораторные занятия, а также лекции для групп, количество студентов которых не превышает 50 человек.

Следует учесть, что в силу различных специфик учебных заведений, процесс составления расписания может незначительно отличаться от рассмотренного выше. Однако, данная схема в большинстве случаев отражает общую концепцию составления расписания.

Исходя из вышеприведенного, можно сделать вывод о том, что составление расписания является ключевым бизнес-процессом в деятельности университета. Подход к выполнению данного процесса должен быть ответственным, так как результат будет влиять на качество обучения, а соответственно, на престиж учебного заведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Теория обучения: учебное пособие / авт.-сост.: В.Г. Закирова, С.Г. Григорьева, Л.Р. Каюмова. – Казань: Казан.ун-т, 2018. – 165 с.

Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Анализ и управление бизнеспроцессами // Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016. –112 с.

Миндалѐв, И.В. Моделирование бизнес-процессов с помощью IDEF0, DFD, BPMN за 7 дней: учеб. пособие / И.В. Миндалѐв; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2016. – 123 с.

Цуканова О. А. Методология и инструментарий моделирования бизнеспроцессов: учебное пособие – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 100 с.

Просмотров работы: 145