На распространение семейной неблагополучности, нестабильности финансового и морального состояния людей активно влияют изменения в политической и социально-экономической жизни страны. Неблагоприятными явлениями в семьях являются нарушения их структуры и основных функций, снижение уровня жизни населения в целом, ухудшение условий содержания детей, недостаточность духовного и физического развития людей.
Это обуславливает необходимость ведения организациями социального сопровождения семей, которые находятся в социально опасном положении.
Определение понятия «социальное сопровождение» достаточно широко рассматривает Е.И. Холостова, которая отмечает, что оно представляет собой особый вид деятельности социальных служб и одновременно особый тип взаимодействия со специалистами социальной сферы. В данном случае автор отмечает очень важную сущность социального сопровождения, которая заключается в специфической системе взаимодействия, которая не сводится лишь к индивидуальному взаимодействию специалиста социальной службы и клиента. Раскрывая основные задачи, решаемые в процессе социального сопровождения, автор выделяет, с одной стороны, задачи типичные для системы социального обслуживания населения (адаптация, реабилитация, повышение социального статуса клиента, восстановление здоровья), а с другой – задачи, которые подразумевают оптимизацию взаимодействия между клиентом и обществом, а также те, которые ориентированы на повышение потенциала клиента в процессе сопровождения для его последующей успешной реализации в жизни [5, с. 565–566].
Современная государственная социальная политика направлена, прежде всего, на сохранение семьи как социального института. Для этого применяются различные меры, которые призваны обеспечить приоритет семейного воспитания. Именно их и реализуют организации, которые осуществляют работу в сфере защиты прав и интересов семей Ульяновского региона.
Для решения поставленных задач такие организации руководствуются федеральным законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. В данном документе указаны принципы социального обслуживания, которые гарантируют равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию, не зависящий от их пола, расовой принадлежности и национальности, и их право получить «бесплатно и в доступной форме информацию о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления» [1].
В последние годы в Ульяновском регионе реализуется комплексный подход в создании территориальных социально-педагогических учреждений, который позволяет осуществлять различную помощь каждой семье, оказавшейся в социально опасном положении. Такие учреждения есть почти в каждом районе области.
Основными показателями отнесения семьи к категории находящихся в социально опасном положении для этих учреждений являются:
– нахождение детей вследствие безнадзорности в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию и содержанию;
– отрицательное влияние родителей (иных законных представителей) на поведение ребенка (детей), в том числе злоупотребление родителями (иными законными представителями) спиртными напитками, употребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, совершение иных антиобщественных действий, вовлечение ребенка (детей) в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий;
– отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, непринятие мер по организации получения ребенком образования, оказанию ему медицинской помощи, попустительство вредным привычкам ребенка;
– наличие признаков жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное насилие;
– совершение детьми общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, административных правонарушений и (или) антиобщественных действий, включая систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
– сектантство, проповедование нетрадиционных взглядов на воспитание детей, которые могут причинить вред развитию ребенка либо его жизни и здоровью (голод, отказ от лечения ребенка необходимыми лекарствами во время болезни, жестокие наказания и др.) [2].
Одними из организаций, осуществляющих социальное сопровождение в Ульяновском регионе, являются:
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды»;
Служба сопровождения семей с детьми в ОГКУСО СП «Росток»;
Отделение сопровождения семей с детьми на базе дневного отделения Центра «Алые паруса»;
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка.
Они оказывают социальную и психологическую помощь, определяя дальнейшую судьбу семьи. Организации имеют опыт внедрения и применения инновационной работы в области профилактики социального сиротства, сопровождения детей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эта работа заключается в комплексном сопровождении определенным кругом специалистов, которые используют взаимосвязанные и дополняющие друг друга виды деятельности, такие как:
• правовая защита,
• педагогическая поддержка,
• социальная помощь,
•психологическое сопровождение индивидуального развития детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении,
• обучение навыкам социальной компетентности.
В Ульяновской области реализуется ряд мер по социальному сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении, направленных на повышение качества жизни семьи:
1. Меры по развитию экосистемы семьи (мероприятия по развитию системы семейного предпринимательства; мониторинг случаев семейной дезадаптации семей с детьми принятие мер по устранению факторов, приводящих к ней).
2. Меры по развитию активных форм поддержки благополучия семьи (реализация семейных программ и проектов «Здоровая семья», «Круг забот», «Протяни руку будущему», «Если ребёнок не такой, как все», «Мы разные, но мы вместе»; развитие ассоциативных форм самоорганизации семей по вопросам предоставления услуг; организация деятельности семейно-ориентированных организаций; развитие системы семейного консультирования.
3. Меры по развитию семейной политики (мероприятия по гармонизации семейных отношений в семье, по повышению роли отцовства; мероприятия, направленные на формирование ответственного родительства).
4. Меры по развитию системы ответственного родительства (пропаганда ответственного родительства, развитие системы экстренной помощи семьям; создание инфраструктуры развития семьи).
5. Меры по профилактике семейного неблагополучия и семейной дезадаптации (мероприятия по выявлению семей, находящихся в состоянии кризиса; меры по разъяснению важности своевременного обращения в социальные службы).
6. Меры по сохранению и передаче семейных ценностей и традиций (пропаганда преемственности между разными поколениями семьи; формирование ценности семейного образа жизни) [4].
Организациями Ульяновской области, осуществляющими социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении, применяются меры выявления таких семей на раннем этапе, когда они сами еще обладают большим потенциалом для мобилизации собственных ресурсов, что позволяет устранить семейное и детское неблагополучие и сохранить семью для ребенка. По данным мониторинга органами социальной защиты населения взяты на контроль и патронируются около 20000 семей «социального риска», то составляет примерно 17 от общей численности семей с детьми, проживающими на территории Ульяновской области [3].
Организации, осуществляющие социальное сопровождение придерживаются плана работы с семьями, которые находятся в социально опасном положении на текущий год. В этот план входят:
Разработка и утверждение годового плана работы.
Разработка плана совместной работы с Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске.
Заключение договоров о сопровождении семей с детьми.
Ведение банка данных семей, состоящих на сопровождении.
Организация работы по комплексному социально-психологическому сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении; семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; замещающих семей в закрепленных муниципальных образованиях.
Взаимодействие с ведомствами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципальных образований по раннему выявлению семейного неблагополучия.
Разработка и утверждение плана индивидуальной профилактической работы с семьей. Ознакомление законных представителей и несовершеннолетних с мероприятиями.
Мониторинг изменений ситуации в семьях, состоящих на сопровождении.
Организация работы по оказанию помощи семьям, состоящим на сопровождении в обычном режиме и формате онлайн.
Организация методической работы, разработка методических материалов: диагностических методик, занятий, тренингов, семинаров.
Анализ деятельности.
Организация взаимодействия со местными СМИ, например газета «Сельская правда», телеканал «Сфера-ТВ».
Задачи организаций, осуществляющих социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении на 2022-2023 гг.:
1. Продолжать целенаправленную согласованную работу по раннему выявлению семейного неблагополучия.
2. Продолжить социальный патронаж семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.
3. Продолжить профилактическую работу с семьями и несовершеннолетними с целью предупреждения неисполнения родителями родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей и совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними.
4. Продолжить работу с населением, направленную на формирование, развитие и укрепление семейных ценностей, пропаганду здорового образа жизни и многодетности в семьях.
Таким образом, опыт организаций, осуществляющих социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении, можно считать довольно успешным, так как правильно организована совместная деятельность разных специалистов социальных учреждений. Стратегическое планирование мер профилактики появления семей в социально опасном положении основывается на комплексном подходе, который рассматривает социальную работу с семьями со всех сторон, содержит в себе все необходимые элементы. Работу организаций Ульяновского региона, осуществляющих социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении, отличает применение совместной деятельности различных специалистов, ведомств, СМИ, подкрепление полной нормативно-правовой базой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСОЧНИКОВ
1.Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения – 01.11.2022). Текст - электронный
2.Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".URL:https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24061999-n-120-fz-ob/ (дата обращения – 01.11.2022). Текст – электронный.
3.Официальный сайт Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области URL:https://sobes73.ru (дата обращения – 01.11.2022). Текст – электронный.
4. Бибикова Н.В. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении: региональный аспект // Отечественный журнал социальной работы. – 2021. – № 2(85). – С. 136-146.
5.Холостова Е.И., Климантова Г.И. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2018. – 752 с.
Долотова Марина Дмитриевна - магистрант 2 курса Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова. Marinochkalav@mail.ru
Бибикова Надежда Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова. N[email protected]