Анимацией называют вид услуг по созданию программ проведения досуга в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Анимационная деятельность оживляет программы обслуживания и помогает получить рыночное преимущество среди конкурентов в гостиничном и санаторном обслуживании. Международные санкции, активное введение которых против РФ началось с 2014 года, продемонстрировали недостаточное развитие сферы внутреннего туризма. Попытки стимуляции развития данной сферы потребовали активного развития анимационной деятельности. К сожалению, на данный момент мероприятия по внедрению финансового поощрения, например, программ кэшбэка за приобретение туристических туров по России, введенных в 2021 году, пока не принесли ожидаемых результатов. Пока внутренний туризм не приобрел у россиян такую же популярность, как туризм выездной. И в список главных причин подобной непопулярности можно внести не только худший, по сравнению с зарубежными турфирмами, сервис, не только более высокую стоимость проживания в отечественных гостиницах, но и не развитую систему организации досуга туристов. Здесь отечественные санатории и отели проигрывают зарубежным аналогам в Турции, Болгарии, Черногории [3,с.9].
Среди главных проблем развития отечественной анимации можно на первый план поставить отсутствие профессиональной анимационной службы в сфере детско-юношеского туризма. Дети на туристическом отдыхе должны ощущать полный комфорт созданных условий, ощущать себя полноправными участниками туристской программы, что невозможно обеспечить без разнообразия досуговых мероприятий, соответствующих интересам юной аудитории [2, с.177].
Нарастание конкуренции на отечественном рынке туристических услуг приводит к формированию инструментов специализированного детского досуга. Этот процесс порождает не только расширение ценового диапазона услуг, но требует создания новых видов услуг, постоянного наращивания качества уже имеющихся услуг. В результате возникла потребность в привлечении квалифицированных кадров, имеющих опыт в работе именно с детьми.
В связи с этим нельзя не напомнить, что анимация – это своего рода вид рекламы, призванный привлечь внимание туристов и повысить прибыльность туристского или гостиничного предприятия. При этом недостаточный уровень подготовки профессиональных аниматоров в детско-юношеском туризме сам по себе не является проблемой, требующей каких-либо специализированных финансовых вливаний. Нет необходимости организовывать обучение именно сотрудников-аниматоров, и вот почему.
Анимационную деятельность в сфере гостиничного бизнеса и туризма можно разделить на следующие направления:
Игровое – включает в себя различные виды игр для детей и взрослых;
Спортивное – направлено на организацию физической активности отдыхающих;
Театрализованное (шоу-направление) [4, с.190].
Эти направления открывают широкие возможности для студентов и выпускников театральных, спортивных вузов и театральных учебных заведений начать профессиональную деятельность в сфере анимации. Таким образом, обучать будущих аниматоров можно на базе повышения квалификации или переподготовки кадров. В ходе обучения необходимо учитывать специфику работы аниматора с различными возрастными и социальными группами гостей. Здесь кроется вторая проблема развития отечественной анимации – несоответствие программ потребностям аудитории.
Анимационная деятельность в детско-юношеском туризме имеет множество ограничений в силу недостаточного методического обеспечения. Многие учебные пособия содержат одни и те же типовые методики и сценарии проведения мероприятий. Не существует пакета креативных сценариев, из компонентов которых можно составить новую анимационную программу, которая могла бы удовлетворить интересы детско-юношеской аудитории.
Подобное положение тем более неприемлемо, так как в России до сих пор существуют организации, преемники детских лагерей, созданных еще во времена СССР, и имеющих огромный опыт работы в данной области. Кроме того, еще одним важным недостатком отечественной анимационной деятельности является слабое представление о принципах организации досуга взрослых отдыхающих, учитывающих их психофизиологические особенности. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации видится широкое применение в работе аниматоров данных андрагогики и отчасти опыта СССР по проведению культмассовых мероприятий.
Андрагогика – сфера, изучающая теорию и практику организации и управления деятельностью взрослых людей. Особое внимание необходимо уделять работе со старшими возрастными группами гостей, учитывающей их психофизиологические особенности [5, с.177].
Современные отечественные аниматоры в своей работе стремятся организовать совместный досуг детской и взрослой аудиторий, что вызывает у взрослых чувство раздражения и неприятия, ощущение попыток поставить их в позицию ребенка. Это порождает нежелание взрослых гостей принимать участие в массовых мероприятиях и оценивать работу аниматоров как ненужную и низкокачественную. Соответственно, необходимо, чтобы программа работы аниматоров складывалась из компонентов, учитывающих особенности аудитории.
Еще одна существенная проблема, ограничивающая развитие анимации в РФ, заключается в отсутствии достаточного материального обеспечения, несвоевременного и нецелевого финансирования. Подобные ограничения препятствуют набору значительного штата аниматоров в гостиничном предприятии, а, значит, к отсутствию возможности проведения качественных массовых мероприятий.
Еще одна проблема гостиничной анимации заключается в отсутствии налаженной системы событийного туризма в РФ. Для её решения необходимо расширять перечень предложений поездок событийные дестинации, что позволит усилить мотивацию к внутреннему туризму, стимулировать развитие гостиничного дела и повышение качества работы гостиниц и туристских предприятий этих дестинаций за счет предложения дополнительных анимационных услуг, как в рамках конкретного гостиничного или туристского обслуживания, так и в структуре события или объекта (тематического парка, скансена, этнодеревни и т.п.) [1, с.50].
Таким образом, из проведенного обзора проблем развития отечественной анимации можно вывести перечень рекомендаций, направленных на их решение:
Обеспечение непрерывного процесса повышения квалификации аниматоров, задействованных в детских мероприятиях:
Создание новых креативных анимационных программ, отличающихся от привычных сценариев фантазией и необычностью, и способных привлечь внимание туристов различных возрастных категорий.
Проведение семинаров, круглых столов и иных мероприятий, необходимых для обмена опытом между российскими и зарубежными организаторами анимационной деятельности в детско-юношеском туризме.
Разработка большего количества анимационных программ для детей в отечественных базах отдыха, с целью увеличения потока туристов, предпочитающих отдыхать всей семьей.
Увеличение финансирования подобной деятельности и мероприятий [2, с.180].
Список использованных источников
Волк Е. Н. РАЗВИТИЕ АНИМАЦИОННОГО СЕРВИСА В ТУРИЗМЕ //География и туризм. – 2018. – №. 2. – С. 49-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35646408 (дата обращения: 24.11.2022)
Жумашева М. Ж. Проблемы и перспективы развития анимационной деятельности в детско-юношеском туризме //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №. 5-2. – С. 176-180. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-animatsionnoy-deyatelnosti-v-detsko-yunosheskom-turizme (дата обращения: 24.11.2022)
Осокина И. В. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В РФ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ //IN SITU. – 2022. – №. 2. – С. 9-12.
Павлов А. Е. РАЗВИТИЕ АНИМАЦИОННЫХ УСЛУГ В ТУРИЗМЕ //Тенденции развития туризма и гостеприимства в России. – 2020. – С. 189-192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43980294 (дата обращения: 24.11.2022)
Стас Н. Т., Макуашева З. О. МОТИВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. – 2019. – С. 176-178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37637993 (дата обращения: 24.11.2022)