За последние десятилетия число лиц, страдающих нарушением зрения, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Ошибочно предполагать, что нарушения зрения присущи пожилым. Отнюдь, нет. Так, по данным разных авторов, различные нарушения зрения у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение здесь имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.
Да, мы можем сказать огромное «спасибо» техническому прогрессу – повсеместная компьютеризация позволяет добывать нужную информацию за считанные минуты, а может быть, и секунды. Но! Огромнейшее «Но!» Телефоны, ноутбуки и другая видеотехника, которую и стар, и млад, не выпускают из рук, делает свое дело. Население планеты расплачивается за технический прогресс своим здоровьем, в частности, своим зрением.
Согласно статистике, представленной в 2016 году Международным агентством по профилактике слепоты, в мире у 285 миллионов человек есть заболевания, связанные со зрением, из них 39 миллионов являются слепыми. Из 285 млн. человек 19 миллионов, страдающих нарушением органов зрения являются дети. В России заболеваемость патологией органа зрения составляет около 11 тысяч человек на 100 тысяч населения.
К сожалению, еще лет тридцать назад врачи рекомендовали людям с нарушением зрения минимизировать свою двигательную активность, чтобы, так сказать «не навредить» самим себе. На современном этапе развития человечества отношение к этой проблеме поменялось. Людям с нарушением зрения рекомендована физическая активность. Именно рекомендована, но с ограничениями и некоторыми особенностями.
Цель нашей работы – изучить особенности занятий физическими упражнениями лицами с нарушением зрения.
Задачи:
1. Опираясь на источники рассмотреть виды нарушений зрения у человека.
2. Рассмотреть возможность занятий физическими упражнениями лицами с нарушением зрения, определить ограничения во время этих занятий.
Заболевания органов зрения (краткая характеристика).
Заболевания органов зрения – это врожденная патология или приобретенное поражение зрительного анализатора, вследствие которого человек начинает хуже видеть. В зависимости от степени поражения зрительного органа, зависит на сколько хорошо или плохо видит человек. Самым страшным заболеванием органов зрения является слепота. Наиболее распространенными заболеваниями органов зрения являются: миопия, гиперметропия, астигматизм, катаракта, глаукома, кератоконус, страбизм [1].
Близорукость или миопия – одно из распространенных заболеваний, при котором человек плохо видит предметы, расположенные на дальнем расстоянии, но при этом хорошо видит вблизи. Изображения фокусируются перед сетчаткой, а не на ней, поэтому человек видит предметы нечетко. У близоруких людей часто бывают головные боли. Они испытывают повышенную зрительную утомляемость и дискомфорт. Для решения нечеткости пациентам с близорукостью офтальмолог подбирает очки, корректирующие и убирающие дискомфорт.
Гиперметропия или дальнозоркость – одно из распространенных заболеваний органов зрения, при котором изображение предмета фокусируется не на определенной области сетчатки, а в плоскости за ней, что приводит к нечеткости изображения, воспринимаемое сетчаткой. При дальнозоркости глазное яблоко человека незначительно короче, чем у человека с нормальным зрением, поэтому фокус уходит за глаза.
Астигматизм - это заболевание органов зрения, характеризующиеся неправильной формой роговицы или хрусталика. При астигматизме человек видит окружающие предметы нечеткими, искривленными. Астигматизм достаточно трудно корректировать очками или контактными линзами, поэтому применяется более эффективное решение - лазерная коррекция.
Катаракта – распространённое возрастное глазное заболевание, сопровождающееся полным или частичным помутнением хрусталика глаза. Последствием катаракты является ухудшение или полная потеря зрения.
Глаукома – это необратимое глазное заболевание, характеризующиеся повышенным внутриглазным давлением. Прогрессирование глаукомы приводит к патологии диска зрительного нерва вплоть до его атрофии – полная слепота. Чаще всего глаукома прогрессирует при наличии какого-либо глазного заболевания, например, катаракта.
Кератоконус – глазное заболевание, характеризующееся изменением формы роговицы глаза. В норме форма роговицы имеет сферу, а при заболевании – конус. Чаще всего кератоконус поражает сразу оба глаза. Данное заболевание появляется в основном при наличии астигматизма и близорукости.
Страбизм или косоглазие – глазное заболевание, характеризующееся нарушением положения глаз, т.е. движение глаз не согласованно. Существует два основных вида косоглазия: сходящееся косоглазие (эзотрофия) и расходящееся косоглазие (экзотрофия). При эзотрофии один или оба глаза смотрят внутрь (к носу), а при экзотрофии наоборот – один или оба глаза смотрят в разные стороны. Косоглазие чаще всего встречается в детском возрасте. Данное заболевание оказывает серьезно влияние на умственное и физическое развитие, так как нарушается восприятие расположения предметов в пространстве.
Особенности и основные принципы физической культуры при заболеваниях органов зрения
Любые физические упражнения способствуют общему укреплению организма и активизации его функции, в числе прочего повышают работоспособность цилиарной мышцы и укрепляют склеру глаза. Упражнения также оказывают восстанавливающее, поддерживающее и профилактическое влияние на организм, и в частности на орган зрения. Используемые физические упражнения при нарушении зрения решают следующие задачи:
– общее укрепление организма; – активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
– укрепление мышечно-связочного аппарата;
– улучшение кровообращения в тканях глаза;
– улучшение деятельности мышц глаза, прежде всего цилиарной мышцы;
– укрепление склеры;
– повышение уровня физического развития и физической подготовленности;
– профилактика и коррекция изменений осанки;
– профилактика прогрессирования близорукости.
Лицам с нарушением зрения показана оздоровительная физическая культура с некоторыми ограничениями. Так, им противопоказаны подъем тяжестей; упражнения, связанные с длительным пребыванием в согнутом положении с наклоном головы вниз; нельзя заниматься также упражнениями, требующими резкого перемещения и сотрясания тела (резкие повороты головы, резкие наклоны туловища и приседания); противопоказаны прыжки [2].
Физическая культура лиц с нарушением зрения направлена на повышение уровня функциональных и двигательных способностей[3]. В первую очередь это общеразвивающие упражнения (ОРУ), а также упражнения таких видов спорта как:
- легкая атлетика;
- гимнастика;
- лыжная подготовка;
- спортивные игры (баскетбол, волейбол, настольный теннис и.т.д.);
- плавание.
Существует большое многообразие ОРУ: с предметами (мячи, обручи, скакалки, кегли, ленты, гантели, эспандеры и т.д.) и без предметов; в движении и на месте; в разных исходных положениях, а также комбинированные. Характерные особенности таких упражнений в процессе физической культуры лиц с нарушением зрения:
- возможность выполнения упражнений занимающимися с различными нарушениями зрениями в связи с их специальным подбором, исключением противопоказанных упражнений;
- относительно изолированное и направленное воздействие на отдельные группы мышц и части тела;
- эффективное регулирование и контроль нагрузки.
При выполнении и составлении комплексов необходимо руководствоваться следующими требованиями : доступность; соответствие возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся; постепенность перехода от простых упражнений к более сложным; постепенное повышение нагрузки; воздействие на все группы мышц (в комплекс должны входить упражнения для рук, плечевого пояса, ног, туловища и шеи); принцип чередования упражнений для разных мышечных групп; обязательное включение упражнений для глаз и дыхательных упражнений; изучение новых сложных упражнений в основной части занятий; периодическая замена упражнений из комплекса на ранее изученные или новые; включение большего количества упражнений и повторений, чем со студентами, не имеющими нарушения зрения; обязательное включение комплексов ОРУ на каждом занятии[3]. Помимо физического развития выполнение ОРУ способствует развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления, ориентации в пространстве, что выступает значимым фактором психологической компенсации зрительного дефекта.
Довольно разностороннее воздействие на организм оказывают легкоатлетические упражнения. Упражнения из раздела легкой атлетики способствуют: развитию силовых, скоростных, скоростно-силовых качеств, выносливости во всех ее проявлениях; обогащению двигательного опыта занимающихся разнообразными двигательными действиями; в целом положительному влиянию на развитие функциональных систем организма.
Лицам с нарушением зрения из разделов легкой атлетики с некоторыми ограничениями и особыми рекомендациями можно заниматься ходьбой, бегом и метанием мяча. Ходьба – естественный способ передвижения человека, благоприятно влияет на все функциональные системы организма. При ходьбе достаточно легко регулировать общее состояние организма и дозировать нагрузку. Так, изменяя длину шагов, частоту шагов, продолжительность дистанции можно регулировать нагрузку. Лица с нарушением зрения могут заниматься обычной и спортивной ходьбой в спортивном зале, на стадионе и по пересеченной местности, соблюдая необходимые требования:
- четкое соблюдение гигиенических требований к местам занятий и одежде;
- постоянный самоконтроль;
- при показаниях необходимы специальные очки.
Бег – естественный способ передвижения человека, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Бег - самый распространенный вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта. Также как и ходьба, бег – доступное и полезное средство для лиц с нарушениями зрения, который благоприятно влияет на все функциональные системы организма. Заниматься бегом можно в спортивных залах и на открытом воздухе. Больший оздоровительный эффект достигается при занятиях на открытом воздухе. При этом соблюдаются те же методические указания, что и при занятиях ходьбой. Следует отметить только то, что бег для лиц с нарушениями зрения рекомендован только медленный или как вариант - чередование ходьбы и медленного бега.
Метания – упражнения в толкании и бросании специальных снарядов на дальность. Лица со зрительной патологией метают мяч. Для развития зрительно-моторной координации, необходимо выполнять метания в цель:
- неподвижную горизонтальную;
- неподвижную вертикальную;
- подвижную горизонтальную;
- подвижную вертикальную.
Метания необходимо выполнять правой рукой, левой рукой, двумя руками и с разных исходных положений.
Занятия гимнастикой оказывают следующие влияния на организм студентов с нарушениями зрения: укрепляют здоровье занимающихся, содействуют разностороннему физическому развитию, формируют правильную осанку; обогащают занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формируют гигиенические навыки, приучают к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучают новым видам движений, обогащают занимающихся двигательным опытом; формируют организаторские умения и навыки; формируют эстетические качества; развивают черты личности.
Основные средства гимнастики:
1 - строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения;
2 - упражнения гимнастического многоборья (вольные упражнения, упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, брусьях разной высоты, гимнастическом бревне, опорные прыжки) ;
3 – акробатические упражнения;
4 – упражнения художественной и ритмической гимнастики.
Из большого многообразия средств гимнастики лицам с нарушением зрения можно выполнять упражнения, в которых исключаются противопоказанные двигательные действия.
Лицам с нарушением зрения из таких спортивных игр как волейбол и баскетбол можно выполнять лишь элементы игры, используя при этом облегченные мяч (резиновый или силиконовый). При игре в волейбол они могут выполнять следующие элементы из игры волейбол: подачи; передачи и прием мяча; передача мяча в парах; изучение некоторых игровых ситуаций. Все передачи и прием мяча необходимо предварительно отрабатывать в стенку. Заниматься в парах можно только после уверенного освоения техники передач и приема мяча в стенку.
При игре в баскетбол можно выполнять следующие упражнения и игровые действия: передачи и ловлю мяча всеми способами, при этом передачи выполнять не в полную силу; ведение мяча, с разной скоростью и направлением, с обводкой соперника. Учитывая, что используется не баскетбольный мяч (а облегченный), отскок от щита будет иным, поэтому рекомендуется целиться не в щит, а сразу в кольцо.
При игре в настольный теннис лица с нарушениями зрения могут играть в полной координации, учитывая состояние зрения и наличие очков.
При занятиях плаванием, учитывая особенности развития лиц с нарушениями зрения, следует ориентироваться на следующее определение: «Плавание – умение передвигаться в воде в нужном направлении, не касаясь дна или какой-либо другой опоры» [3].
Лыжный спорт включает : лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. Лыжная подготовка для лиц с нарушением зрения содержит: способы ходов (попеременные ходы, одновременные ходы, коньковый ход, комбинированные ходы); повороты на месте; подъемы; спуски; торможение. Регулярные занятия лыжной подготовкой формируют положительные изменения в организме:
- благоприятно влияют на нервную систему;
- снимают умственное утомление;
- способствуют закаливанию организма; - всестороннее развивают мышцы;
- активизируют деятельность органов дыхания и кровообращения;
- улучшают общее состояние организма;
- развивают волевые качества.
Учитывая положительные влияния занятий лыжной подготовкой на организм занимающихся, занятия лыжной подготовкой необходимы для лиц с нарушениями зрения.
Двигательная активность лиц с нарушением зрения строго индивидуальна и зависит от физических, психических, социальных и экономических факторов. Форма самостоятельных занятий и время, отведенное на них, зависит от целей поставленных занимающимися:
- для поддержания физического состояния на достигнутом уровне достаточно заниматься 2 раза в неделю по 1-1,5 часа;
- для повышения физического развития следует заниматься 3 раза в неделю по 1,5-2 часа;
- для достижения заметных результатов 4-5 раз в неделю по 2 часа и больше.
Основные формы самостоятельных занятий для лиц с нарушением зрения:
- утренняя гимнастика;
- физические упражнения в течение дня;
- самостоятельные занятия физической культурой с тренировочной направленностью.
Все упражнения, включенные в комплексы самостоятельных занятий должны исключать упражнения, которые противопоказаны людям с нарушением зрения.
Изучив научно-популярную литературу на данную тему, мы пришли к выводу:
1. Зрение является одним из важнейших факторов восприятия мира. Нарушения зрения приводят к негативным последствиям. Существует несколько видов зрительной дисфункции – близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.
2. Физические упражнения оказывают на организм человека стимулирующее, компенсаторное и нормализующее действие, в частности на орган зрения. Поэтому лицам с нарушением зрения занятия физической культурой показаны, но с ограничениями. Так, бег – с особой осторожностью, прыжки свести к минимуму или исключить совсем. В любом случае консультация с врачом-офтальмологом обязательна.
Для профилактики заболеваний зрительных органов необходимо ограничивать себя от воздействия на глаза цифровых и световых воздействий, соблюдать правильное питание, включать в рацион больше витаминов, обязательно периодически проверять зрение у офтальмолога. И самое главное - вести активный образ жизни!
Список использованных источников:
Кадочникова, Ю. В. Физическое воспитание студентов, имеющих заболевания органов зрения : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Кадочникова, Ж. В. Хорькова ; [науч. ред. Ю. В. Кузнецова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2017. — 108 с.
Патрушева Л.В. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов зрения. Учебнометодическое пособие / Л.В. Патрушева . – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2018.
Физическая культура студентов с нарушением зрения: методические рекомендации / Ж.И. Киселева [и др.]; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2019.