Организация обучения практическим навыкам студентов медицинского колледжа с использованием дистанционных образовательных технологий - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Организация обучения практическим навыкам студентов медицинского колледжа с использованием дистанционных образовательных технологий

Редькина Е.В. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время актуальными стали вопросы организации дистанционного обучения, что связано, в первую очередь, с пандемией. Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в традиционный процесс обучения, сделав новый вызов человечеству [1, 2].

Внезапно возникшая пандемия коронавируса, внеся свои коррективы практически во все компоненты обеспечения жизнедеятельности человека, дала импульс к совершенствованию образовательного процесса, в первую очередь, за счет дистанционного обучения у лиц всех возрастных групп. Вызванный пандемией период самоизоляции и смена режима жизни послужили толчком к созданию и внедрению элементов дистанционного обучения и в образовательный процесс медицинского колледжа[3].

Дистанционное обучение является одной из форм очно-заочного обучения, дающее возможность человеку изучить курс подготовки по установленным дисциплинам и не отстраняться от привычного образа жизни.

Онлайн-технологии позволяют медицинскому колледжу адаптироваться к возросшим потребностям общества в получении высшего образования (а для кого-то – в получении документа о высшем образовании), и при этом сделать процесс обучения максимально комфортным и гибким [4].

Актуальность исследования обусловлена появившейся в условиях пандемии необходимостью формирования профессиональных навыков у будущих специалистов медицинского профиля с помощью онлайн-технологий, что требует пересмотра существующих методов обучения и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс.

Проведенный теоретический анализ проблемы дистанционного обучения студентов медицинского колледжа позволил заключить следующее.

Организация дистанционного обучения регламентирована рядом нормативно-правовых актов. Современный этап дистанционного образования реализуется на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьи 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [1].

Согласно данному закону от 01 июня 2021 года регламентированы поправки, касаемо дистанционного обучения, что утверждено в ст.16, в соответствии с которым дистанционное обучение приравнивается к традиционным очным и очно-заочным формам обучения, имеющие юридическую силу. Переход на дистанционное обучение проводится независимо от утвержденных образовательных стандартов и не зависимо от конкретной специальности.

Дистанционное образование было определено как образование, которое частично или полностью осуществляется с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий и средств. Были определены достоинства и недостатки дистанционного обучения, основные его проблемы и особенности его организации [5].

Быстрое внедрение и реализация дистанционных образовательных технологий по причине пандемии коронавирусной инфекции, включая средние специализированные учреждения позволили выделить ряд недостатков и разработкой мер его совершенствования. В работе [27] выделены следующие недостатки:

- отсутствие единых и стандартизированных положений в нормативно-правовом регулировании использования голосовой и видеосвязи в рамках реализации образовательных программ;

- использование открытых приложений преподавателями и учащимися, что может привести к проблемам технического характера, в том числе безопасности;

- отсутствие единого стандартизированного материала для обучения, которое было регламентировано на законодательном уровне в соответствии с образовательной программой.

Таким образом, следует отметить, что реализация образовательных программ с использованием дистанционных технологий – это обособленная разновидность образовательной деятельности, которая должна быть грамотно и квалифицированно составлена и иметь лицензию, в которой должна указываться конкретная образовательная программа, реализуемая посредством сетевых технологий с учетом всех выше установленных федеральных законов и нормативно-правовых актов.

Дистанционное образование осуществляется посредством применения и создания в образовательной организации соответствующих условий с формированием информационно-образовательной среды, которая включает снабжение электронными информационными и образовательными ресурсами, информационными и телекоммуникационными технологиями, соответствующими техническими средствами. Перечисленные ресурсы должны обеспечить образовательный процесс в полной мере, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов, которые позволят усвоить образовательные программы.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Разработка и внедрение дистанционного образования коснулась таких вопросов как качество учебного контента, обеспечение обратной связи и критериев оценивания.

Установлены этапы развития дистанционных образовательных технологий, т.е. ряда образовательных технологий, реализуемых с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между педагогом и учащимся осуществляет опосредовано, т.е. на расстоянии. По данным многих исследований сервер дистанционного обучения Moodle оказался наиболее удобной и оптимальной формой подготовки студентов. Также в онлайн-обучении широко применяются различные мессенджеры, позволяющие поддерживать контакт с преподавателями на протяжении всего периода обучения [3].

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, произносится «Мудл») – это модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, которую называют также системой управления обучением, системой управления курсами, виртуальной учебной средой или просто платформой для обучения, предоставляемой преподавателям , учащимся и администраторам большой набор инструментов для компьютеризированного обучения, в том числе дистанционного. То есть, эта платформа содержит множество разнообразных учебных элементов (так называемых «модулей»), которые обеспечивают диалог и сотрудничество между преподавателем и студентами. С помощью платформы преподаватель может выбирать любой из модулей, размещать его на сайте, редактировать, обновлять, использовать для информирования, обучения и оценки студентов. Платформа позволяет использовать в рамках учебной дисциплины форумы, следить за активностью студентов, содержит удобный для использования электронный журнал оценок.

Moodle можно использовать не только в обучении школьников, студентов, но также при повышении квалификации, бизнес-обучении и т.д.

К современным дистанционным системам обучения предъявляют определенные требования, а именно: постоянный доступ независимо от времени суток; гибкие настройки; доступность; интерактивное взаимодействие пользователей между собой; разнообразие контента; удовлетворение запросов современного рынка образовательных услуг [4].

Таким образом, использование информационных технологий раскрывает огромный потенциал компьютера как инструмента обучения.

Организация и реализация дистанционного обучения поставила перед образовательными организациями определенные задачи, в частности, подготовить образовательные площадки, разработать базы с информационным материалом, разработать методические указания к практическому материалу, разработать методики контроля и результатов освоения учебной программы, спланировать время проведения онлайн-лекций.

Существенной проблемой организации дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ) в медицинских колледжах явилось получение практических навыков. При наличии в электронном виде различных лекций, видеоматериалов с проведением оперативных вмешательств, выполнения различных манипуляций, невозможно приобрести практические навыки. Это, прежде всего, относится к освоению различных манипуляций, исследований, приобретению опыта общения с пациентами, проведения обследования, ведению медицинской документации.

Изучение и анализ организации ДОТ в медицинском колледже необходимо проводить с анализа нормативной документации, изучения внешних ресурсов, анализа внедрения платформ. Эффективность внедрения ДОТ анализируется при помощи социологических опросов, непосредственного оценивания уровня знаний.

Практическое исследование было организовано на базе ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №3 имени Героя Советского Союза З. Самсоновой».

В практическом исследовании на примере медицинского колледжа изучена была модель подготовки студентов с применением дистанционных технологий. Одним из ведущих аспектов в дистанционном образовании являются навыки организации самостоятельной работы самим студентом. В свою очередь преподавателям необходимо организовать свою систему обучения, которая включает разработку теоретического и практического материала, контроль знаний в онлайн-режиме при помощи программного обеспечения.

На базе образовательного портала создаются модули, которые включают рассмотрение отдельных тем с последующим контролем уровня знаний каждого студента и выведения отчетности об успеваемости.

Эмпирическое исследование включало в себя анкетирование. Для опроса была составлена авторская анкета. Анкетирование проводилось среди студентов медицинского колледжа второго курса. Выборка была случайной и составил 46 студентов медицинского колледжа, обучающиеся по разным специальностям.

Проведенное практическое исследование на базе медицинского колледжа позволило сделать следующие выводы.

В ГБПОУ МО МОМК №3 им. З. Самсоновой в период пандемии были внедрены дистанционные образовательные технологии, позволяющие непрерывно обучаться студентам. На базе медицинского колледжа разработана и внедрена информационная платформа Moodle. Контакт между студентами и преподавателями осуществлялся при помощи различных мессенджеров и интернет-ресурсов. Дистанционное обучение организовано в медицинском колледже в соответствии с действующим законодательством РФ.

Проведенный социологический опрос среди студентов позволил установить степень удовлетворенности дистанционным форматом обучения. При переходе на дистанционное обучение 59% опрошенных отлично адаптировались к данному формату обучения, при котором было постоянное информирование студентов (63%). Для 37% студентов дистанционное обучение было удобным, но сложным, так как снижалась мотивация к обучению у 56% опрошенных, но в целом были удовлетворены дистанционным режимом 65% опрошенных.

Материалы студентам предоставлялись при помощи сайта Центра дистанционного обучения Moodle (100%), Zoom сессии (76%) и электронно-информационную образовательную среду (72%). По мнению студентов площадка Moodle, была эффективной в использовании, т.к. быстро была освоена учащимися. Задания студенты получали посредством различных порталов и источников, которые выбирал сам преподаватель, через которые отправлялись на проверку готовые работы. По степени удобства наибольший балл получила образовательная среда Moodle (4,8 баллов из 5,0).

Удобно обучаться в дистанционном режиме было 72% студентам. В 57% случаев указали, что учебная нагрузка увеличилась, предоставляемый материал преподавателями был понятен и интересен (дана оценка «отлично» в 39% случаев). Имелись трудности в организации обучения на дому по причине несвоевременного выставления преподавателями материалов и заданий (80%) и большого объема задаваемых материалов (67%), сложности выполнения практических заданий без объяснения преподавателя (65%). Также у студентов отмечались технические трудности с компьютером, интернетом. В целом студенты отменили, что были удовлетворены процессом обучения в дистанционно режиме в 78% случаев.

Студенты выделили положительные стороны дистанционного обучения, а именно низкий риск заражения инфекцией (63%), возможностью повторно посмотреть видеозапись лекции (87%), возможностью скачать материалы лекции, презентации и другие материалы (100%), возможностью протестировать себя (100%). А также гибкость учебного процесса (100%), возможность совмещать работу с учебой (80%), обучение в комфортной и привычной обстановке (89%), легкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается доступен для скачивания (100%).

Претензиями дистанционного обучения были: несвоевременное получение логина и пароля (61%), получение ответа более чем сутки по техническим вопросам (52%).

В результате опроса установлены формы работ, которые применяли преподаватели: проведение индивидуальных занятий (83%), размещение учебных материалов (100%), выдача заданий для самостоятельного выполнения (85%), проверка заданий для самостоятельного выполнения (100%), проведение видео-занятий (70%), онлайн-тестирования (72%) и другое (30%).

Студентам приходилось применять различные устройства в виде персонального компьютера (37%), ноутбука (41%), планшета (13%), мобильного телефона (9%).

В результате проведенного исследования был разработан практический материал, который применялся во время дистанционного обучения на примере одной темы «Оценка функционального состояния пациента «Термометрия. Уход при лихорадке»». По данной теме представлен теоретический и практический материал, позволяющий студентам освоить методику проведения простой сестринской манипуляции – проведение термометрии. По окончании изучения темы студент должен выполнить поставленные задания, ответить в письменном виде на поставленные вопросы.

Выводы

Выводы по проведенному исследованию:

1. Проведен теоретический анализ проблемы использования ДОТ в процессе профессиональной подготовки студентов в медицинском колледже, которая заключается в своевременном внедрении информационных технологий в учебный процесс, обеспечением определенного технологического и информационного инструментария, налаживания контакта между преподавателем и студентами, обеспечения учебными материалами и критериями оценивания.

2. Модель подготовки студентов медицинского колледжа к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности включает в себя разработку учебного материала по темам соответствующего модуля, разработку алгоритмов выполнения сестринских манипуляций, разработкой контрольных заданий для оценивания уровня получения знаний.

3. Выявлены и обоснованы педагогические условия подготовки специалистов среднего медицинского звена в колледже к применению информационных технологий в предстоящей практической деятельности, которые определены как психолого-педагогические, учебно-методические и организационно-технические условия. Эффективным условием обучаемости студентов при ДОТ является использование электронных образовательных ресурсов, например, площадка Moodle.

4. Разработаны педагогические средства, обеспечивающие информационную подготовку студентов медицинского колледжа, в частности, разработана программа освоения практических навыков дистанционных образовательных технологий по теме МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг «Тема 3.1 Оценка функционального состояния. Проведение термометрии». Представлен информационный материал для студентов по теме «Периоды лихорадки», «Способы измерения температуры», «Проведение термометрии».

Результаты проведенного исследования определили проблему получения студентами медицинского колледжа практических навыков во время дистанционного обучения, что определяет необходимость составления по каждой теме в соответствии с календарно-тематическим планом учебного материала, как теоретического так и практического, с определением алгоритмов проведения манипуляций и его обоснования.

Разработка теоретического и практического материалов по каждой теме позволит повысить уровень знаний у студентов, рассмотреть вопрос более подробно, изучить алгоритм действия, выполняя ту или иную сестринскую манипуляцию, который необходим будет при проведении непосредственно у пациента, что указывает на «подготовку студентов медицинского колледжа к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности отвечает современным требованиям», тем самым доказывая поставленную гипотезу исследования.

Список литературы

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 01.09.2022)

Ахмерова Г.А. Онлайн-платформы и вэб-инструменты для обеспечения эффективного дистанционного обучения в медицинском вузе / Г.А. Ахмерова, М.В. Фомина, О.Я. Соколова // Актуальные исследования. - 2022. - №4 (83). – С. 61-63.

Билолов Б.Ш. Образование во время пандемии / Б.Ш. Билолов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2022. - Т. 14. - № 1. – С. 59-64.

Зерщикова Т.А. Развитие профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в процессе дистанционного образования / Т.А. Зерщикова // В сборнике: Российская наука в современном мире. Сборник статей XXXV международной научно-практической конференции. Москва, 2021. – С. 78-80.

Зинина Т.А. Использование дистанционных платформ в обучении / Т.А. Зинина, О.Е. Кадеева // Вопросы педагогики. - 2022. - № 1-1. – С. 89-92.

Просмотров работы: 158