Понятие автоматизированных информационных систем, их структура и характеристика - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Понятие автоматизированных информационных систем, их структура и характеристика

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современных условиях все более важную роль во всех сферах деятельности играет уровень развития информационных продуктов и услуг. Возникновение и совершенствование достижений в этой области связано с научно-техническим прогрессом, появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ), созданием персональных компьютеров (ПК), а также развитием средств телекоммуникации, сетей и новых методов передачи информации. Все это постепенно привело к созданию глобального информационного пространства, эффективное использование которого в любой деятельности возможно только с помощью современных методов и способов сбора, обработки и передачи информации. И информационные технологии, и информационные системы могут функционировать как с применением технических средств, так и без их применения. Возрастание объёмов информации в информационной системе организации, потребность в ускорении способов её переработки, изменения в информационных технологиях и другие факторы вызывают потребность в автоматизации работы информационной системы.В неавтоматизированной информационной системе все действия с информацией и решения исходят от человека. В автоматизированной системе осуществляется автоматизация процессов обработки информации, и частично автоматизируются управленческие функции человека. Одна из доминирующих категорий АИС – ее структура. Структура АИС – это способ взаимосвязи элементов системы, обеспечивающий ее целостность. Способы взаимосвязи структурных элементов должны быть такими, чтобы можно было обеспечить целостность объекта. Таким образом, целостность АИС – существенная характеристика, относящаяся, прежде всего к её структуре. Рассмотренные вопросы показывают актуальность разработок автоматизированных информационных систем. Таким образом, целью данной работы является провести аналитический обзор построения информационных автоматизированных систем. Для этого нужно решить следующие задачи:

- Сформулировать современное понятие автоматизированной системы;

- Разработать структуру автоматизированных информационных систем;

- Показать основные направления развития ИСУ и их влияние на эффективность работы организации;

1 Современное понятие автоматизированной системы

Развитие науки, техники, технологии и возникшие сложные проблемы в организации и управлении всеми сферами хозяйства и общественной жизни оказались весьма благоприятными для формирования информатики как научной базы исследования процессов получения и использования информации. Информатика как понятие прочно вошло в нашу жизнь, стало одним из синонимов научно-технического прогресса.

Слово это появилось в начале 1960-х годов для обозначения автоматизированной обработки информации. Информатика (от французского information — «информация» и automatioque — «автоматика») — область научно-технической деятельности, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, представления информации; решением проблем создания, внедрения и использования информационной техники и технологии во всех сферах общественной жизни. [1]

В некоторых более кратких определениях информатика трактуется как особая наука о законах и методах получения и измерения, накопления и хранения, переработки и передачи информации с применением математических и технических средств. Однако все имеющиеся определения отражают наличие двух главных составляющих информатики — информации и соответствующих средств ее обработки.[2]

Основная цель автоматизации управления связана с рядом общих идей, обусловленных желанием сформировать своеобразную электронную «нервную систему» организации.

Обмен информацией начинается и заканчивается речью, данными или изображением, воспринимаемыми органами восприятия человека: слухом, зрением и осязанием. А между этими входными и выходными элементами в компьютеризованной информационной системе находится электронный продукт различных уровней — операционные системы, системы управления базами данных, прикладное обеспечение и сама информация.

В автоматизированной информационной системе (АИС) появляется возможность отображения на информационную плоскость всего, что происходит с организацией. Все экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме, в виде данных, что позволяет рассматривать процесс принятия решений как информационную технологию.

Таким образом, автоматизированная информационная система может стать средой информационной поддержки целенаправленной коллективной деятельности всей организации, т. е. корпоративной информационной системой. Такая система включает в себя совокупность различных программно-аппаратных платформ, универсальных и специализированных приложений различных разработчиков, интегрированных в единую информационно-однородную систему, которая наилучшим образом решает задачи каждого конкретного предприятия. Корпоративная информационная система решает одну единственную задачу — эффективное управление всеми ресурсами предприятия (материально-техническими, финансовыми, технологическими й интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия.

Корпоративная информационная система — это человеко-машинная система и инструмент поддержки интеллектуальной деятельности человека, которая, в частности, под его воздействием должна:

- накапливать определенный опыт и формализованные знания;

- постоянно совершенствоваться и развиваться;

- быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и новым потребностям предприятия.

Возможности корпоративной информационной системы и всех ее составляющих должны соответствовать насущным потребностям потребителей, в том числе и представителей органов управления, их опыту, знаниям и психологии.

2 Структура автоматизированных информационных систем

Структуру АИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами (частями системы, выделенными по какому-либо признаку). АС состоит из функциональной части и обеспечивающей. [3]

Функциональная часть АС включает в себя ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учёта, анализа и регулирования деятельности управляемых объектов.

В ходе аналитического обследования могут быть выделены различные подсистемы, набор которых зависит от вида предприятия, его специфики, уровня управления и других факторов.

Для нормальной деятельности функциональной части АС в ее состав входят подсистемы обеспечивающей части АС (так называемые обеспечивающие подсистемы).

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими.

Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют:  информационное,  техническое,  математическое,  программное,  организационное  правовое обеспечение.

В качестве примера рассмотрим структурную схему автоматизированной информационной системы разработанной и реализованной на предприятии ПАО «Транснефть».

Рисунок 1- Структурная схема автоматизированной информационной системы ПАО «Транснефть».

3 Основные направления ИСУ

Существует множество направлений ИСУ: ресурсы данных; стратегическое планирование; разработка программных средств; телекоммуникационные системы; портфели приложений и др.

Среди всех направлений следует выделить стратегическое планирование: это направление сохраняет высокий приоритет уже много лет. Стратегическое планирование – процесс долгосрочного планирования, осуществляемый организацией для установления цели и определения способов достижения цели.

Выделяют также: тактическое и оперативное планирование. Стратегическое планирование — выполняет высший управленческий состав, разрабатывая генеральную стратегию, долгосрочные цели и задачи организации, а также осуществляя мониторинг реализации стратегии и её корректировку. Тактическое планирование — осуществляет средний управленческий состав, который разрабатывает кратко- и среднесрочные планы, сметы, подцели, разукрупняет стратегию по подразделениям, привлекая и размещая ресурсы, а также контролируя работу подчинённых организационных подразделений. Оперативное (контролирующее) руководство разрабатывает краткосрочные планы и программы, контролирует использование ресурсов и реализацию поставленных задач конкретными рабочими группы.

Влияние ИСУ на эффективность работы организации

Производительность труда (операционная эффективность). Она имеет отношение к скорости, стоимости и качеству выполнения рутинных задач. Для повышения производительности труда в организациях применяют системы обработки транзакций. Например, для управления запасами на складе, чтобы сократить расходы, связанные с их содержанием. При этом компьютер определяет оптимальный запас изделий на складе, отслеживает текущее количество. Другой пример – повышение производительности труда работников офиса при помощи редакторов текста. При этом сокращается время подготовки текста, особенно в тех случаях, когда текст пересматривается несколько раз. Также производительность труда в офисе повышается за счет применения систем настольного издательства и систем презентационной графики.

Функциональная эффективность может быть улучшена за счет применения (абривиатуру сначало надо писать полностью, а потом в скобках сокращение. В дальнешем уже писать только сокращения) СППР. Например, компания American Express, производящая кредитные карточки, для повышения эффективности функций разрешения кредита использует системы искусственного интеллекта. Эти системы объединяют в себе мастерство всех лучших менеджеров по кредиту.

Качество обслуживания клиентов. Примером может служить применение банковских машин (банкоматов). Нормальный банкомат работает 24 часа в сутки каждый день. Он позволяет снимать со счета наличные в любое время суток. 4. Создание и улучшение продукции. Продукция бывает двух видов: информационно-интенсивная и традиционная. Информационно-интенсивная продукция выпускается в банковской деятельности, страховании, финансовом обслуживании и т. д. Информационно-интенсивная продукция может быть создана и улучшена на основе современных информационных технологий. 5. ИСУ открывают перед компанией возможность изменения основ конкуренции. Например, в 70-х гг. один крупный дистрибьютор журналов и газет начал фиксировать информацию о еженедельных поставках и возврате печатной продукции от каждого продавца. После этого он использовал программу, которая определяла доход от единицы площади каждого издания для каждого продавца, затем – сравнивал полученные результаты, группируя их по экономически и этнически подобным районам. После этого дистрибьютор сообщал каждому из продавцов оптимальный для его района ассортимент изданий. Это позволило увеличить доход дистрибьюторам и розничным торговцам.

Закрепление клиентов и отдаление конкурентов. Информационные системы конкурентоспособных преимуществ (ИСКП) обслуживают стратегические потребности организации. ИСКП дают мгновенный и быстрый доступ к информации о важнейших факторах, влияющих на достижение фирмой своих задач. Но главное то, что ИСКП производят такие информационные продукты и услуги, которые содействуют привлечению клиентов к своей фирме за счёт клиентов конкурента. Например, банковские пластиковые карточки дают более надёжную защиту от кражи наличных денег, поэтому клиент нередко выбирает именно тот банк, который предоставляет услуги в виде пластиковых карточек. ИСКП – это фактически комплекс многих других видов ИС. Рыночные условия требуют от фирм, банков, корпораций постоянно изыскивать новые возможности для повышения конкурентоспособности. В последнее время весомые преимущества создаются за счёт использования телекоммуникаций, локальных, корпоративных, и глобальных компьютерных сетей. Они, во-первых, позволяют привлекать клиентов сокращением времени обслуживания или предоставления им комфорта, во-вторых, повышают качество и оперативность работы менеджеров в процессе принятия решений за счёт скоростного сбора данных от региональных подразделений и оперативного анализа данных. [4]

Эффективность ИСУ - влияние информационных ресурсов на качество принимаемых решений для достижения целей организации. Экономическая эффективность оценивается сопоставлением результативных показателей использования ИС с затратами на внедрение и эксплуатацию данной системы (подсистемы).

Представление затрат и результатов в денежной форме позволяет сравнивать ИС на разных предприятиях. В качестве измерителя финансовой деятельности предприятия в целом рассматривается общепринятый показатель акционерной стоимости предприятия. Для менеджмента предприятия измерителем акционерной стоимости предприятия является соотношение ожидаемого свободного денежного потока и средневзвешенной стоимости капитала.

Экономическая эффективность ИС должна исходить из влияния ИС на данное соотношение. К характеристикам, обеспечивающим главный эффект от эксплуатации ИС на предприятии, относились прямая экономия (сокращение персонала) и ускорение процессов обработки данных. Но конкурентная борьба заставляет предприятия заниматься постоянным совершенствованиям бизнес-процессов.[6]

Эффективная информационная система должна предоставлять качественные информационные сервисы по приемлемой цене всем бизнес-подразделениям, а бизнес-подразделения, в свою очередь, правильно использовать все услуги ИС.

Рассмотрим на примере предприятия «Газпром». Внедрение ИС даёт ряд экономических выгод. Под экономическими выгодами от внедрения корпоративных информационных систем подразумевается получение, реальной экономической отдачи от использования всего пакета приложений или отдельных функциональных блоков. Согласно статистике, предлагаемой APICS (American Production and Inventory Control Society) компаниям достичь следующих результатов, представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Эффект, полученный от внедрения АСУ на предприятие по данным независимых агентств

Таким образом, увеличивается ликвидность предприятия за счёт:

- изменения структуры его активов;

- уменьшения в доле оборотных активов дебиторской задолженности;

- более эффективного использования средств предприятия за счёт увеличения общей оборачиваемости как всего капитала в целом, так и отдельных его частей;

- снижения потребности предприятия в оборотных средствах за счёт повышения ритмичности работы;

- уменьшения запасов и внедрения прогрессивных методов их планирования и контроля.

Это основные элементы, определяющие прямой экономический эффект от внедрения современной корпоративной информационной системы.[7]

Заключение

В данной работе проведён аналитический обзор применения автоматизированных информационных систем в промышленности.

АИС, работающая совместно с АСУ ТП, на нефтеперерабатывающих предприятиях повышает эффективность деятельности и доходов, производя точный учёт нефтепродуктов, документирование операций, повышение оперативности и достоверности данных. В данной работе была рассмотрена АИС учёта, приёмки и сбыта нефтепродуктов для нефтебазы ОАО «Газпром ». АИС позволяет проводить удалённое управление и контроль технологического процесса приёма и пуска горюче-смазочных материалов (ГСМ) из центрального офиса. Также в связке с АСУ ТП есть возможность узнать остатки в резервуарах, приходы, расходы и любую другую отчётность в режиме реального времени. Итогом работы АИС является успешное функционирование предприятия, повышение производительности труда, грамотное решение многих задач, минимизация затрат, улучшение качества продукции, повышение безопасности.

На данном этапе были рассмотрены информационные технологии, которые становятся неотъемлемой частью любой формы общественных отношений. Общество переходит от традиционных форм производства к производству знаний, информационных средств. Конечной целью такого развития должно стать создание системы коммуникаций и единого всемирного информационного  пространства, охватывающего все  области деятельности человека. Создание единой корпоративной информационной системы, объединяющей все информационные службы и системы, должно сопровождаться изменениями, охватывающими все аспекты деятельности как информационных систем, так и структурных подразделений организации. Работник предприятия должен совершенствовать свои навыки, быть в курсе новейших разработок и тенденций в развитии информационных технологий.  

Список используемых источников

Румянцева Е. Л., Слюсарь В. В., Информационные технологии. М.: Форум, Инфра-М, 2007. — 256 с (Дата обращения 12.09.2022).

Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Общая информатика. – М.: АСТ-Пресс,1998. – 592 с. (12.10.2022)

Дейт К. Введение в системы баз данных. - К:"Диалектика", 1998. (Дата обращение 21.10.2022)

Информатика. Базовый курс/ Симонович С. В. и др. – СПб: Питер, 2001. – 640 с. (Дата обращение 28.10.2022)

ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Автоматизированные системы. Термины и определения. – М.: Стандартинформ, 2005. 14 с. (Дата обращение 28.10.2022)

ГОСТ РВ 51987-2002 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Требования и показатели качества функционирования информационных систем. – М.: Стандартинформ, 2003. 52 с. (Дата обращение 30.10.2022)

ГОСТ 24.702-85. Эффективность автоматизированных систем управления. Основные положения. – М.: Стандартинформ, 2003. 6 с (Дата обращение 31.10.2022)

Просмотров работы: 2483