На данный момент не всё современное общество готово принимать детей с ранним детским аутизмом без допущения дискриминации. Проблема детского аутизма является актуальной как никогда, так как детей с данной патологией, к сожалению, становится только больше.
В 2007 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что человечество стоит перед лицом серьезной проблемы: количество людей с умственными и неврологическими проблемами, включающими аутизм, неуклонно растет. Эти болезни составляют 11% всех проблем со здоровьем в глобальном масштабе. ВОЗ утверждает, что в Китае можно насчитать не менее 1 100 000 случаев аутизма, в Соединенном Королевстве 650 000, на Филиппинах 500 000, а в Таиланде не менее 180 000. Уровень распространения аутизма во всем мире возрастает на 14% каждый год. В Китае темпы роста количества случаев аутизма немного выше около 20% в год.
Аутизмизначально рассматривался в медицинском сообществе как особенность мышления больных шизофренией, характеризующаяся их уходом от внешнего мира и замкнутостью в себе; Л. Каннер в данном клиническом случае определил неспособность адекватно реагировать на внешние ситуации и неспособность формировать отношения с людьми с рождения как основные [1]. Сначала он рассматривал это расстройство как особую форму шизофрении, но позже стало ясно, что это самостоятельное расстройство, которое Л. Каннер интерпретировал как имеющее либо органическое, либо аффективное происхождение. С тех пор не прекращаются споры об этиологии, патогенезе, клинической картине, лечении и прогнозе этого психического расстройства.
Что же с ситуацией принятия детей с данной патологией в обществе? Всё очень неоднозначно. К сожалению, многие родители, которые имеют здоровых детей, либо скептически относятся к обучению в среде, где есть ребенок с ранним детским аутизмом, потому как просто не знают о данном нарушении в полной мере (здесь можно поднять вопрос об информировании общества о нарушении), либо относятся резко негативно. Примером такого поведения может стать случай в Петербурге. Женщина попыталась выгнать с общедомовой детской площадки воспитанников инклюзивного центра. Она сказала, что неговорящие дети пугают ее внучку и им следует отправиться в «свои карантины» [2].
Причин такого поведения и отношения социума можно назвать сразу несколько. Однозначно можно выделить малоинформированность общества о детях с такими нарушениями, об особенностях их взаимодействия с окружающим миром, о том, как можно помочь такому ребенку, если у него случилась беда.
О расстройствах аутистического спектра в нашей стране мало знают как обычные люди, так и врачи, учителя и работники административных учреждений. Дети, подростки и взрослые не получают верный диагноз, многим недоступна качественная помощь. Кроме того, широко распространены мифы, еще больше усложняющие жизнь людям с аутизмом.
В России есть организации, которые регулярно рассказывают о РАС и проводят акции, привлекающие внимание общества – например, «Выход», «Антон тут рядом», «Обнаженные сердца», «Центр проблем аутизма». Они разрабатывают и реализуют программы помощи людям с РДА и их семьям, вводят в обиход практики с доказанной эффективностью [3].
Конечно, еще одной преградой для здорового принятия детей с аутизмом является проблема их социализации, которая стоит очень остро. Общество отграничивает их, и в результате дети не обретают социальных норм, навыков. Аутичные дети и взрослые — в первую очередь всегда люди. Люди со своими мечтами, талантами, сильными и слабыми сторонами. С правом на нормальную жизнь. Изоляция только ухудшает состояние при аутизме: человек не может получить социальный опыт, а значит не может учиться [4]. Тем самым образуется замкнутый круг — дети с РДА становятся все более асоциальными и как следствие другие люди хотят ограничить.
Социализация детей с РДА должна проходить так же, как и здоровых детей: они должны познавать мир, общаться со сверстниками, получать образование и заниматься тем, что им интересно. Для этого необходима среда, отвечающая потребностям детей с аутизмом, и люди, которые знают, как найти правильный подход к взаимодействию.
Каждому человеку, вне зависимости от особенностей, важно жить обычной жизнью. «Лечить» нужно не аутизм, а социум: адаптировать среду и систему помощи таким образом, чтобы каждый человек могу получить поддержку и быть полноправным членом общества. Инклюзия — культура разнообразия и принятия в обществе, где голос каждого важен [4].
Многие люди, окружающие детей с аутизмом, нуждаются в доступном уровне информации и часто нуждаются в психологической или медицинской поддержке. Основной задачей при коррекционной работе с детьми, имеющими симптомы РДА, является успешная социализация таких детей. Это возможно только при наличии благоприятной социальной среды и зависит от всех нас, от нашего лояльного и доверительного отношения, от нашего желания помочь детям.
Литература:
Аутизм в России и в мире [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http: //ria.ru/spravka/20120402/615322608.html
Ирина, Михайлова В Петербурге ребенка с аутизмом выгнали из общественного места / Михайлова Ирина. — Текст : электронный // АСИ : [сайт]. — URL: https://www.asi.org.ru/news/2022/06/29/mihajlova-v-peterburge-rebenka-s-autizmom-vnov-vygnali-iz-obshhestvennogo-mesta
РАСсийские реалии: как люди с расстройствами аутистического спектра получают диагноз и живут с ним. — Текст : электронный // НЕ НАПРАСНО : [сайт]. — URL: https://media.nenaprasno.ru/articles/keysy/rassiyskie-realii-kak-lyudi-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-poluchayut-diagnoz-i-zhivut-s-n
Елисей, Осин «Расстройства аутистического спектра: актуальная картина, факты и стратегии поддержки» / Осин Елисей. — Текст : электронный // АНТОН ТУТ РЯДОМ : [сайт]. — URL: https://antontut.ru/autizm