Элективный курс «Биологически активные органические вещества» - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Элективный курс «Биологически активные органические вещества»

Неверова О.В. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономические перемены в современном мире ставят перед школами, нашей страны новые задачи: создать условия для обучения школьников в соответствии с их потребностями и интересами.

В законе об образовании провозглашается принцип свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека. Федеральные государственные образовательные стандарты(ФГОС) направляют образовательный процесс в школе на получение, школьниками новых образовательных результатов, формируя у школьников универсальных учебных действий, а также необходимость подготовки и защиты каждым выпускником собственного исследовательского проекта. Выстраивается индивидуально образовательный маршрут школьников и этому во многом способствуют элективные курсы.

Проанализировав программу по химии в 10 классе, можно сделать вывод, что на изучение биологически активных органических веществ, выделяется очень мало времени.

В последнее время большое количество школ восполняют нехватку времени в образовательном школьном плане с помощью элективных курсов.

Для получения глубоких знаний в химии не обходим эксперимент. Делая вывод по проведенным опытам, учащиеся убеждаются, что те или иные теоретические представления соответствуют или противоречат действительности. Только проведенная практическая работа по химии может проверить достоверность выводов, сделанных на основании теории. В процессе экспериментальной работы учащиеся получают опыт, являющийся важным звеном формирования у них знаний, которые в свою очередь, составляют основу их экспериментов. Реализовать данные цели возможнотолько при оснащении школьного кабинета химии современным оборудованием. В данное время в современных школах России в малых городах и селах это возможно в рамках национального проекта «Образование» естественно-научной и технологической направленности «Точка роста». Использование данного оборудования поможет качественно изменить процесс обучения химии. Количественные эксперименты помогут получать точную информацию о протекании тех или иных химических процессах, о свойствах биологически активных органических веществ. На основе полученных лабораторным путем данных школьники смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности. Всё это будет повышать интерес и мотивацию у школьников.

Мы считаем, что с количеством часов, которое выделяется для изучения биологически активных органических веществ(белки, ферменты, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды, гормоны и т.д.) на уроках химии в школах, невозможно реализовать всех целей и задач, даже с самым лучшим оборудованием кабинетов. Темы, которые изучают учащиеся на уроках химии можно изучить только поверхностно без проведения экспериментов и опытов. Но данную проблему можно решить. В школах нужно ввести элективный курс по химии, что позволит увеличить количество часов.

Для изучения можно будет выделить не 34 часа в 10 лассе, а намного больше, школьники смогут проводить различные эксперименты, опыты, делать сравнительные анализы, строить графики,больше заниматься лабораторными работами, получать знания, которые смогут применять в повседневной жизни.

В наши дни резкий рост экологической нагрузки на природу и химизация сельского хозяйства привели к недостатку биологически активных веществ в организме практически каждого человека.

Поэтому, для восполнения этих веществ и поддержания здоровья, человеку необходим дополнительный приём микроэлементов, витаминов, ферментов, так называемых биологически активных добавок. Ипервые знания об этом ученики должны получить в школе. Поэтому все выше перечисленноеможет быть включено в программу элективного курса «Биологически активные органические вещества».

Элективный курс включает в себя:

Пояснительную записку

Цель курса: расширить, углубить и более подробно дать знания учащимся о структуре и функциях белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов, полученные на курсе общей биологии и органической химии; познакомиться с современными, методами, достижениями и перспективными направлениями развития биохимии.

Основные задачи курса:

- систематизировать и расширить знания обучающихся о белках, аминокислотах, липидов, ферментах, гормонах, витаминах и лекарственных веществах;

-сформировать полное представление о свойствах биологически активных веществ, а также их роль в жизни человека;

-продолжить формирование у школьников умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

- комплектование навыков исследовательской деятельности;

- комплектование навыков здорового образа жизни посредством биохимического эксперимента.

Формы контроля: практическая работа, рефераты, тестовые задания, сообщения, итоговая конференция с защитой проекта.

Формы проведения занятий:

- лабораторные работы, наглядно показывают биохимические процессы, включают в себя формирование цели работы, постановку задачи, перечень оборудования, описание хода работы, запись наблюдений, вопросы для проверки усвоения материала;

- решение задач биохимического направления, связанных с реальными жизненными ситуациями, проблемами здоровья человека;

- лекции;

- дискуссии;

- круглые столы;

- создание компьютерной презентации;

- работа с Интернетинформацией.

Планируемы результаты изучения курса

Деятельность учителя в обучении химии в школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих:

Личностных результатов:

- в ценностно-ориентационной сфере – осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за отечественную химическую науку;

- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в школе;

- в познавательной(когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение владеть своей познавательной деятельностью, быть готовым к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни.

Метапредметные результаты освоение выпускниками средней школы предмета химии:

- использование различных видов умений и навыков в познавательной деятельности, применение основных методов познания(системно-информационный анализ, наблюдение измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;

-владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;

- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному.

На предметном уровне в результатеосвоенияэлективного курса «Биологически активные органические вещества» обучающиеся, получат, возможность научиться:

- знать и понимать важнейшие понятия биологически активных веществ: гормоны, нейрогормоны, алкалоиды, медиаторы, фитогормоны,фитонциды, алкалоиды, ферменты, антибиотики;

- уметь определять чувствительность микроорганизмов к различным фитонцидам, проводить качественные реакции на витамины;

-устанавливать взаимосвязь между составом, строением, свойствами, практическим применением и получением важнейших веществ;

-знать основы химической номенклатуры(тривиальной и международной) и умение назвать соединения по формуле и наоборот.

Содержание курса

Введение(1час)

Биологически активные вещества их значение для человечества. История открытия.

Тема 1.Гормоны (6часов)

История открытия.Классификация гормонов их свойства. Химическая формула. Механизм действия. Представители гормонов:

Нейрогормоны. Изучить понятие нейрогормонов, химическая формула,классификация, свойства. Значение нейрогормонов в жизни людей.Алкалоиды.Изучить понятия. Химическая структура, свойства.

Лабораторная работа № 1. «Качественные реакции на гормоны».

Медиаторы. Понятие, физиология, структурная формула медиаторов. Классификация и характеристика. Применение в медицине.

Фитогормоны. Изучить классификацию, химическую природу, общие закономерности действия. Роль в регуляции роста и развития растений.

Факторы роста клеток. Механизм действия, классификация, значение в жизни людей. Применение в медицине.

Тема 2.Фитонциды(2часа)

Классификация, свойства. Применение в сельском хозяйстве, значение для окружающей среды и человечества.

Лабораторная работа №2. Определение чувствительности микроорганизмов к различным фитонцидам.

Тема 3.Витамины(4 часа)

История открытия витаминов. Роль витаминов в питании человека и животных.

Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы. Соотношение витаминов и коферментов.

Жирорастворимые витамины. Витамин А и его участие в зрительном акте. Витамин D, К, Е и их роль в обмене веществ

Водорастворимые витамины. Витамины В1,В2,В5,В6,В12 их значение в обмене веществ. Витамин С(аскорбиновая кислота).

Разнообразие биологически активных соединений: антивитамины, антибиотики, фитонциды, гербициды, дефолианты, ростовые вещества (важнейшие представители и механизмы действия).

Практическая работа №3. «Качественные реакции на витамины»

Тема 4. Антибиотики(2часа)

Изучить историю открытия, классификацию, механизм действия.

Получение, применение антибиотиков. Значение антибиотиков для экологии.

Тема 5. Ферменты (3часа)

Классификация ферментов. Важнейшие представители. Их свойства, строение, химическая структура.Каталитическая функция белков. Значение ферментов для человека.

Практическая работа №4 «Влияние на активность ферментов температуры, pH, активаторов и ингибиторов».

Тема 6. Обобщение материала (2 часа)

Подготовка и защита проектов по пройденным темам.

Заключение

Из всего выше приведенного, с помощью программы элективного курса «Биологически активные органические вещества» можно решить проблему нехватки часов по химии в школах. Реализовать программу «Точка роста», задачи функциональной грамотности. В ходе изучения материалов курса, у обучающихся сформируются знания о применение биологически активных веществ в медицине, в сельском хозяйстве, а также их влияние на окружающую среду. Это важно приданной экологической обстановке. Школьники смогут получить знания, направленные на сохранение собственного здоровья.

Более глубокое, расширенное изучение биологически активных веществ, а также их безопасность в применении в повседневной жизни позволит учащимся получить ориентировочные знания. Особенно полезные для тех школьников, которые после окончания школы собираются, продолжить образование, связанное с медициной и пищевой промышленностью.

Список использованных источников

Л Антадзе.В. Фитонцидность листьев вечнозелёных растений в течение года // Материалы III Совещ. «Фитонциды в медицине, сельском хозяйстве и пищевой промышленности» (Киев, 22-25 июня 1959 г.). Киев, 1990. С. 21-23.

Биохимия растений: метод.рекомендации к лабораторным занятиям, задания для самост. работы студентов / Г.Г. Филипцова, И.И. Смолич.– Мн.: БГУ, 2004.– 60 с

Волкова, С.А. Формирование универсальных умений учащихся в свете требований ФГОС / С. А. Волкова, Н. С. Куприянова, С. О. Пустовит. – Текст : непосредственный // Химия в школе : науч.-теорет. и метод. журн. – 2014. – № 1. – С. 61-69 ; № 2. – С. 63-67.

Галкина, Е. А. Витамины – незаменимые "добавочные факторы" / Е.А. Галкина. – Текст : непосредственный // Биология для школьников. – 2014. – № 4. – С. 13-20. – Библиогр.: с. 20.

Зайцев, О. С. Методика обучения химии: теоретический и прикладной аспекты : учеб.для студентов высш. учеб. заведений / О. С. Зайцев. – Москва :Владос, 1999. – 383 с. : табл. – Текст : непосредственный.

Кролевец, А. А.Пищевые добавки: за и против / А. А. Кролевец. –Текст : непосредственный // Химия в школе: науч.-теорет. и метод. журн. – 2011. – N 5. – С. 5-9.

Просмотров работы: 121