В наше время достаточно большое количество внимания уделяется изучению истории нашей страны. Именно поэтому в современном обществе всё чаще стараются обращать внимание учеников младших и старших классов на историю своей родной области, города, района. Это является достаточно важным, поскольку каждый уголок нашей страны сумел внести свой вклад в отечественную летопись.
И данная викторина является одним из способов не только рассказать экскурсантам об истории одного из необычных и загадочных мест, но и закрепить полученные знания на экскурсии: об микрорайоне Уктус, его Уктусском лесопарке и столетних достопримечательностях, а также его многолетних легендах.
Цель мероприятия: отработать навыки командной работы и дать дополнительные знания участникам программы об истории и легендах старого Уктуса.
Задачи мероприятия:
1)Закрепить знания истории и легенд старого Уктуса, полученные на экскурсии;
2) Научиться сплочённо работать в команде, взаимодействовать друг с другом и вместе приходить к единому мнению, учитывая ответ каждого участника;
3)Освоить навыки внимания и развить творческое мышление.
Таким образом, викторина предполагает собой не только игровую форму, в которой участникам программы предстоит ответить на ряд интересных вопросов, но и является познавательным досугом. Это прекрасная возможность закрепить полученные на экскурсии знания путём проведения анимационного мероприятия. Викторина играет достаточно важную роль в экскурсионном процессе, так как именно она способна не только оставить яркие впечатления, но и надолго оставить в памяти приобретённые знания.
Этапы подготовки мероприятия
1. Подготовительный этап
Тема: История старого Уктуса: где правда, а где легенда?
Постановка целей: отработать навыки командной работы и закрепить знания участников программы об истории и легендах старого Уктуса.
Аудитория: школьники от 13 до 16-ти лет.
План работы:
1)Определение названия анимационной программы;
2) Определение актуальности, цели, задач;
3) Определение оснащения и оборудования в месте проведения мероприятия;
4) Разработка сценария;
5) Распечатка раздаточного материала;
6) Объяснение правил викторины;
7) Обеспечение раздаточным материалом участников викторины;
8) Проведение викторины;
9) Подведение итогов мероприятия;
10) Вручение призов участникам.
Ход и содержание мероприятия: анимационная программа состоит из увлекательной викторины. В процессе проведения участникам программы представиться возможность дать развёрнутый ответ на вопросы мероприятия c использованием раздаточного материала, которое непосредственно будет связано с тематикой экскурсии. В конце мероприятия будут подведены итоги, в которых будут определены победители. Каждый участник увлекательной викторины получит приз.
Методы и приёмы:
1) Создание перечня вопросов, способствующих закреплению полученных знаний экскурсантов;
2) Получение дополнительных знаний путём использования присвоенных знаний и сопоставление их с раздаточным материалом;
3) Использование раздаточного материала: фото старого Уктуса (8 шт. на каждую команду).
Таким образом, анимационное мероприятие носит в себе определённую задумку. Она связана не только с организацией досуга, но и с усвоением определённых знаний путём сплочённой работе в командах. Для этого используются методы и приёмы.
Разработка сценария.
Викторина предполагает собой восемь увлекательных вопросов, на которые будут предполагаться ответы каждой команды, участвующей в анимационном мероприятии. Вопросы разделяются на следующие типы: вопрос с предполагающим усвоением знаний (в составе 4 в.), вопрос на догадливость (в составе 2 в.), дополнительный вопрос на творческое размышление.
1) Правда ли, что раньше на территории спортивного комплекса «Уктус» располагался старейший трамплин высотой 70 метров? (Ответ: Правда. При поддержке председателя Свердловского совнархоза С. А. Степанова стал возводиться 70-метровый трамплин по проекту «Союзспортпроекта»);
2) На территории Лысой горы в древности располагались каменные домики, которые после разрушились из-за аномальных явлений, происходящих на поверхности горной местности. Как вы думаете, правда или легенда? (Ответ: Легенда. Лысая гора никогда раннее не была застроена. Лишь во второй половине XX века на её территории расположился горнолыжный комплекс «Уктус», который до сих пор функционирует);
3) По легенде, недалеко от спортивного комплекса «Уктус» есть удивительное дерево, на котором висит много спортивной обуви, даже на самой верхушке сосны. Правда или вымысел? (Ответ: Правда. Рядом с территорией спортивного комплекса «Уктус» действительно есть такое хвойное дерево, которое увешано обувью);
4) Вопрос на догадливость. Правда ли, что раньше на территории Патрушихского пруда были лишь густые леса? (Ответ: Правда. На месте будущего пруда были разработаны карьеры, которых затопили с дальнейшим созданием в этом месте зоны отдыха);
5) Вопрос на догадливость. Ходят легенды, что в глубине Уктусского леса можно встретить деревья изогнутой формы, которые появились в результате аномальной местности. Как вы думаете, есть ли такое на самом деле? (Ответ: Легенда. На территории Уктусского лесопарка такие деревья никогда не встречались);
6) Вопрос на догадливость. Является ли правдой то, что раньше рядом с рекой Уктус (ныне Патрушиха) стоял первый Уктусский завод, где до сих пор можно встретить остатки заводской плотины? (Ответ: Правда. На реке Уктус действительно был построен Уктусский завод, при котором образовался одноимённый пруд);
7) Как вы думаете, действительно ли раньше Уктус являлся отдельным поселением и появился гораздо раньше Екатеринбурга, тем самым связывая себя со множеством легенд? (Ответ: Правда. С Уктуса началась история Екатеринбурга);
8) Дополнительный вопрос на творческое размышление: представьте себе, что Уктус – это абсолютно отдельный город, не имеющий ничего общего с Екатеринбургом. Это небольшое, но стремительно развивающееся поселение со своей необычной историей, которое окутано тайнами и легендами. Подумайте, какие бы тайны и легенды он мог бы носить в себе, тем самым привлекая внимание любознательных туристов?
Таким образом, составленные вопросы помогут экскурсантам закрепить знания и отработать навыки внимания при осмотре старых фотографий. Они напрямую связаны с тематикой экскурсии и помогут понять, как хорошо участники усвоили полученные знания.
Подготовка атрибутов, реквизита: большой плакат с изображением старого Уктуса (1 шт.), картонные фигуры с изображением Уктусских гор (1 шт.), картонные фигуры с изображением тёмного силуэта ведьм (3 шт.), зелёные воздушные шарики (10 шт.)
Участники: ведущий, жюри (2 человека). Школьная группа в составе 16-ти человек, включая классного руководителя.
Составление и оформление сценария.
Анимационное мероприятие начинается в 12:10 возле спортивного комплекса «Уктус». Возле него будет оборудована небольшая площадка, на которой будут находиться три больших стола и шестнадцать стульев. Также территория проведения анимационной программы будет оснащена большим плакатом с изображением Уктуса и другой необходимой атрибутикой.
Школьная группа экскурсантов, пришедшая на территорию спортивного комплекса в составе 16-ти человек, включая классного руководителя, должна будет разделиться на три группы по пять человек на каждую. У каждой группы будет свой стол, своё название команды, которое будет соответствовать тематике экскурсии. Например, «Уктусские туристы», «Исследователи старого Уктуса» и так далее.
Как только экскурсанты будут готовы к анимационному мероприятию, ведущий выйдет на сцену. Он поприветствуется, пояснит особенности, цель и правила викторины. После инструктажа каждой команде будут предоставлены фотографии старого Уктуса, которые дадут им подсказку: что правда, а что нет.
Далее, ведущий начнёт задавать восемь интересных вопросов, на каждый из которых будет даваться от 1,5 до 5-ти минут для размышлений, в зависимости от вида вопроса: вопросы с предполагающим усвоением знаний (1,5 мин.), вопрос на догадливость (2 мин.), дополнительный вопрос на творческое размышление (5 мин).
Каждый экскурсант своей команды обсудит друг с другом данный вопрос и после, когда ведущий скажет «время подошло к концу», каждая команда даст свой ответ. Ответ предполагает не только сказать «легенда» или «правда», но и пояснить свою точку зрения.
После ответа на обычные вопросы, направленные на закрепление знаний, будет озвучен дополнительный вопрос на творческое размышление. Он предполагает собой создание «городской легенды», непосредственно связанной с Уктусом. Здесь Уктус будет представляться как отдельный городок, окутанный легендами и тайнами, и участникам анимационной программы нужно будет придумать свои легенды «вымышленного города».
К концу анимационного мероприятия, будут подведены итоги викторины. По правилам жюри, выигрывает та команда, которая больше всего набрала баллов. Победившей команде будет вручаться магнит с изображением соболя, как символа Екатеринбурга, а двум другим командам, занявшим второе и третье место, будут вручены грамоты с благодарностью за участие. Анимационное мероприятие закончится в 12:40, после чего экскурсовод продолжит показ и рассказ об экскурсионных объектах.
Такая анимация будет предполагать закрепление полученных знаний, воспитательную сплочённость школьных групп, возможность работать в команде, умение советоваться друг с другом и вместе приходить к единому мнению, учитывая ответ каждого участника. Также такая анимация развивает творческое мышление.
Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил.
Анимация включает в себя восемь интересных вопросов, на каждый из которых будет даваться от 1,5 до 5-ти минут для размышлений, в зависимости от вида вопроса: вопросы с предполагающим усвоением знаний (1,5 мин.), вопрос на догадливость (2 мин.), дополнительный вопрос на творческое размышление (5 мин).
Каждый экскурсант своей команды обсудит друг с другом данный вопрос и после при звучании «время подошло к концу» каждая команда даст свой ответ. Ответ предполагает не только сказать «легенда» или «правда», но и пояснить свою точку зрения. За каждый правильный ответ будет даваться 5 баллов, за наполовину правильный ответ – 3 балла, за неверный ответ – 0 баллов. (Примечание: та команда, которая правильно ответит первой, получает бонусом 5 баллов).
Дополнительный вопрос на творческое размышление предполагает работу в команде, где каждый участник предложит свою легенду, тем самым создавая свои «городские легенды». На размышление и совещание друг с другом участникам каждой команды будет отведено 5 минут. По истечению времени все три команды объявят свои «городские легенды». За самые необычные и интересные легенды участники могут получить 10 баллов, остальные – 5 баллов. (Примечание: нельзя использовать уже существующие легенды Уктуса: такие команды получают 0 баллов).
К концу анимационного мероприятия, будут подведены итоги игры. По правилам и решениям жюри, выигрывает та команда, которая набрала больше всего баллов.
Приобретение призов, грамот: победившей команде будет вручаться магнит с изображением соболя, как символа Екатеринбурга, а двум другим командам, занявшим второе и третье место, будут вручены грамоты с благодарностью за участие.
Место, время, даты проведения: спортивный комплекс «Уктус», Уктусский лесопарк, г. Екатеринбург. Начало в 12:10, окончание в 12:40 (длительность – 30 мин.).
Согласование с администрацией: спортивный комплекс «Уктус», кафе «Трамплин».
3. Основной этап
Оформление зала: свободная площадка спортивного комплекса «Уктус».
Установка оборудования и технических средств: на территории небольшой площадки спортивного комплекса «Уктус» необходимо расположить небольшие столы (3 шт.), обычные стулья (15 шт.), микрофон (1 шт.)
Проведение мероприятия.
Анимационное мероприятие начинается в 12:10 возле спортивного комплекса «Уктус». Возле него будет оборудована небольшая площадка, на которой будут находиться три больших стола и шестнадцать стульев. Также территория проведения анимационной программы будет оснащена большим плакатом с изображением Уктуса и другой необходимой атрибутикой.
Школьная группа экскурсантов, пришедшая на территорию спортивного комплекса в составе 16-ти человек, включая классного руководителя, должна будет разделиться на три группы по пять человек на каждую. У каждой группы будет свой стол, своё название команды, которое будет соответствовать тематике экскурсии. Например, «Уктусские туристы», «Исследователи старого Уктуса» и так далее.
Как только экскурсанты будут готовы к анимационному мероприятию, ведущий выйдет на сцену. Он поприветствуется, пояснит особенности, цель и правила викторины. После инструктажа каждой команде будут предоставлены фотографии старого Уктуса, которые дадут им подсказку: что правда, а что нет.
Далее, ведущий начнёт задавать восемь интересных вопросов, на каждый из которых будет даваться от 1,5 до 5-ти минут для размышлений, в зависимости от вида вопроса: вопросы с предполагающим усвоением знаний (1,5 мин.), вопрос на догадливость (2 мин.), дополнительный вопрос на творческое размышление (5 мин).
Каждый экскурсант своей команды обсудит друг с другом данный вопрос и после, когда ведущий скажет «время подошло к концу», каждая команда даст свой ответ. Ответ предполагает не только сказать «легенда» или «правда», но и пояснить свою точку зрения.
После ответа на обычные вопросы, направленные на закрепление знаний, будет озвучен дополнительный вопрос на творческое размышление. Он предполагает собой создание «городской легенды», непосредственно связанной с Уктусом. Здесь Уктус будет представляться как отдельный городок, окутанный легендами и тайнами, и участникам анимационной программы нужно будет придумать свои легенды «вымышленного города».
К концу анимационного мероприятия, будут подведены итоги викторины. По правилам жюри, выигрывает та команда, которая больше всего набрала баллов. Победившей команде будет вручаться магнит с изображением соболя, как символа Екатеринбурга, а двум другим командам, занявшим второе и третье место, будут вручены грамоты с благодарностью за участие. Анимационное мероприятие закончится в 12:40, после чего экскурсовод продолжит показ и рассказ об экскурсионных объектах.
Такая анимация будет предполагать закрепление полученных знаний, воспитательную сплочённость школьных групп, возможность работать в команде, умение советоваться друг с другом и вместе приходить к единому мнению, учитывая ответ каждого участника. Также такая анимация развивает творческое мышление.
Анализ проведённого мероприятия:
При проведении викторины мною была выполнена следующая цель: с помощью данной анимационной программы экскурсанты успешно отработали навыки командной работы. Также мною были закреплены знания об истории и легендах старого Уктуса.
При проведении викторины я полностью выполнила поставленные передо мной задачи:
1) Экскурсанты успешно закрепили знания истории и легенд старого Уктуса, полученные на экскурсии;
2) Экскурсанты успешно сплочённо поработали в команде. Они хорошо взаимодействовали друг с другом, приходили к единому мнению;
3) Участники программы успешно освоили навыки внимания и развития творческого мышления.
Таким образом, я успешно справилась с поставленными задачами при проведении мероприятия. Однако, мне стоит уделять больше внимания декорациям, добавить звуковое сопровождение. Также в следующий раз мне стоит добавить больше творческих заданий.
Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
На основе проведённого мероприятия можно выделить ряд методических рекомендаций, которые смогут помочь другим составителям анимационных программ достичь нужного результата:
1) При проведении мероприятий на улице следует обязательно учитывать погодные условия. Самым благоприятным днём для осуществления развлекательной программы является день, когда стоит ясная погода, ветер относительно спокойный и тёплый, осадков не наблюдается;
2) При работе участников в команде анимационной программы важно брать во внимание, как ребята справляются с заданиями, как умеют поддерживать контакт и сплоченно работать друг с другом. В случае, если между участниками мероприятия возникли разногласия, необходимо как можно быстрее и аккуратнее разрешить конфликт, убедив ребят, что каждый из них может иметь свою точку зрения, но всё же учитывать интересы своих помощников;
3) Всегда стоит время от времени спрашивать участников о том, всё ли им понятно, возникли ли какие-то вопросы и есть ли какие-либо проблемы с выполнением творческого задания. Следует всегда с пониманием относится к ребятам, иметь творческий и правильный подход к каждому участнику анимационной программы;
4) Важно брать во внимание не только процесс проведения мероприятия, но и учитывать такой немаловажный этап, как подготовка атрибутов, реквизита, оборудования и технических средств. Очень важно, чтобы каждый момент в декорациях соответствовал тематике анимационного мероприятия и экскурсии в целом. Его не должно быть в изобильном количестве, но в то же время и не должен быть недостаток, так как именно декорации создают первое впечатление участников и атмосферу программы;
5) Важное значение имеет выполнение в процессе проведения анимационного мероприятия чётко поставленной цели и задач. Только в таком случае, анимационная программа может считаться успешно выполненной, в соответствии с целью и задачами.
Таким образом, основываясь на проведении собственного мероприятия можно разработать методические рекомендации, которые позволят составителям других анимационных программ правильно подходить к созданию мероприятий.
Распространение опыта работы. Данное проведённое мероприятие, ставшее определённым опытом в деятельности создания и воспроизведения анимационных программ, будет оформлено в качестве примера в методических рекомендациях и распространено на сайтах помощи начинающим составителям сценария анимационного мероприятия.
Обобщение опыта работы в СМИ: в процессе проведения мероприятия будет вестись видеосъёмка, которая позже будет обрабатываться и отправляться в СМИ.
Таким образом, анимационную программу в процессе её реализации смогут увидеть больше людей, которые после могут не только сходить на такое мероприятие, но и побывать на экскурсии, с которой напрямую связана тематика викторины.