Туристические и экскурсионные услуги тесно связаны между собой, однако между этими понятиями существую принципиальные различия. Понятия экскурсии и туризма являются пересекающимися. Объём понятия экскурсия частично совпадает с объёмом понятия туризм. Признак – досуговая коллективная деятельность, связанная с познанием окружающего мира – характерен и для экскурсии, и для туризма.
Экскурсия – это услуга по удовлетворению познавательных потребностей у экскурсантов (туристов), заключается в коллективном или индивидуальном посещении исторических, природных, культурных или производственных объектов с целью ознакомления, в сопровождении экскурсовода, гида или гида – переводчика.
По мнению профессора Б.В. Емельянова [ 1] общими признаками всех экскурсий являются:
Наличие экскурсантов;
Наличие квалифицированного экскурсовода;
Протяженность экскурсии во времени (40 минут – 3,4 часа);
Движение участников экскурсии по заранее спланированному маршруту;
Целенаправленность экскурсии (наличие темы, раскрывая которую, решаются задачи экскурсии);
Показ экскурсионных объектов на их естественном или искусственном расположении.
Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов);
Единство показа и рассказа.
Интерактивность – это взаимодействие, процесс коммуникации, предусматривающий двусторонний диалог между экскурсоводом и экскурсантами целью которого является преобразование общей информации в личностные знания.
Из статьи «Интерактивные экскурсии в природу (на примере города–курорта Горячий ключ), авторами которой являются Скрипникова Е.В., А.А. Филобок и Коновалова А.В. – интерактивная экскурсия – это экскурсионная программа, предполагающая взаимодействие всех участников между собой (взаимодействие экскурсантов и экскурсовода) [2].
Интерактивные методы, которые могут применяться при проведении экскурсии:
Игры;
Работа в малых группах;
Дискуссия и другие.
Интерактивная экскурсия способствует:
Интенсивности процесса понимания и усвоения знаний при решении практических задач, за счет более активного включения участников в процесс;
Повышению мотивации и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников.
Приросту способностей, знаний и умений участников, а также раскрытию новых возможностей участников экскурсии;
Традиционная и интерактивная подача материала позволяет привлечь большее количество участников экскурсии.
Виды интерактивных экскурсий:
Экскурсии с мастер – классом;
Костюмированные экскурсии;
Игровые экскурсии;
Театрализованные экскурсии;
Экскурсии в музеях с интерактивными залами.
Рассмотрим каждый из видов:
Экскурсии с мастер – классом предполагают активное использование музейных предметов или их копий, ознакомление с принципами и методами изготовления этих предметов, что позволяет посетителю стать активным участником экспозиционной работы.
Костюмированные экскурсии – предполагают полное погружение участников в историческую атмосферу. Участники включаются в диалоги с персонажами, которые сопровождают их по всему маршруту.
Игровые экскурсии – включает в себя головоломки, загадки, испытания, знакомит участников экскурсии с объектами показа в игровой форме.
Театрализованные экскурсии – предполагает единый художественный образ, благодаря которому возникает погружение участника экскурсии в действо, происходит активизация его познавательной сферы, воздействие на эмоции.
Экскурсии в музеях с интерактивными досками - данный вид интерактива улучшает работу в экспозиционном пространстве, как в образовательном, так и в коммуникативном направлениях. В новых музеях технологии применяют в моделировании экспонатов или территории. На поверхность цифрового стола переносится карта местности с необходимой детализацией, после чего посетители проходят маршруты экспедиций онлайн, изучают географию и перемещаются по виртуальному миру. Интерактивность развивает интерес к обучению и делает процесс живым.
Таким образом, интерактивные экскурсии позволяют участникам активно взаимодействовать с экскурсоводом, подталкивают их на самостоятельное изучение объектов экскурсии, экспонатов музея. Благодаря такому взаимодействию экскурсанты более подробно изучают материал, это делает экскурсию более интересной и запоминающейся. В ходе интерактивного экскурсионного мероприятия экскурсанты находятся в постоянной активной позиции, представляя себя то на линии боевых действий, то в глубоком тылу, то на пункте призыва добровольцев. При этом игровой сценарий интерактивного экскурсионного мероприятия отнюдь не перечеркивает образовательный эффект от посещения музея.
Интерактивные экскурсии набирают все большую популярность в различных учебных заведениях. Например, высшие учебные заведения используют интерактивные экскурсии, потому что они способствуют более широкому охвату аудитории и привлечению молодежи. Совместно с виртуальным форматом, позволяет с любого устройства, имеющего доступ к сети Интернет, пройти по ссылке и открыть интересующие пользователей рубрики представленные по маршруту.
Библиографический список
1. Емельянов Б.В. Экскусоведение./Б.В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2007. – 216с.
2. Скрипникова Е.В., Филобок А.А., Коновалова А.В. Интерактивные экскурсии в природу (на примере города–курорта Горячий ключ) [Электронный ресурс] / Е.В. Скрипникова, А.А. Филобок, А.В. Коновалова. // URL: https://kubsu.ru/sites/default/files/users/14090/portfolio/elibrary_42533835_46783273.pdf?ysclid=l4ds3ew2by340207778