Культурное наследие Средневековья как условие развития туризма - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Культурное наследие Средневековья как условие развития туризма

Сёмышева Е.С. 1, Масленникова С.Ф. 1, Медведева А.А. 1
1ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эпоха Средневековья является интереснейшим периодом в культурном развитии человеческой цивилизации. Средневековье охватывает около тысячи лет истории (V-XV вв.) и представляет собой богатейшую эпоху, в которую появились выдающиеся изобретения, открылись первые университеты, были созданы непревзойдённые памятники литературы и искусства. Первоначально термин «Средние века» придумали европейские учёные и применяли его только к истории Европы. Со временем этот термин стали использовать и при изучении истории других регионов мира.

Начало Средневековья связывают с моментом падения Западной Римской империи в конце V в. На осколках империи в том же веке образовалось множество варварских королевств, которые со временем разовьются в современные европейские государства. Конец Средних веков обычно относят к концу XV в. В это время на территории Европы из разрозненных графств и княжеств появляется ряд крупных централизованных государств, происходит большой шаг вперёд в хозяйственном развитии, начинается эпоха Великих географических открытий, появляются новые культурные ориентиры, ценности, связанные с эпохой Возрождения.

Для удобства историки делят эпоху Средневековья на три периода:

Раннее Средневековье (конец V — конец XI в.);

Зрелое (или Развитое) Средневековье (конец XI — начало XIV в.);

Позднее Средневековье (XIV‒XV вв.).

Основой деления Средних веков на периоды считаются изменения, происходившие в государственной, экономической и культурной жизни. В Раннее Средневековье, как считается, сложились основные черты эпохи: образовались варварские государства, сформировалось деление общества на характерные для Средних веков сословия, господствующей религией стало христианство. К числу наиболее выдающихся событий и исторических процессов Раннего Средневековья относят Великое переселение народов, возникновение Арабского халифата, образование империи Карла Великого, походы викингов и многое другое.

Зрелое (Развитое) Средневековье называют временем расцвета традиций средневекового общества. В этот период произошло многое, о чём мы знаем из кинофильмов и книг: крестовые походы, возникновение духовно-рыцарских орденов, междоусобные войны по всей Европе, расцвет могущества католической церкви.

Позднее Средневековье стало одновременно эпохой кризиса и больших перемен в жизни общества, поэтому оно считается переходным периодом от Средних веков к Новому времени. Столетняя война, эпидемия чумы середины XIV в., Гуситские войны, изобретение книгопечатания, появление и использование огнестрельного оружия, ― все эти события и процессы относятся к Позднему Средневековью.

Искусство Средневековья, по нашему мнению, наиболее адекватно отразило переход в менталитете средневекового человека от внешнего к внутреннему, интериоризацию его духовной жизни. Назначение искусства заключалось в воплощении сверхчувственной идеи божественного архетипа в чувственных образах, выраженных условной символикой. Главная философская мысль этого исторического периода – творчество Бога беспредельно, совершенно и абсолютно, а творчество человека относительно, ограничено и подчинено воле Бога, потому что вне Бога не может быть творчества.

Главная тема в искусстве Средневековья – Христос и Его учение. Искусство способствовало утверждению важнейших черт западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Одна из самых важных и грандиозных построек этого времени – средневековой собор – принимал верующего в себя и воздействовал на него внутренним убранством и сосредоточенными в храме произведениями скульптуры и живописи.

В развитии архитектуры Средневековья выделяют два стиля: романский (ХI-ХII вв.) и готический (ХII-ХVвв.). Романский стиль характеризуется массивностью сооружений: феодальный замок, городские укрепления, соборы. Ясность, монолитность, внушительность – характеристика романского зодчества. Фантасмагория скульптурных композиций, литературные аллегории, ужас и стыд человеческого греха перед перстом беспощадного Бога – образы раннего средневекового искусства.

Готика – стиль многоголосия, как в музыке, так и в архитектуре, появление которого в Европе связано с ростом общественного сознания, ростом уверенности человека в своих силах. Готический собор – стройный и высоко возносящийся над головой лес сводов, огромные, узкие и цветные стекла, на постройку и украшение которого уходили десятилетия и столетия. В соборах совершались богослужения, читались университетские лекции, разыгрывались театральные представления и даже заседал парламент.

Культурным достижением эпохи являются появление монументального художественного стиля, синтезирующего другие виды искусства. До нашего времени дошло большое количество различных культурно-исторических источников, которые могут нам рассказать о Средневековье: старинные здания, картины, рукописные тексты, ювелирные изделия и книги, предметы быта и многое другое. Благодаря всем этим многочисленным свидетельствам эпохи мы лучше знаем историю Средних веков.

Вот на бесценных памятниках Средневековой культуры – готических храмах – мы и хотели бы остановиться и рассмотреть их влияние на развитие туризма. А главное, ответить на вопрос: Могли ли готические соборы Средневековья способствовать развитию туризма в те далекие времена и сегодня?

Готические соборы Средневековья находятся во многих городах Европы, и все они достойны внимания. В период расцвета готики с 1180 по 1270 г.г. только во Франции возвели около 80 грандиозных кафедральных соборов.

Однако нам хотелось бы осветить этот вопрос на примере католического собора Святого Вита в Праге (Чехия).

Большинство туристов знают собор под именем Святого Вита, однако его официальное название - Кафедральный Собор святых Вита, Вацлава и Войтеха. Согласно чешским летописям князь Вацлав, позже причисленный к лику святых за христианизацию своих земель, впервые построил храм в виде ротонды на месте настоящего Собора Святого Вита около 925 года. В качестве реликвии в новый храм поместили десницу Святого Вита (290-303 годы жизни), о котором ничего доподлинно неизвестно, кроме того что он жил на Сицилии и принял мученическую смерть за веру в детском возрасте. Поэтому церкви дали имя Святого Вита, мощи которого там хранились, а после смерти Вацлава и его захоронения там же, к Виту добавили еще одно имя.

Святой Войтех, уроженец Праги, более известен под именем Адальберт Пражский, служил епископом в Праге с 982 по 996 годы, принял мученическую смерть от рук язычников пруссов где-то на территории нынешней Калининградской области. Святой Адальберт является так же и польским и венгерским национальным героем. Есть две версии его захоронения. По чешской его останки были похоронены в ротонде Святого Вита на Пражском Граде, а по польской они хранятся в соборе города Гнезно. Но данное противоречие не помешало причислить Войтеха (Адальберта) к Святым покровителям собора и Чехии в целом [1].

Огромный собор Святого Вита является визуальной доминантой Пражского града и Праги в целом. Приехать в Прагу и не увидеть этот великолепный готический собор не представляется возможным. Соответственно все туристы первым делом стремятся посетить Пражский град, самый большой замковый комплекс Европы, и собор Святого Вита. В настоящее время собор принадлежит правительству Чехии, т.к. был конфискован у церкви в 1954 году и функционирует, как музей и как действующая церковь. Это главная архитектурная достопримечательность Праги, королевская усыпальница. До 1918 года собор служил местом коронации королей Чехии, а в наше время здесь хранятся их коронационные регалии [3].

Обратимся к его истории. По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита – бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним [4].

Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.

Самый большой и самый красивый – придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.

После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.

Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства. Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом.

Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе. Оценить гигантские размеры строения можно издалека, когда любуешься панорамой Праги. Вблизи из-за плотной застройки площади охватить здание взглядом целиком и сделать полноценный общий фотоснимок готических темных стен с покрытыми патиной барочными медными куполами невозможно. Чтобы оценить красоту собора, приходится постоянно ходить с поднятыми к небу глазами – возможно, в этом и состоял замысел архитекторов. Длина храма составляет 124 м, высота башен – от 82 до 96,5 м. Круглое окно-роза на фасаде собора, одно из последних добавлений ХХ века, достигает 10 м в диаметре.

Чтобы ответит на наш вопрос, как культурное наследие Средневековья влияло и влияет на развитие туризма, нужно уяснить, что главной городской достопримечательностью, средоточием общественной, культурной и духовной жизни города был собор.

Если в романский период собор часто становился крепостью и был частью монастырского (сельского) ансамбля, то в период готики предназначение и философия храмовой архитектуры существенно изменились. Находясь внутри города, храм утрачивал свою функцию защиты и, в связи с этим, более не нуждался в толстых массивных крепких стенах. Можно смело утверждать, что готический собор остается одновременно и источником жизненных устремлений, и их целью, он аккумулирует силы центростремительные и одновременно генерирует силы центробежные, от него все исходит и к нему все возвращается.

Так же собор был местом соединения многих искусств: скульптуры, архитектуры, театрального искусства (богослужения), музыки (песнопения). Собор сочетал все это, чтобы помочь человеку уйти от непредсказуемости и двойственности окружающего мира, изгнать из души подавленность и страх, прийти к вере. Все пространство собора было подчинено стремлению уйти от земного, пробудить христианина в человеке.

Глубокую мысль высказал Альфред Шнитке, великий современный композитор: готический собор, независимо от того, каким храмом он является (католическим или протестантским), – всегда некая модель мира [2]. И действительно, большие кафедральные соборы строились с таким расчетом, чтобы вместить все тогдашнее население города, иными словами – они должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений, и в первую очередь проблемы сводов. Гениальный выход был найден посредством совершенно нового распределения веса свода на опоры (колонны и стены).

В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи. Но что особенно важно – новые архитектурные решения были абсолютно адекватны теологической концепции мира, выработанной схоластической теологией XII–XIII столетий. Стоит отметить, что композиционная основа сводов была разработана строителем собора Святого Вита в XIV веке. В дальнейшем, звёздчатые и сетчатые своды получили широкое распространение в английской готике.

В те далекие времена средневековья и сегодня собор св. Вита привлекает многих путешественников и туристов, особенно паломников. Огромный интерес у них вызывает самый крупный в Европе реликварий, в котором хранятся святые мощи. Обычно реликварий выглядит как сундук, но в соборе Святого Вита целую капеллу превратили в сокровищницу. Капеллу Святого Вацлава построили опять же при первоначальном строительстве. Это самое важное и сакральное место в храме. По сути, это помещение – подтверждение древней истории и государственности Чехии.

Под капеллой находится могила Святого Вацлава, основателя чешского государства и фундамент древней ротонды 925 года. Из капеллы отдельная дверь ведет в сокровищницу собора, где хранятся королевские регалии. Их выставляют на всеобщее обозрение один раз в 8 лет. Копию чешской короны, впрочем, можно увидеть в музее истории Пражского града, расположенном в здании рядом с собором или в замке Карлштейн в 30 км от Праги, это довольно популярная однодневная поездка из Праги.

Кроме того в соборе находится 27 захоронений знатных особ. В  соборе с 935 года по 1804 год нашли свое последнее пристанище 2 чешских князя,  3 короля Богемии, 5 императоров Священной Римской империи, множество принцев, принцесс и королев. Гробница Чешских королей находится в подземелье собора под мраморным мавзолеем Габсбургов, так же его иногда называют мавзолеем Коллина, по имени скульптора, изготовившего надгробие. Сейчас эти помещения недоступны для широкой публики.

Роскошный интерьер собора Святого Вита хорошо известен по открыткам и туристическим путеводителям – золото, словно кружевные стены, многочисленные скульптуры, пышно украшенная резьбой кафедра, цветные витражи, сквозь которые в здание проникают лучи света. Витражи собора, яркие рисунки которых создают иллюзию солнечного дня в костеле, были выполнены по эскизам Альфонса Мухи.

В богатой библиотеке собора собрано множество средневековых рукописей — таких, как, например, написанное во второй половине XI века Евангелие. Собор Святого Вита славится и своим органом — чуть ли не лучшим в Европе, поэтому, если у вас будет возможность, обязательно посетите концерты органной музыки, проходящие в костеле.

Чехия уже несколько лет является одним из приоритетных направлений отдыха наших соотечественников. Туроператоры свидетельствуют, что чешские курорты стали более востребованными у россиян. Всего в стране в 2019-ом побывало 565 000 туристов из России, что на 3,78% больше туристов, чем в 2017 году. РФ находится в списке лидеров въездного туризма, если учитывать число ночевок и время пребывания на территории Чешской Республики.

Количество ночевок российских туристов достигло 2 350 169. И это второй показатель среди иностранных рынков. Ранее в чешских отелях останавливались преимущественно немцы – туристы из Германии и сейчас лидируют, занимая первую позицию. По продолжительности пребывания в Чехии Россия (5,16 дня) также благополучно занимает второе место после Саудовской Аравии с ее показателем, который больше на 0,58 дня.

Столица Чешской Республики остается приоритетным, наиболее востребованным туристическим направлением в стране. Только за прошлый год великолепную Прагу и, конечно, Собор св. Вита, посетили свыше 8 000 000 человек. Если сравнивать этот показатель с 2018 годом, прогресс составил 1,73 %. Основные виды туризма, которые интересуют гостей Чехии, – это культурно-познавательный, паломнический, лечебно-оздоровительный и рекреационный.

Таким образом, мы можем утверждать, что средневековые памятники искусства способствовали и сегодня способствуют привлечению туристов в Прагу. А посещение собора св. Вита, наряду с Карловым мостом и астрономическими часами Староместской ратуши, считается неприменным, ведь собор является одной из важнейших достопримечательностей Праги, и знакомство с Прагой будет неполным, если туристы не посетят Собор святого Вита. Его посещение входит в обязательную программу осмотра достопримечательностей Праги.

Собор св. Вита – один из самых величественных храмов, который часто называют духовным центром всей Чехии, национальной и культурной святыней страны. Считается, что к виду собора привыкнуть невозможно, сколько ни приходи сюда, его величие восхищает, готические элементы пугают, а красота изумляет.

Поток туристов, посещающих собор св. Вита и Пражский град, из года в год постоянно увеличивается. Это положительно сказывается на развитии туризма Чехии в целом и в Праге в частности, обеспечивая, прежде всего, возможность реализовать новые проекты и турпродукты потенциальным туристам, а также обеспечивает рабочие места, занятость в туриндустрии. И, конечно, увеличивает доходы ее.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. 9 интересных фактов о соборе Святого Вита в Праге [Электронный ресурс]; URL: https://trip-together.ru/9-interesnyh-faktov-o-sobore-svyatogo-vita-v-prage

2. Майкапар А.А Готический собор – образ мира [Электронный ресурс] / А.А. Майкапар // Искусство: журнал.2005. №5; URL: https://art.1sept.ru/article.php?id=200500701

3. Путеводитель по Праге [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://www.tisamsebegid.ru/praha/sobor-svyatogo-vita-vnutri

4. Собор Святого Вита [Электронный ресурс]; URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Собор_Святого_Вита

Просмотров работы: 432