ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Петрова Л.П. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эмоциональная отзывчивость является отчетной точкой развития человечности у детей, взаимоотношений между детьми и старшими. Доброта в современном мире является дефицитом. Дефицит добра наблюдается из-за наибольшей проблемы — психологического здоровья детей. Проблему эмоциональной отзывчивости изучают такие ученые как Б. М. Теплов, Д. М. Кабалевский, Т. С. Бабаджан, О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина.

Ю. В. Волобуева, эмоциональную отзывчивость дошкольников, рассматривает как умение детьми проявлять эмоциональную реакцию и откликаться на чувства и эмоции другого человека, сопереживать и сочувствовать другим людям, понимать их внутренние переживания [1].

С какими эмоциями дети реагируют на поведение других людей, сопереживают, сочувствуют ли им, это и есть эмоциональная отзывчивость по мнению А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича.

Формирование картины мира и мировоззрения личности, непосредственно связано с эмоциональной отзывчивостью. Эмоциональная отзывчивость не зависит от приобретенного опыта в эмоциональной сфере, детям, как и взрослым людям, в повседневной жизни требуются как позитивные, так и негативные эмоции. От приобретенного жизненного опыта будет зависеть, на сколько правильно ребенок научится трактовать то или иное эмоциональное состояние, как свое, так и других детей, и взрослых. Для детей очень важно приобрести правильный опыт, усвоить постулаты, принятые в обществе для успешной социализации. Начинать правильно формировать эмоциональную отзывчивость нужно начинать уже в раннем и дошкольном возрасте.

Так как в современном обществе к детям с ЗПР применяют личностно ориентированный подход, то наиважнейшую роль стали уделять эмоциональному развитию таких детей. Сейчас эмоциональное развитие детей с ЗПР активно изучается учеными. К сожалению, более подробно изучаются дети школьного возраста, дети дошкольного возраста мало изучены. В связи с этим в современной дефектологии минимум сведений о эмоционально волевом развитии детей дошкольного возраста. И как результат нехватка технологий, методов, приемов и средств для развития эмоционально волевой сферы дошкольников с ЗПР.

Наиважнейшей характеристикой личности дошкольника с ЗПР является незрелость его эмоциональной сферы, слабая коммуникативная активность, скудность проявления чувств, эмоций. [3]. Из-за этого изучение эмоций и чувств детей с ЗПР, их формирование и воспитание имеют первостепенное значение.

Констатирующий эксперимент проводился по трем методикам. Методика 1 «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» (разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой). Методика 2 «Сказка» (разработка Л.Ф. Фатиховой). Методика 3 «Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения (разработка Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.). Цель констатирующего эксперимента была: определить уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Субъект эксперимента: 12 воспитанников старшей группы (5-6 лет) с задержкой психического развития конституционального и соматогенного генеза и 12 воспитанников старшей группы (5 -6 лет) норма МБДОУ Детский сад №39.

В процессе проведения диагностической методики 1. Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний (разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой), целью которой было: изучить возможности чуткого восприятия, сопереживания, умение проанализировать эмоции собеседника судя по произведенным наблюдениям, были выявлены следующие результаты:

Нормально развивающиеся дошкольники показали следующие количественные результаты: высокий уровень эмоциональной отзывчивости у 72% детей (9 дошкольников), средний уровень развития у 28% детей (3 дошкольника). Дети с высоким уровнем эмоциональной сферы адекватно определяют и точно называют все эмоции. Дошкольники способны не только называть эмоции героев иллюстрации, но и разъяснять данные состояния, объясняя причины, вызвавшие их и доводить примеры из собственной жизни, из художественных произведений (сказок). Дошкольники данной группы склонны рассуждать и прогнозировать события в связи с поведением персонажей в определенной ситуации. Детям со средним уровнем потребовалась помощь [5].

Дети с задержкой психического развития показали следующие количественные результаты: высокий уровень эмоционального развития 23% (3 ребенка), средний уровень эмоционального развития 31% (4 ребенка), низкий уровень эмоционального развития 46% (5 детей).

Дети с ЗПР с высоким уровнем эмоционального развития внимательно изучали предложенные изображения эмоций, изображения героев и иллюстрации сюжетов рассказов. Верно объясняли, что герой испытывает на сюжетной картинке. Без затруднения сравнивали иллюстрации сюжета рассказа с картинкой эмоции. Проявляли большой интерес к выполняемому заданию. Помощь в виде подсказок, разъяснений, объяснений не потребовалась.

Дети с ЗПР с средним уровнем эмоционального развития неуверенно объясняли, что герой испытывает на сюжетной картинке, потребовалось большее количество времени для сравнения иллюстрации сюжета рассказа с картинкой эмоции. Потребовалось оказание содержательной помощи, которая выражалась в наводящих вопросах, в ходе которой, воспитанники смогли справиться с заданием. Ребята с интересом выполняли задание.

Дети с ЗПР с низким уровнем эмоциональной отзывчивости не смогли самостоятельно справиться с заданием. Выполняя задания им потребовались два вида помощи: содержательная, которая выражалась в вопросах, и предметно - действенная, которая выражалась сопоставлением различных эмоций. После этого воспитанники смогли правильно сравнить иллюстрации сюжета рассказа с картинкой эмоции [5].

В процессе проведения диагностической методики 2. Сказка (разработка Л.Ф. Фатиховой), целью которой было: выявить на сколько ребенок способен к истолкованию, объяснению и оценке поступков других, умеет ли идентифицировать себя с другими (животными), умеет ли предвидеть ситуацию в зависимости от совершенного поступка, изучить степень сформированности моральных качеств, были выявлены следующие результаты:

Дети норма показали следующие количественные результаты: Высокий уровень эмоциональной отзывчивости у 70% детей (8 дошкольников), средний уровень у 30 % детей (4 ребенка). Дети с высоким уровнем эмоциональной сферы, это гармонично развивающиеся дети улавливают смысл сказки, способны рассказать ее. За основного персонажа, чаще они изберут волка, менее часто зайца. Ребята без помощи понимают какую эмоцию испытывает персонаж произведения или с подсказкой картинки, отлично охарактеризуют поведение персонажей, их роль в произведении; могут соотнести себя с персонажами произведения, чаще соотносят себя с хорошими персонажами произведения (лисой и зайцем). Детям со средним уровнем потребовалась небольшая помощь [5].

Дети с задержкой психического развития показали следующие количественные результаты: высокий уровень эмоционального развития 22% (3 ребенка), средний уровень эмоционального развития 30% (4 ребенка), ниже среднего уровень эмоционального развития 12% (1 ребенок), низкий уровень эмоционального развития 34% (4 ребенка).

Дети с ЗПР с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости самостоятельно отвечают на вопросы, понимают смысл сказки и объясняют поведение героев. Верно объясняют чувства героев и дают правильную оценку их поведения. Проявляли большой интерес к выполняемому заданию. Помощь в виде подсказок, разъяснений, объяснений не потребовалась.

Дети с ЗПР с средним уровнем эмоциональной сферы неуверенно объясняли смысл сказки и объясняли поведение героев, им потребовалось большее количество времени для выполнения задания. Потребовалось оказание содержательной помощи, которая выражалась в наводящих вопросах, в ходе которой, воспитанники смогли справиться с заданием. Ребята с интересом изображали выполняли задание.

Дети с ЗПР, с ниже среднего, уровнем эмоциональной сферы, уловили смысл сказки, смогли назвать отдельные эмоции, но выполнить задание смогли только с помощью наводящих вопросов.

Дети с ЗПР с низким уровнем эмоциональной сферы: не смогли самостоятельно справиться с заданием. Выполняя задания им потребовались два вида помощи: содержательная, которая выражалась в вопросах, и предметно - действенная, которая выражалась сопоставлением различных эмоций. После этого воспитанники смогли правильно объяснить поведение героев и их чувства [5].

В процессе проведения диагностической методики 3. Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения (разработка Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.).

Цель: выявление уровня способностей определять нелепые изображения и степень эмоциональных реакций у детей на нелепые ситуации, были выявлены следующие результаты:

Дети норма показали следующие количественные результаты: высокий уровень эмоциональной отзывчивости у 75% детей (9 дошкольников), средний уровень у 25 % детей (3 ребенка). Дети с высоким уровнем эмоциональной сферы определяли нелепое изображение, верно назвали все нелепицы на изображении и рассказали, как каждый объект выглядит в жизни. Эмоциональная реакция дошкольников положительная. Дети со средним уровнем так же справились с заданиями, но эмоциональная реакция была нейтральная [4].

Дети с задержкой психического развития показали следующие результаты. Высокий уровень эмоционального развития 20% (2 ребенка), средний уровень эмоционального развития 34% (4 ребенка), уровень эмоционального развития ниже среднего 10% (1 ребенок), низкий уровень эмоционального развития 36% (5 детей).

У детей с ЗПР с с высоким уровнем эмоционального развития наблюдается высокая степень адекватности эмоциональной реакции, высокий уровень способности определять нелепое изображение. Воспитанники верно назвали все нелепицы и дали их верное описание. Эмоциональная реакция положительная.

Дошкольники с ЗПР с средним уровнем эмоционального развития верно назвали почти все нелепицы на изображении. У них возникли трудности в объяснении, как объект выглядит по-настоящему. Им потребовалась оказание содержательной помощи. Эмоциональная реакция нейтральная.

Дети с ЗПР с уровнем ниже среднего эмоционального развития не назвали половину нелепиц на изображении, с трудностями смогли рассказать, как выглядит объект в реальной жизни, даже с применением содержательной помощи. Эмоциональная реакция нейтральная.

Воспитанники с низким уровнем эмоционального развития назвали всего 2-3 нелепицы, не смогли описать внешний вид объекта в жизни, даже при оказании содержательной помощи [4].

Результаты исследования показали, что преобладающими уровнями развития эмоциональной сферы дошкольников норма являются высокий и средний уровни, а у дошкольников с задержкой психического развития средний и низкий. Исходя из этого следует, что дошкольникам с задержкой психического развития нужно развивать сферу эмоциональной отзывчивости. Дети с ЗПР испытывают затруднения как в выражении собственных эмоций, так и в определении эмоционального состояния других людей.

Развить эмоциональную отзывчивость детей можно с помощью Вилегодских игр. Вилегодская игра - воспитывает характер детей, упорство, чувство товарищества, сплоченности, развивают смекалку, находчивость. Помогает детям общаться друг с другом. Вилегодская игра помогает детям научиться справляться со своими эмоциями, учит детей распознавать эмоции и адекватно реагировать на различные ситуации. В игре дети учатся адекватно выражать свои эмоции при победе и проигрыше.

Вилегодские игры многообразны и подходят для детей разного возраста. Очень важна роль отводится педагогу – побуждение к игре, объяснение названия, правил игры, игровых действий всем участникам (игрокам). Основная часть игры приходится на игровые действия, поэтому необходимо сделать так, чтобы все «были в азарте». В конце игры педагогу надо оценить, кто больше из участников проявил решительности и инициативы. Выявить лучшего участника или победителя [2].

Игры можно проводить в различные режимные моменты: после приема детей, по время НОД (в виде физкультминуток), в промежутки между НОД, на прогулке и т.д. Далее дети самостоятельно используют игры в самостоятельной деятельности.

Вилегодская игра помогает детям научиться справляться со своими эмоциями, учит детей распознавать эмоции и адекватно реагировать на различные ситуации. В игре дети учатся адекватно выражать свои эмоции.

Игра для ребенка становится вдвойне интересней, если ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Через игру дети развиваются, а, благодаря совместной деятельности с родителями — чувствуют себя любимыми и нужными. Когда дети и родители играют вместе — они делают шаги навстречу друг другу. Во время игры они взаимодействуют, лучше узнают друг друга, обмениваются мнениями и положительными эмоциями.

Вилегодская народная игра при соблюдении правил становиться не только игрой, но и серьезным делом, работой. Она выполняет в жизни ребенка ряд функций: подготовительную (совершенствует физические и морально-нравственные качества, воспитывает социальную активность и творческую инициативу); развлекательную (занимает свободное время); социальную (формирует отношения между людьми, чувство коллективизма и взаимовыручки) [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Волобуева, Ю. В. Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности [Текст] / Ю. В. Волобуева, Ю. Д. Антонова// Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 18-21.

Как у нашего двора начинается игра… Вилегодские народные игры / Издательский дом «Сказочная дорога», 2017

Милютина, О. А. Особенности развития эмоций старших дошкольников с умственной отсталостью [Текст] / О.А. Милютина // Концепт. – 2018. – № 10. – С. 65-69.

Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических учи­лищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.

Фатихова, Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. – 80 с.

Просмотров работы: 70