Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является частым нейропсихологическим расстройством. При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам, формированию асоциального и оппозиционного поведения, что во многом определяет актуальность изучения СДВГ. К основным клиническим проявлениям СДВГ относят дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность, а также симптомы статико-локомоторной недостаточности.
Дети с СДВГ гиперактивны, невнимательны, неусидчивы и импульсивны. Для решения данных проблем эффективно применять нейропсихологическую коррекцию. Во время осуществления психической деятельности взаимодействуют три основные блока мозга человека [1, с. 88].
Существует три блока мозга:
Первый – энергетический. Он отвечает за поддержание активности жизнедеятельности.
Второй – отвечает за прием, хранение и переработку информации.
Третий – отвечает за программирование, регуляцию и контроль деятельности [2, с. 10-12].
Первый блок можно охарактеризовать как фундамент дома. От того, насколько он прочный и хорошо построен будет зависеть как дальше будет стоять дом, как будет работать мозг в сложной деятельности. Первый блок – это осанка, соматическое здоровье, тоническая регуляция.
Второй блок – это стены, окна и двери. Сюда входят такие доли, как височная (слух), затылочная (зрение) и теменная (кожно-кинестетическая чувствительность).
Третий блок мозга – это крыша дома. Здесь формируется произвольность ребенка (целенаправленное выполнение действий).
Чтобы ребенок хорошо учился, был успешен, важно чтобы все три блока мозга хорошо работали. Недоразвитие или повреждение зон, областей любого из перечисленных блоков приводит к различным нарушениям.
В коррекционной работе с детьми с СДВГ обязательно используют нейрокоррекцию. Найрокоррекция это комплекс специальных методик, направленных на переструктуризацию нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств, для того, чтобы в дальнейшем ребенок смог самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение.
В нейрокоррекцию входит большое количество различных упражнений, рассчитанных на разный возрастной период.
Что же входит в структуру занятия?
дыхательные упражнения;
глазодвигательные упражнения;
упражнения на тонус;
растяжки;
упражнения на координацию (развитие вестибулярного аппарата);
межполушарные упражнения;
игры по правилам;
общая, мелкая и артикуляционная моторика;
ритм;
логоритмика и т.д.
Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания. Они рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, "застревают" и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный способ. По мере освоения каждое упражнение усложняется. Дети осваивают программу в разном темпе, если у ребенка не получается качественного выполнения, усложнение не даем.
Рассмотрим основные 4 блока упражнений для нейрокоррекционного занятия:
1 блок. Дыхательные упражнения (каждое упражнение выполняется не более 5 раз). Цель дыхательных упражнений – научить ребенка самостоятельно регулировать свое дыхание, распределять вовремя вдох и выдох. Начинать проводить данные упражнения необходимо сначала лежа, затем сидя и стоя. Если ребенок освоил все упражнения этого блока, можно выполнять все эти упражнения, стоя на балансире.
2 блок. Пальчиковая гимнастика и упражнения на межполушарное взаимодействие. В данный блок входят различные упражнения для пальчиков, такие как: «Крючки», «Пальчики борются», «Колечки», «Пальчики обнимаются», «Дружба» и т.д. [4, с. 385].
В любой деятельности участвуют оба полушария, каждое вносит свой вклад. От их слаженной работы зависит уровень и успешность реализации ВПФ. Полушария осуществляют совместную деятельность, обмениваясь информацией через специализированные проводящие пути (самая крупна комиссура – мозолистое тело). Последние выполняют интегрирующую функцию, передавая тормозные и возбуждающие потоки между полушариями.
Недостаточность в межполушарном взаимодействии может проявляться в трудностях в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете, чтениии, а также в целом восприятии информации), двигательной нескоординированности, эмоциональной нестабильности, плохой памяти, задержки речи [3, с. 29].
Упражнения, входящие в межполушарное взаимодействия разнообразны, вот некоторые из них: перекрестные движения, кулак – ребро – ладонь, перекрестные шаги, ухо – нос, привет – класс, указательный – мизинец, блины и т.д., а также упражнения с межполушарной доской. При выполнении всех упражнений этого блока важно следить за дыханием ребенка (спокойно дышит, не задерживает дыхание) и за телом (нет дополнительных, ярко выраженных движений в мимике и теле). Если дыхание становится неровным, тело и лицо сильно напрягаются, необходимо уменьшить сложность задания.
3 блок. Двигательные упражнения. Здесь используются упражнения на развитие крупной моторики. Упражнения, входящие в список: «Лодочка, «Качалочка», «Корзиночка», «Струночка», «Бревнышко», «Ползание», «Упражнения с палкой» и т.д. Данные упражнения выполняются, как лежа, так и стоя. Так же многие дети в приод раннего онтогенеза не ползали, поэтому на нейрокоррекционных занятиях проводятся игры на формирование ползания, как на животе, так и на спине. В этот же блок входят упражнения на координацию.
4 блок. Глазодвигательные упражнения. Все упражнения можно проводить лежа, сидя и стоя. Сначала начинаем с обычного слежения за яркими предметами, далее переходим на восьмерку, рисованием рукой и глазами в воздухе различным фигур и т.д.
Детям с СДВГ необходимо хорошо взаимодействовать со своим телом. Ребенок начинает знакомиться с миром через свое тело. Постоянно мозг получает огромное количество информации от тела и передает сигналы телу. Знание своего тела, правильная интерпретация ощущений от него, умение управлять им, играет важную роль на протяжении всей жизни человека, является базой для развития ВПФ.
Если у ребенка снижена способность ощущать свое тело, управлять им, поддерживать в тонусе и расслаблять, то на это будет тратиться много энергии и на развитие познавательных процессов энергии может не хватить. Поэтому важно у детей с трудностями в развитии выстраивать схему тела, «учить мозг» понимать и управлять телом.
Схема тела – это проприоцепции (глубинные ощущения), зрительное восприятие и вестибулярное чувство. В работе с телом важно задействовать все эти три системы.
В работе с телом необходимо использовать воздействие на поверхностную чувствительность (обтирание, поглаживание, наложение), на проприоцептивную чувствительность (проминание, прохлопывание, прижимание). Так же идет воздействие на фасции, суставы, простраивание опор тела, оси тела, равновесие.
В ходе нейропсихологической коррекции происходит интеграция всех психических процессов, развитие целостной и последовательной стратегии обработки информации, формирование произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности, исчезают проявления дезадаптации. Поэтому на вопрос «Действительно ли нейрокоррекция положительно влияет на развитие детей с СДВГ» ответом является ДА. Нейрокоррекция таким детям не только рекомендуется, она НЕОБХОДИМА!
Список использованных источников:
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2003. 384 с.
Малафеева Ю.В. Организация нейропсихологического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста, Учебное пособие, 2021. 120 с.
Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019 - №6. С. 43-50.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2007. 474 с.