Современные арт –технологии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста средствами Батик - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Современные арт –технологии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста средствами Батик

Браилова Е.В. 1, Чернобровкин В.А. 2
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова.Кафедра дошкольного и специального образования
2ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Кафедра дошкольного и специального образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольное образование – это самый главный и ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития, это время формирования социально–психологических основ личности, период «питания» души и сердца ребёнка всем самым благородным и прекрасным.

Сегодня психическое здоровье детей вызывает серьёзную тревогу у педагогов. Нарастает количество неврозов, часты проявления апатии, повышенной раздражительности и агрессивности. Всё это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений. Современная педагогика и психология в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование арт-технологий и организацию самостоятельной творческой деятельности детей. Ещё В. Сухомлинский писал о том, что творчество - это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая связь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением её сил в активной деятельности.

Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности. Творчество заложено в детях с самого рождения. Творчество дошкольников является первоначальной ступенью развития собственно творчества, оно специфично, в силу чего называется детское творчество [4, с. 52].

Известно, что искусство само по себе обладает целительным действием. Искусство позволяет человеку передать не только то, что он видит в окружающей его жизни, но и свои фантазии, дать волю воображению, почувствовать себя творцом, осознать и изменить эмоциональное отношение к тем или иным явлениям и событиям, воплощая их в образы.

Первоначально схема лечения искусством была представлена в теориях З. Фрейда, К. Юнга, А. Маслоу. Но на практике гипотетические модели начали применять лишь в 30-х годах XX века. Подобный метод коррекции начали использовать для лечения детей, которые эмигрировали на территорию Соединенных Штатов из Германии после окончания войны. Арт-терапия на тот момент была едва ли не единственной возможностью побороть стресс и справиться с травмами, полученными во время пребывания в лагерях фашистов.

Первые эксперименты дали положительный результат, поэтому «лечение искусством» становилось все более популярным. На сегодняшний день в психотерапии широко применяют практически все виды арт-технологии. Подобная методика позволяет человеку осмыслить и решить массу проблем, раскрыть новые грани своей личности [3].

Решению коррекционных задач призваны помочь методы и приёмы арт-технологии путем обучения интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам современного образования. Она не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребёнок может участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стрессы). На занятиях ребёнок свободно проявляет свою фантазию.

Арт-технологии и педагогика имеют единую цель – научить ребёнка с помощью творчества понимать себя и жить в ладу с самим собой, познавать окружающий мир, способствовать его успешной социализации и самореализации.

В современном обществе родители стараются дать детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже проявляют настоящие эмоции, восхищаются и удивляются, сопереживают. Многие родители не считают рисование серьёзным делом и заменяют его интеллектуальными занятиями, более полезными, с их точки зрения. Однако, научные исследования в области изобразительной деятельности подтверждают, что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Ребёнок в арт-технологическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост.

В последнее время стала актуальной техника изобразительной деятельности: «батик» (рисование по ткани). «Батик» - одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Технология такой росписи возникла в Индонезии еще в XII веке.

Занятия «батиком» не требуют умений рисовать, здесь скорее требуется внимание и аккуратность. Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы работы с материалом для получения нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом труда, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи [2, С. 13].

Все занятия проходят с учетом ведущей деятельности дошкольника - игры. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок видит красоту и гармонию форм, кроме того, узнаёт характерные особенности материалов: цвет, форму. Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно–ассоциативного мышления, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мираи закрепляются, как правило, в активных формах деятельности. Техника «батик» позволяет не только получить для ребенка значимый и успешный конечный результат, но делает интересным, увлекательным сам процесс творчества [1, С.257].

С помощью нетрадиционной техники рисования в процессе росписи по ткани методом «батик», у детей развиваются не только творческие способности в изобразительной деятельности, но и художественно-эстетический вкус, наблюдательность, интерес к декоративно-прикладному творчеству, к изобразительному искусству, осязательно -тактильному восприятию при росписи ткани. Все это благоприятно воздействует на физическое и психическое самочувствие ребенка.

Батик способен решить следующие задачи:

Образовательные:

познакомить детей с видом народного декоративно-прикладного творчества – «батик» (роспись ткани) и цветовой основойросписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основные – главные цвета и составные цвета, цветовые контрасты и цветовые нюансы;

сформировать представление о назначении декоративно-оформительского искусства и его особенностях.

Развивающие:

развивать изобразительные умения и навыки росписи по ткани в разных техниках;

формировать умение поэтапного планирования работы, умение предвидеть результат;

повышать технические навыки в работе с различными материалами и инструментами.

Воспитательные:

воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, положительное отношение к труду взрослых;

формировать бережное отношение к тому, что сделано  руками человека;

способствовать навыкам организации и планирования работы;

развивать аккуратность при работе с различными материалами;

воспитывать самостоятельность, инициативность.

Коррекционные:

улучшать самооценку, при которой исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические:

достигать «лечебный» эффект благодаря тому, что в процессе творческой деятельности, создается атмосфера доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

Диагностические:

получать информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Арт-технология «батик» необходима детям, если их беспокоят страх; заниженная самооценка; депрессивные состояния; стресс, неврозы; повышенная тревожность; расстройства сна; частые конфликты.

В итоге, в список показаний входят состояния, которые заставляют ребенка чувствовать себя неуверенно и психологически плохо, что довольно часто происходит с современными детьми.

Таким образом, использование различных техник и приемов создания изображений само по себе выступает как способ познания своих возможностей и окружающей действительности, выражения различного рода эмоций, средством снижения психоэмоционального напряжения, развития чувства успешности, создания настроя на активное творчество, развития изобразительной деятельности. И особенно рисование в технике «батик», так как эти занятия не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, следовательно, имеет большой потенциал в образовательном процессе. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в педагогической практике арт-технологии, и в частности рисование в технике «батик», может использоваться в качестве развивающего средства обучения и создания здоровьесберегающей образовательной среды.

Список использованных источников:

Белозорова, Л.А. Арт–терапия в образовании / Л.А.Белозорова // Современное образование в условиях мировых тенденций социализации личности: Материалы VI Международной научно–практической конференции из серии: «Образование – XXI век» / Под ред. Н.А. Провоторовой. – Воронеж: ВОИПиПКРО, 2009 – С. 256 – 258

Киселева, М.В. Арт–терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – Санкт–Петербург.: Речь, 2009. – 158 с.

Копытин, А.И. Теория и практика арт–терапии / А. И. Копытин. – Санкт–Петербург : Питер, 2002. – 368 с.

Чернобровкин, В.А. Практикум по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" : учебное пособие [для вузов] / В.А. Чернобровкин, Г.С. Хакова ; МГТУ. - Магнитогорск : МГТУ, 2019. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с титул. экрана. URL : https://magtu.informsystema.ru/uploader/fileUpload?name=3899.pdf&show=dcatalogues/1/1530043/3899.pdf&view=true (дата обращения: 28.10.2022). - Макрообъект. - ISBN 978-5-9967-1489 Текст : электронный. Сведения доступны также на CD-ROM.

Просмотров работы: 159